Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2017 г. N Ф07-3384/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А21-10236/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Мельниковой Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Петрук О.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32090/2016) ООО "МКД Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.10.2016 по делу N А21-10236/2015 (судья Пахомова Т.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "МКД Сервис"
к 1. Некоммерческой организации Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах",
2. Администрации ГО "Город Калининград",
3. Государственной жилищной инспекции (служба) Калининградской области
о признании реализованным решения собственников помещений в многоквартирных домах о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, обязании прекратить начисление взносов,
установил:
ООО "МКД Сервис" обратилось в арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:
обязать Администрацию ГО "Город Калининград" признать реализованным до 17.06.2015 г. решения собственников помещений в многоквартирных домах в г.Калининграде по адресам: Московский проспект, 72, 111-121, 123-133; ул. 1812 года, 23, 29, 31-37; ул. Пионерская, 11-13, 52-58, 68-70; ул. 9 Апреля, 2-6, 8-12, 24-32, 34-40, 62, 72 78, 80-86; ул. Литовский вал, 32-34А; ул. Зарайская, 19; ул. Гражданская, 9А; ул. Фрунзе 17-21; ул. Клиническая, 25, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрана управляющая компания ООО "МКД Сервис", и внести изменения в постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2015 г. N 1040 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", исключив из приложения "Адресный перечень многоквартирных домов, расположенных в границах городского округа "Город Калининград", в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" порядковые номера: 2628 ул. Пионерская, д. 52-58; 2926 ул. 9 Апреля, д. 80-86; 2980 ул. Литовский вал д. 32-34А; 3004 ул. 9 Апреля, д. 72-78; 3073 ул. 1812 года, д. 31-37; 3087 проспект Московский, д. 111-121; 3137 ул. 9 Апреля, д. 8-12; 3138 ул. 9 Апреля, д. 44-50; 3150 ул. S Апреля, д.34- 42; 3196 ул. 9 Апреля, д.24-32; 3252 ул. 1812 года, д. 23-29; 3321 проспект Московский, д. 123-133; 3461 ул. 9 Апреля, д. 2-6; 3501 ул. Зарайская, д. 19; 3507 ул. Фрунзе, д. 17-21; 3558 ул. Пионерская, д. 11-13; 3612 ул. Пионерская, д.68-70; 3677 проспект Московский, д. 72; 3732 ул. 9 Апреля, д. 62; 3866 ул. Клиническая, д.25; 4012 ул. Гражданская, д. 9А.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Калининградской области (Жилищная инспекция (служба) Калининградской области) признать реализованным до 17.06.2015 г. решения собственников помещений в многоквартирных домах в г.Калининграде по адресам: Московский проспект, 72, 111-121, 123-133; ул. 1812 года, 23-29, 31-37; ул. Пионерская 11-13, 52-58, 68-70; ул. 9 Апреля, 2-6, 8-12, 24-32, 34-40, 62, 72-78, 80-86; ул. Литовский вал, 32-34А; ул. Зарайская, 19; ул. Гражданская, 9А; ул. Фрунзе, 17-21; ул. Клиническая, 25, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрана управляющая компания ООО "МКД Сервис", внести изменения в реестр уведомлений о выбранном собственниками многоквартирных домов способе формирования фонда капитального ремонта, и в реестр специальных счетов, на которые перечисляются взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальных счетах, включив в указанный реестр направленные по вышеуказанным многоквартирным домам уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления вносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
Обязать некоммерческую организацию Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" прекратить начисления взносов в фонд капитального ремонта общего имущества на счет регионального оператора с собственников помещений в многоквартирных домах по указанным адресам.
Обязать некоммерческую организацию Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" перечислить на специальный счет, открытый ООО "МКД Сервис", уплаченные собственниками помещений указанных многоквартирных домов взносы на капитальный ремонт общего имущества за период с сентября 2015 года до момента вынесения решения судом
Решением суда от 17.10.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "МКД Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
При этом в силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных ч. 1 ст. 172 Кодекса.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). В соответствии со ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в ч. 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (ч. 4).
При этом ст. 173 ЖК РФ предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1). В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с ч. 4 ст. 170 Кодекса (ч. 3). Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в ч. 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Во исполнение указанных выше требований ЖК РФ 26.12.2013 принят Закон Калининградской области N 293 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" (далее Закон КО).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона КО к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено: принятие решения о создании регионального оператора (п. 1); утверждение порядка ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, реестра специальных счетов (п. 2).
Частью 4 статьи 3 Закона КО к полномочиям органа государственного жилищного надзора Калининградской области отнесено: ведение реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, реестра специальных счетов (п. 1); информирование органов местного самоуправления Калининградской области и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и (или) не реализовали его (п. 2).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона КО решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
При этом в силу ч. 6 ст. 4 Закона решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через шесть месяцев после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 ст. 173 ЖК РФ, но не ранее наступления условия, указанного в ч. 2 ст. 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы, в которую включены спорные дома, утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 N 826, опубликованном в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") N 233, 17.12.2014. При этом в п. 2 постановления указано, что оно вступает в силу со дня подписания - 09.12.2014.
В соответствии с представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, истец является управляющей компанией спорных домов.
Суд первой инстанции верно указал, что в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах, собственники помещений решили формировать фонд капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете в ОАО "Россельхозбанк", владельцем которых является управляющая компания - истец по делу. Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ч. 1 ст. 4 Закона КО решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
При этом такое решение считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных ч. 1 ст. 172 ЖК РФ.
Согласно справке ОАО "Россельхозбанка" специальные банковские счета для учета средств капитального ремонта спорных домов открыты МКД 19.08.2015 года. Однако, поскольку, региональная программа капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, была опубликована 16.12.2014, решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта должны были быть реализованы не позднее 16.06.2015. Между тем, материалами дела подтверждается, что МКД, являющееся владельцем специальных счетов, представило в ГЖИ Калининградской области документы, предусмотренные ч. 1 ст. 172 ЖК РФ, лишь 24.08.2015 года.
Таким образом, в установленный действующим законодательством срок решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта спорных многоквартирных домов реализовано не было.
Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекс орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
При изложенных обстоятельствах, с учетом указанных норм права, а также учитывая, что МКД не реализовало свое право в установленный срок, включение постановлением администрации городского округа "Город Калининград" спорных домов в адресный перечень многоквартирных домов, расположенных в границах городского округа "Город Калининград", в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, соответствует требованиям законодательства.
При этом, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с ч. 1 и 5 ст. 173 ЖК РФ и ч. 6 ст. 4 Закона КО, способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов в настоящее время изменен. В данный момент денежные средства собственников поступают на специальный счет МКД. То факт, что Фонд до сих пор выставляет в адрес собственников квитанции об оплате на счет Фонда, не подтвержден. Доказательств данному обстоятельству не представлено. Кроме того, Фондом представлены платежные поручения о возврате на специальный расчетный счет МКД, поступивших денежных средств на счет регионального заказчика от собственников спорных домов. Доказательств того, что Фонд не возвратил поступившие на его счет денежные средства за период с сентября 2015 года по настоящее время от собственников спорных домов также не представлено.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведений о наличии у истца аргументированных возражений в деле не имеется.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.10.2016 по делу N А21-10236/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10236/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2017 г. N Ф07-3384/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МКД Сервис"
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград", Государственная жилищная инспекция (служба) Калининградской области, Некоммерческая организация К/о "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", Фонд Некоммерческая организация К/о " капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", Фонд НО КО " капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"