Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2017 г. N Ф05-6757/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А40-110700/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей А.Н. Григорьева, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 ноября 2016 года по делу N А40-110700/2016, принятое судьей О.И. Демьяновой, по иску ООО "Фирма "Роксолана" (ОГРН 1037739317593) к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423) о признании незаконным отказа в выкупе арендуемого имущества
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: Салаватова К.Х. (по доверенности от 09.01.2017)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Роксолана" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, оформленного письмом от 12.02.2016 N 33-5-21237/16-(о)-1 в выкупе арендуемого ООО "Фирма "Роксолана" нежилого помещения общей площадью 330,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва ул. Полбина, д. 30 стр.2, 2 этаж, как не соответствующий положениям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить ООО "Фирма "Роксолана" государственную услугу "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" путем подготовки и подписания проекта договора купли-продажи недвижимого имущества по адресу г. Москва ул. Полбина, д.З0, стр.2, общей площадью 330,6 кв.м. и выдачи (направления) проекта договора на подпись ООО "Фирма "Роксолана" ( с учетом изменения предемета требования).
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что ООО "Фирма "Роксолана" является субъектом малого и среднего предпринимательства и что является арендатором нежилого помещения по адресу: г.Москва, ул. Полбина, д. 30, стр.2 по договору аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 г., заключенному с ДГИ г.Москвы. Заявитель указывает, что при обращении к Департаменту с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы", ему было отказано в предоставлении услуги на том основании, что договор аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 не действует.
Решением от 25 ноября 2016 года по делу N А40-110700/2016 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, считает, что истцом пропущен срок исковой давности для признания недействительным ненормативного правового акта.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого Арбитражного Апелляционного суда и Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представитель истца в заседание не явился.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Предоставление государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения ДГИМ необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и Департаментом городского имущества г. Москвы заключен договор аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 и дополнительные соглашения от 17.09.2009, 18.05.2010, 17.10.2011, согласно которым истец является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу г. Москва ул. Полбина, д. 30, стр.2, площадью 330,6 кв.м.
Срок действия договора аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 установлен до 15.05.2015.
Истец отнесен к субъектам малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, что также подтверждается внесением Общества в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 13.08.2013 N 159-ФЗ обратился в Департамент городского имущества города Москвы истец 06.03.2015 обратился с соответствующим заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, однако Департамент письмом от 28.05.2015 N 33-5-6104/15-(0)-1 отказал ООО "Фирма "Роксолана" в предоставлении вышеуказанной услуги, со ссылкой на то, что срок действия договора аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 истек 15.05.2015.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-159551/2015 суд установил, что договор аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 является действующим, отказ Департамента городского имущества г. Москвы в предоставлении государственной услуги признан незаконным.
26.01.2016 ООО "Фирма "Роксолана" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы".
В свою очередь Департамент письмами N 33-5-21237/16-(о)-1 от 12.02.2016 и N ДГИ-1-6733/16-1 от 17.02.2016 отказал в предоставлении вышеуказанной услуги на том основании, что договор аренды N 05-00189/04 от 18.05.2004 не действует, в соответствии с п. 2.8.1.1. Административного регламента, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Департамента, о том, что запись о регистрации договора аренды погашена, поскольку не может иметь правового значения для факта признания за истцом права на выкуп арендуемого помещения, так как указанные доводы были рассмотрены судом в рамках дела N А40-159551/2015.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с п. 2.8.1.1. Административного регламента, утвержденного п.1.17 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, основанием для отказа в приеме документов для получения указанной выше государственной услуги является обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с настоящим Регламентом.
Согласно п. 2.4.1. указанного Административного регламента, в качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели - субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие требованиям, установленным статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющиеся арендаторами недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы.
В статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в установленном законом порядке.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Судом первой инстанции правильно установлено соответствие истца указанным критериям лица, претендующего на преимущественное право выкупа арендуемых помещений, поэтому основания для отказа в реализации заявителем преимущественного права приватизации отсутствовали.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств судом первой инстанции дана оценка всем доводам Департамента, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы жалобы, поскольку они не опровергают обстоятельств, установленных судом, по доказательствам представленным в деле и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, кроме того, данные доводы, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании статей 67-68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку, что и отразил в мотивировочной части решения.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2016 года по делу N А40-110700/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
А.Н. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110700/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2017 г. N Ф05-6757/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Фирма"Роксолана", ООО Фирма "Роксолана"
Ответчик: Департамент городского имущества