Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф09-2052/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А71-8690/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Сарапульский район" (ОГРН 1021800860718, ИНН 1818000563) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 октября 2016 года
по делу N А71-8690/2016,
принятое судьей Шумиловой И.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс"
к Администрации муниципального образования "Сарапульский район"
о признании недействительным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Администрации муниципального образования "Сарапульский район" (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 20.07.2016 N С1-1-12.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что в ранее выданном предписании N С1-1-10 от 10.02.2016 и повторном предписании N С1-1-12 от 20.07.2016 указаны идентичные нарушения и исполнить оба предписания невозможно. Так, исполнение предписания С1-1-10 повлечет невозможность исполнить предписание С1-1-12. Полагает, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на общество обязанность по его исполнению.
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом в порядке статьи 159 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено заявление ОАО "Энергосбыт Плюс" о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 12.01.2016 N 018 Главы администрации Сарапульского района и в связи с обращением жильцов дома N57а по ул.Советская в с.Сигаево о неправомерном начислении платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме N57а по ул.Советская в с.Сигаево, в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу защиты прав потребителей при выполнении обществом расчета платы за коммунальные услуги.
Из заявления жильцов следовало, что обществом незаконно дважды начислены к оплате за электрическую энергию расходы на общедомовые нужды.
В ходе проведения проверки было установлено, что дом N 57а по ул. Советская в с.Сигаево является многоквартирным домом и имеет места общего пользования, в связи с чем предъявление платы на общедомовые нужды правомерно. Все начисления, выполненные обществом на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2015 года, произведены в соответствии с действующим законодательством.
В связи с тем, что кроме индивидуального потребления квартирами других электропотребляющих устройств после общедомового прибора учета не выявлено, сумма показаний всех 6 индивидуальных приборов учета должна равняться показаниям общедомового прибора учета.
Однако из-за неисполнения потребителем кв. 6 предписания на замену индивидуального прибора учета, выданного 15.08.2014, начисления производятся по установленному постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.01.2013 N 17 нормативу, что не отражает фактического потребления электроэнергии.
В ходе проверки выявлен факт искажения показаний индивидуального прибора учета электрической энергии по кв. 1. Так, на 31 декабря 2015 г. собственником поданы показания прибора учета - 2780 кВтч., а при проверке в феврале 2016 г. показания на приборе учета были зафиксированы - 16 260 кВтч. (разница составила 13480 кВтч.).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте N 018 от 10.02.2016.
Административным органом выдано предписание от 10.02.2016 N С1-1-10, согласно которому обществу в срок до 10.03.2016 надлежало выполнить перерасчет жильцам многоквартирного дома N 57а по ул. Советская в с. Сигаево Сарапульского района Удмуртской Республики, в соответствии с фактическими показаниями приборов учета.
Далее на основании распоряжения Главы Администрации Сарапульского района Удмуртской Республики от 21.03.2016 N 027 уполномоченным должностным лицом в период с 28 по 29 апреля 2016 г. проведена внеплановая документарная проверка исполнения обществом требований предписания от 10.02.2016.
В ходе проверки установлено, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в феврале 2016 г. был произведен перерасчет потребленной электроэнергии ОДН по всем квартирам дома в объёме 3380,06 кВтч, при этом в остальной части ранее распределенных 12837,55 кВтч, в объёме 9457,49 кВтч перерасчет произведен не был.
В связи с проведенным по квартире N 1 перерасчетом платы за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуального прибора учета, электроэнергия в объёме 9457,49 кВтч на сумму 21 486 руб. 50 коп. оказалась предъявлена жильцам дома дважды, при начислении платы за электроэнергию ОДН за предыдущие периоды по всем квартирам дома и за февраль 2016 г. по квартире N 1.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.04.2016 N 027.
По результатам проверки установлено неисполнение ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" требований ранее выданного предписания N С1-1-10 от 10.02.2016.
20.07.2016 обществу выдано повторное предписание N С1-1-12 об устранении нарушения при осуществлении перерасчета жильцам многоквартирного дома платы за электроэнергию в соответствии с фактическими показаниями приборов учета.
Несогласие заявителя с предписанием от 20.07.2016 N С1-1-12 послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40- РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу изложенного предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
В части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354).
В п. 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Из пункта 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что приходящееся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленное за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
При расчете используются показатели объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в нежилом помещении, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса; объема соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованного за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению; общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 47 Правил N 354 в случае, указанном в п. 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения(квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подп. "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.01.2013 N 17 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в Удмуртской Республике.
В силу п. 61 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Таким образом, положения п.61 Правил N 354 предоставляют возможность ресурсоснабжающей организации (исполнителю) производить перерасчет в случае изменения показаний индивидуальных приборов учета при наличии предусмотренных законом оснований.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В случае, если потребителю после проведения проверки показаний по индивидуальному прибору учета был произведен перерасчет в сторону увеличения, то объем потребления электроэнергии по всем жилым и нежилым помещениям будет увеличен на этот объем, при этом объем электроэнергии по общедомовым нуждам должен быть уменьшен на такое же количество электроэнергии.
Факт несоблюдения заявителем требований п.п. 44, 46, 47, 61 Правил N 354 установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2016 по делу N А71-4058/2016, имеющим в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рамках указанного решения была дана оценка законности предписания Администрации муниципального образования "Сарапульский район" от 10.02.2016 N С1-1-10, ввиду неисполнения которого административным органом выдано повторное идентичное предписание от 20.07.2016 N С1-1-12, оспариваемое в настоящем деле. При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что частичное исполнение ранее выданного предписания не исключает возможность выдачи повторного предписания с тем же требованием; произведенные обществом действия по устранению нарушения, осуществление перерасчета не в полном объеме, привели к повторному предъявлению к оплате потребленной электроэнергии.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание от 20.07.2016 N С1-1-12, обязывающее совершать конкретные действия по выполнению перерасчета жильцам многоквартирного дома N 57а по ул. Советская в с. Сигаево, в соответствии с фактическими показаниями приборов учета, соответствует требованиям нормативных правовых актов, и является законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Предписание является исполнимым. В предписании отражены выявленные нарушения, все факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит конкретную формулировку способа устранения нарушений, что не нарушает прав заявителя, обязанного произвести перерасчет платы.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению в полном объеме, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 октября 2016 года по делу N А71-8690/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Энергосбыт Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) (плательщик Удмуртский филиал ОАО "Энергосбыт Плюс") из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 23157 от 18.11.2016 при подаче апелляционной жалобы госпошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л. Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8690/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф09-2052/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Сарапульский район"