Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2017 г. N Ф08-2825/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2017 г. |
дело N А32-32052/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Щеглов Н.С. по доверенности от 22.12.2016, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель Олизаренко Т.Н. по доверенности от 26.12.2016, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.11.2016 по делу N А32-32052/2016,
по заявлению открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания",
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ,
принятое судьей Купреевым Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2016 N 06-46-20/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренному по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что выявленные по настоящему делу административным органом нарушения требований ГОСТ 32144-2013 указывают на наличие правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, а не по ч.1 ст. 14.43.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, вывод управления о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ является обоснованным, поскольку объектом ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ является сертифицированная электрическая энергия (продукция), а не сертифицированная коммунальная услуга.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель управления в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 04.08.2016 N 01-30/960 и обращения граждан от 03.08.2016 вх. N 7-06/11-437-36ж проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Кубаньэнергосбыт" на предмет соблюдения обязательных требований госстандартов при реализации электрической энергии потребителям.
В ходе проверки управлением установлено, что электрическая энергия, реализуемая обществом потребителям (гражданам, проживающим по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Кучугуры, ул. Виноградная) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц:
- опора N 23 ВЛ-0,4 кВ по ул. Виноградная 4 от ТП3П9-851, присоединение 2 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети (ПС 35/10 кВ "Запорожская");
- опора N 6 ВЛ-0,4 кВ по ул. Виноградная 66 от ТП3П9-851, присоединение 1 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети (ПС 35/10 кВ "Запорожская"), не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013 "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие Приказом Госстандарта от 22.07.2013 N 400-ст.
По результатам проверки контролирующим органом 31.08.2016 составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении N 108.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, управлением вынесено постановление от 05.09.2016 по делу об административном правонарушении N 06-46-20/2016, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о незаконности оспариваемого обществом постановления управления.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Из материалов дела следует, между потребителями (гражданами, проживающими по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Кучугуры, ул. Виноградная) и обществом заключены договоры энергоснабжения на основании которых общество поставляет в жилые дома потребителей электрическую энергию, в связи с чем, условия таких договоров должны соответствовать параграфу 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В пункте 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442, установлено, что договоры с потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Общество в соответствии с абзацем девятым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для цели обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых домов и в соответствии с пунктом 31 названных Правил обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Электрические сети принадлежат ПАО "Кубаньэнерго", (г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А). ОАО "Кубаньэнергосбыт" реализует (поставляет, продает) электрическую энергию по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.01.2014 N 407/30-5 по сетям ПАО "Кубаньэнерго".
Материалами дела подтверждается, что проверка проведена на основании обращения граждан. Согласно акту проверки от 31.08.2016 N 7.06.34-960, предметом проверки являлась электрическая энергия, реализуемая обществом в соответствии с договорами энергоснабжения гражданам.
Согласно протоколу от 31.08.2016 об административном правонарушении N 108 и оспариваемому постановлению от 05.09.2016 N 06-46-20/2016 реализовывалась электрическая энергия ненадлежащего качества.
Из содержания акта проверки от 31.08.2016 N 7.06.34-960 (с учетом письма ПАО "Кубаньэнерго" от 23.09.2016 N СлЭС/1/2966) следует, что административным органом проводился контроль качества электрической энергии на опорах N 21 ВЛ-0,4 кВ по ул. Виноградная 4 от ТП3П9-851, присоединение 2 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети (ПС 35/10 кВ "Запорожская") и N 8 ВЛ-0,4 кВ по ул. Виноградная 66 от ТП3П9-851, присоединение 1 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети (ПС 35/10 кВ "Запорожская"), которые являются точками поставки в жилые частные дома потребителей электроэнергии (физических лиц).
В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 договоры электроснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, в конкретном случае контроль качества электрической энергии производился не в домах потребителей коммунальной услуги, а в точке, где исходя из положений пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 10 указанного приложения N 1 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество в указанных точках оказывает коммунальную услугу -энергоснабжение, предназначенную для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доказательств того, что обществом осуществляется энергоснабжение (поставка) прочим потребителям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), для целей отличных от потребления электроэнергии исключительно для бытовых нужд, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, предметом проверки является коммунальная услуга -энергоснабжение.
Таким образом, выявленное нарушение неправильно квалифицировано по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правонарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Однако, на управление действующим законодательством не возложены полномочия по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В силу статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами ВС РФ в судебных акта по делам: N А43-28027/2013, А43-23833/2014, постановлении апелляционной коллегии ВС РФ N 9-АД-15-14 от 28.12.15г.
Основанное на правовой позиции ВС РФ, изложенной в указанных выше судебных актах постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-20098/2016 обжаловано в Верховный суд РФ. В связи с этим, апелляционный суд разъясняет управлению, что в случае пересмотра ВС РФ ранее сформированной в указанных судебных актах правовой позиции по сходному правовому вопросу, управление вправе обратиться в суд с заявление о пересмотре решения по делу по новым обстоятельствам, если к тому будут установленные АПК РФ основания.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 по делу N А32-32052/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32052/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2017 г. N Ф08-2825/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Кубанская энергосбытовая компания", ОАО "Кубаньэнергосбыт", ЮТМТУ Росстандарта
Ответчик: Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ЮМТУ Росстандарта в лице Территориального отдела Государственного надзора по КК
Третье лицо: ЮМТУ Росстандарта