Требование: о взыскании долга по договору энергоснабжения в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А19-9768/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Даровских К.Н., Гречаниченко А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета финансов администрации города Братска Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.09.2016 по делу N А19-9768/2014 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" (ОГРН 1033800917270, ИНН 3805112760, адрес: юридический адрес: 665712, Иркутская область, г. Братск, жилой район Падун, ул. Хабарова, 19) к комитету финансов администрации города Братска Иркутской области (ОГРН 1023800842339, ИНН 3803101185, 665708, Иркутская обл., г. Братск, жилой район Центральный, проспект Ленина, д. 37, офис 813) о взыскании 4 021 941, 56 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Сибтехинвест" (ОГРН 1073808018020, ИНН 3808153684, адрес: 665717, Иркутская область, г. Братск, ул. Хабарова, 19) (суд первой инстанции: судья Яцкевич Ю.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию города Братска в лице Комитета финансов администрации города Братска Иркутской области о взыскании 4 021 941,56 руб. задолженности за тепловую энергию, поставленную в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в период с января по май 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сибтехинвест".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.11.2015 решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 180 277,21 руб., исключил из расчета стоимость потребленной тепловой энергии по заселенным квартирам, а также с учетом произведенной оплаты.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.09.2016 исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования город Братск в лице Комитета финансов администрации города Братска Иркутской области за счёт казны муниципального образования город Братск в пользу ООО "Братская электрическая компания" взыскано 80 623,44 руб. - основного долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В обоснование суд указал, что обязанность по оплате поставленной истцом энергии в незаселенные квартиры жилого фонда, находящегося на территории поселения, в спорный период лежит на ответчике. Факт поставки тепловой энергии в соответствующие многоквартирные дома в период января по май 2014 года подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. Поскольку в данном случае коммунальный ресурс поставлялся в помещение, предназначенное для проживания граждан, а не использовался для коммерческих или иных нужд, стоимость тепловой энергии должна определяться по тарифу для населения. Требование истца о взыскании с ответчика стоимости потребленной тепловой энергии жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности в период с 01 января по 31 мая 2014 года подлежит удовлетворению частично в размере 80 623,44 руб. исходя из тарифа для группы потребителей "Население" в размере 685,81 руб./гКал.
Комитет финансов администрации города Братска Иркутской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указывает, что в настоящем деле Комитет не был уполномочен администрацией города Братска на представление ее интересов, не был уполномочен выступать от имени муниципальной казны и не является собственником жилых помещений. Осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования г. Братска, в соответствии с положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска, утвержденным решением Думы г. Братска от 30.03.2007 N 309/г-Д, возложено на комитет по управлению муниципальным имуществом. Истцом не представлены достоверные доказательства, подтверждающие сведения о площадях помещений и количестве проживающих в жилых помещениях граждан. Сведения, представленные ООО "БКС", не могут быть признаны в качестве достоверных доказательств. Метод расчета, установленный жилищным законодательством, требует для производства расчетов, среди прочего, знать площадь всех помещений жилого дома, площадь общего имущества жилого дома. Доказательств, подтверждающих указанные площади, ООО "БЭК" не представлено.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В период с января по май 2014 года ООО "БЭК" с использованием принадлежащих ООО "Сибтехинвест" тепловых сетей осуществляло поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома города Братска, часть жилых помещений в которых находится в муниципальной собственности и предоставлена гражданам по договорам социального найма.
В соответствии с решениями общих собраний собственников помещений в указанный период в этих домах действовал непосредственный способ управления.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате поставленной тепловой энергии в части, приходящейся на названные выше муниципальные жилые помещения, ООО "БЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просило взыскать эту задолженность с собственника помещений - муниципального образования города Братска.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в числе прочих отнесено отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Как указано выше, в спорном многоквартирном доме собственниками избран непосредственный способ управления.
Указанные в уточнённом расчете жилые помещения относятся к помещениям муниципального жилого фонда и гражданами в спорный период не заселены, что подтверждается представленными в материалы поквартирными карточками по форме 10 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Факт поставки тепловой энергии в соответствующие многоквартирные дома в период января по май 2014 года подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Расчет количества отпущенной тепловой энергии произведен истцом на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исходя из площади указанного выше жилого помещений и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Коммунальные ресурсы используются в таких помещениях на коммунально-бытовые нужды. Поэтому при взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф для населения, в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
Собственник (юридическое лицо) должен оплачивать коммунальные услуги по тарифу для иных потребителей только в том случае, если коммунальные услуги используются в жилых помещениях для производственной деятельности.
Такой вывод соответствует установленному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, общему критерию отнесения потребителей тепловой энергии к категории "население", заключающемуся в использовании этой тепловой энергии на коммунально-бытовые нужды.
На основании изложенного, поскольку в данном случае коммунальный ресурс поставлялся в помещение, предназначенное для проживания граждан, вывод суда первой инстанции о том, что стоимость поставляемого ресурса должна определяться по тарифу для населения, является правильным.
Указывая на недостоверность сведений по площади помещений, ответчик никаких доказательств, опровергающих данные истца, не представляет, не указывает какую площадь необходимо было учесть при расчете.
Доводы о том, что комитет по финансам не был уполномочен выступать от имени муниципальной казны и не является собственником жилых помещений, подлежат отклонению.
Спорные помещения являются объектами муниципальной собственности. Из взаимосвязанных положений вышеприведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления несут обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги на содержание общего имущества в многоквартирном доме до момента заселения нанимателей в жилое помещение. При таких обстоятельствах ответчик как собственник спорного жилого помещения несет обязанность по оплате поставленной тепловой энергии.
В статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
В пункте 2 главы 1 Положения о комитете финансов администрации города Братска Иркутской области, утвержденного Решением Думы города Братска Иркутской области от 27.02.2015 N 98/г-Д "О внесении изменения в Положение о комитете финансов администрации города Братска Иркутской области, утвержденного решением Думы города Братска от 08.04.2008 N 479/г-Д" указано, что Комитет является функциональным органом администрации муниципального образования города Братска и создан с целью осуществления функций и полномочий в области бюджетного процесса.
В соответствии пунктами 2 и 4 главы 3 Положения к основным задачам комитета относятся организация исполнения бюджета города, управление денежными средствами на едином счете бюджета города.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени муниципального образования город Братск Иркутской области в рассматриваемом случае является Комитет по финансам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.09.2016, принятое по делу N А19-9768/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9768/2014
Истец: ООО "Братская электрическая компания" (ООО "БЭК")
Ответчик: Муниципальное образование г.Братска в лице Комитета финансов Администрации г. Братска
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7143/14
30.09.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9768/14
02.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3195/15
07.05.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7143/14
19.11.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9768/14