Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А60-37778/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест": Дудырева Е.А.,паспорт, доверенность от 09.01.2017,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2016 года по делу N А60-37778/2016,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" (ОГРН 1069670132036, ИНН 6670132726)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью УЖК "Радомир-Инвест" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 02.06.2016 N 29-09-06-116.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене предписания.
В обоснование жалобы общество приводит доводы об отсутствии оснований для выдачи предписания, поскольку перерасчет платы за коммунальные услуги не производился, начисления за период с сентября по ноябрь 2015 за "тепловую энергию на нагрев воды" произведены единожды; начисления за тепловую энергию на нагрев воды за декабрь 2014 года и за апрель 2015 года произведены в соответствии с объемами потребления, определенными по показаниям общедомового прибора учета (в связи с изменением суммарных объемов горячей воды по дому). Податель жалобы настаивает, что все начисления произведены правомерно, начисление и предъявление излишней платы за оказанные коммунальные услуги Департаментом не установлено.
Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы в полном объеме, просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на жалобу; просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании приказа N 29-09-04-116 от 17.05.2016 в отношении ООО УЖК "Радомир-Инвест" проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 43.
В ходе проверки установлено нарушение порядка начисление платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение", а именно:
- произведен перерасчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по компоненту "нагрев", потребленную на индивидуальные нужды за период с сентября по ноябрь 2015 года, собственникам/нанимателей жилых помещений дома в платежных документах за февраль 2016 года;
- произведен перерасчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по компоненту "нагрев", в связи с уточненными объемами потребления по показаниям общедомового прибора учета за декабрь 2014 года и апрель 2015 года, предъявленный к оплате собственникам/нанимателям помещений дома в платежных документах за февраль 2016 года.
По итогам проверки составлен акт и выдано предписание N 29-09-06-116 от 02.06.2016 об устранении выявленных нарушений (т. 1 л.д. 10-16).
Данным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 22.08.2016 устранить нарушения, а именно:
- обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по компоненту "нагрев", потребленную на индивидуальные нужды в соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; отменить перерасчет платы за услугу "горячее водоснабжение" по компоненту "нагрев", потребленную на индивидуальные нужды за период с сентября по ноябрь 2015 года, отраженный в платежных документах за февраль 2016 года собственников/нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 43;
- обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по компоненту "нагрев", в соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; отменить перерасчет платы за услугу "горячее водоснабжение" по компоненту "нагрев", за декабрь 2014 года и апрель 2015 года, отраженный в платежных документах за февраль 2016 года собственников/нанимателей жилых помещений.
Общество, полагая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы при осуществлении предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал выводами о законности оспариваемого предписания и отсутствии оснований для признания предписания недействительным.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Департамент наделен полномочиями по осуществлению регионального жилищного надзора, следовательно, предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
При проведении проверки Департаментом установлено, что многоквартирный дом в г. Екатеринбурге по ул. Новгородцевой, 43 оборудован бойлерной системой самостоятельного производства горячей воды. В целях оказания услуг отопления и горячего водоснабжения ООО УЖК "Радомир-Инвест" заключило договор с ресурсоснабжающей организацией ООО "Свердловская теплоснабжающая компания". Дом оборудован узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, о чем свидетельствует журнал учета показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ ОТ 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 34 Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно Правилам N 354 в многоквартирных домах, оборудованных бойлерной системой самостоятельного производства горячей воды, проводятся начисления за индивидуальное и общедомовое потребление горячей воды в части холодного водоснабжения (теплоноситель) и тепловой энергии на нагрев.
С 01.01.2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1149 внесены изменения в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, согласно п. 49 которого установлено, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из: компонента на теплоноситель (подача воды, куб. м) и компонента на тепловую энергию (нагрев воды, Екал/куб. м). Компонент на тепловую энергию представляет собой количество тепловой энергии, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды.
Для определения количества тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, как при наличии индивидуальных приборов учета, так и при их отсутствии, должен быть применен норматив потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, равный количеству тепла, необходимому для приготовления одного кубического метра горячей воды, т. е. одним из показателей, необходимых при расчете платы за горячую воду, является норматив тепловой энергии на подогрев теплоносителя (исходной воды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01 января 2018 года утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
До настоящего времени данный показатель не утвержден.
В качестве временной меры Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области письмами от 23.01.2013 N 354 и от 20.03.2013 N 11-01-81/1662, на территории Свердловской области, рекомендовано при расчете платы за услугу горячего водоснабжения применять объем потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения равный количеству тепла, необходимому для приготовления 1 куб. метра горячей воды, учтенному РЭК Свердловской области при утверждении тарифов на горячую воду на 2012 год (для ООО "СТК" - 0,0478 Гкал/куб. метр).
Департаментом установлено, что в платежных документах за февраль 2016 года обществом произведены начисления (перерасчет) горячее водоснабжение в части "тепловой энергии на нагрев воды" за период с сентября по ноябрь 2015 года в соответствии с нормативом потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, равным 0.0478 Гкал/куб. м. Кроме того, произведен перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения по компоненту "нагрев" за декабрь 2014 года и апрель 2015 года в связи с уточненными объемами по показаниям общедомового прибора учета (в связи с изменением суммарных объемов горячей воды по дому).
Данные начисления общество обосновало тем, что в период с 14.09.2015 по 30.09.2015, а также за октябрь и ноябрь 2015 года начисление платы за услугу горячего водоснабжения по компоненту "нагрев" на индивидуальное потребление не производилось.
Департаментом при проведении проверки установлено, отражено в акте, что в сентябре 2015 года начисление платы за услугу горячего водоснабжения по компоненту "нагрев" на индивидуальное потребление производилось; в октябре и ноябре 2015 года начисление платы за услугу горячего водоснабжения по компоненту "нагрев" обществом не производилось. Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела платежными документами. В судебном заседании представитель общества пояснил, что плата не начислялась Единым расчетным центром по техническим причинам.
Департамент, ссылаясь на пункт 37 Правил N 354, считает включение в платежные документы за февраль 2016 года платы за услугу горячего водоснабжения по компоненту "нагрев" на индивидуальное потребление за период сентябрь - ноябрь 2015 года необоснованным, поскольку расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг является месяц. Плата за оказанные коммунальные услуги может быть предъявлена только в платежном документе за соответствующий период (например, за сентябрь в октябре).
Суд первой инстанции поддержал данную позицию.
Апелляционный суд с данными выводами не согласен и полагает, что в данном случае положения пункта 37 Правил N 354 не могут быть истолкованы как ограничивающие право исполнителя коммунальной услуги предъявить плату за фактически оказанные услуги.
Применительно к рассматриваемому делу апелляционный суд, руководствуясь статьей 157 ЖК РФ, пунктами 34 и 37 Правил N 354 полагает, что при доказанности факта оказания коммунальных услуг и отсутствии их оплаты, отсутствии нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, включение в расчетный документ платы за фактически оказанные и не оплаченные коммунальные услуги не противоречит Правилам N 354.
Поскольку за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" в части "тепловой энергии на нагрев воды" за период сентябрь - ноябрь 2015 года плата обществом не начислялась, включение в расчетный документ за февраль 2016 года сумм платы не противоречит Правилам N 354.
Апелляционный суд принимает доводы общества о том, что начисления за услугу "тепловая энергия на нагрев" в сентябре 2015 года (за период с 14.09.2015 по 30.09.2015) не проведены, то есть не предъявлены к оплате. Документов, опровергающих данные обстоятельства, Департамент не представил.
Начисления за тепловую энергию на нагрев воды за декабрь 2014 года и за апрель 2015 года проведены обществом в соответствии с объемами потребления, определенными по показаниям общедомового прибора учета (в связи с изменением суммарных объемов горячей воды по дому).
Обстоятельства, послужившие основанием для начисления по данному основанию, Департаментом не опровергнуты документально. То есть не доказано, что предъявлена плата за услуги, которые фактически не оказаны.
На основании вышеизложенного апелляционный суд полагает, что предписание, основания для выдачи которого не доказаны органом, выдавшим оспариваемое предписание, нарушает права и законные интересы общества тем, что без должных оснований возлагает на него дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.
Поскольку совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным судом апелляционной инстанции установлена и подтверждена материалами дела, заявленные обществом Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" требования подлежат удовлетворению.
По вышеизложенным мотивам решение арбитражного суда подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ.
Принимая во внимание, что требования заявителя удовлетворены в полном объеме, в соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления (3000 руб.) и апелляционной жалобы (1500 руб.) подлежат взысканию в пользу заявителя с Департамента.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2016 года по делу N А60-37778/2016 отменить.
Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.06.2016 N 29-09-06-116 как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" (ОГРН 1069670132036, ИНН 6670132726) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (Три тысячи) рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" (ОГРН 1069670132036, ИНН 6670132726) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 4164 от 01.11.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37778/2016
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "РАДОМИР-ИНВЕСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ