город Ростов-на-Дону |
|
12 июля 2017 г. |
дело N А32-41169/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Дробах Л.О. - представитель по доверенности от 19.12.2016 N 151,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.04.2017 по делу N А32-41169/2016,
принятое судьей Д.В. Купреевым,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал"
к заинтересованному лицу - Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент) от 18.10.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ценообразования при подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
Общество с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. По утверждению общества, судом первой инстанции не принято во внимание, что между обществом и Вишиной Т.С. был заключен договор инвестирования мероприятий по увеличению резервов мощности и (или) пропускной способности централизованной системы водоснабжения и водоотведения за плату, а не договор о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоснабжения и водоотведения за плату. Договор инвестирования расторгнут в одностороннем порядке, поскольку Вишина Т.С. не произвела оплату. Кроме того, общество ссылается на невозможность установления тарифа.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя департамента, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Прокуратуру Лазаревского района г. Сочи поступило обращения Вишиной Т.С. по факту нарушения ООО "Сочиводоканал" законодательства Российской Федерации в области водоснабжения в части нарушения порядка технологического присоединения и незаконного истребования платы за осуществление технологического присоединения к сети водоснабжения.
Письмом от 19.08.2016 N 1р2016/8-1529 указанное обращение направлено для рассмотрения и принятия мер руководителю Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
В результате проверки установлено, что ООО "Сочиводоканал" в нарушение установленного порядка ценообразования при осуществлении подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения заключен договор инвестирования от 18.04.2016 N 246/16-и с Вишиной Т.С., предусматривающий внесение заявителем платы в размере 737920 рублей в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение резервов мощности и (или) пропускной способности централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения.
По результатам проверки контролирующим органом в отношении общества 04.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 18.10.2016, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушение, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, иных нарушений установленного порядка ценообразования.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18 Закона о водоснабжении установлено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о водоснабжении при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Согласно части 5 статьи 18 Закона о водоснабжении при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В ч. 7 статьи 18 Закона о водоснабжении обозначен механизм включения в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) и отсутствии в инвестиционной программе соответствующих мероприятий.
При этом заявитель получает возможность подключить свой объект к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения), даже если отсутствует свободная мощность для подключения и в инвестиционной программе не предусмотрено ее увеличения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению Инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в Инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в Инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 8).
Таким образом, статья 18 Закона о водоснабжении определяет перечень основ правового регулирования этапов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства водопроводных (канализационных) сетей к централизованным системам холодного водоснабжения (водоотведения).
Из материалов дела видно, что Вишина Т.С. обратилась к обществу с заявлением на предоставление технических условий подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения объекта "Жилой дом", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Победы, 236, с объемом нагрузки - 13,224 м3/сут.
Довод общества о том, что судом первой инстанции неправильно определена правовая природа договора инвестирования отклоняется судебной коллегией.
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой статьи 431 Кодекса, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
В письме ООО "Сочиводоканал" к Вишиной Т.С. от 20.04.2016 (т. 1 л.д. 66) указано, что абоненту направляется для рассмотрения и подписания проект договора инвестирования от 18.04.2016 N 246/16-и, в рамках которого будут выполнены мероприятия, обеспечивающие возможность технического подключения.
Согласно действующему законодательству существует только одна, определенная Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, форма договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, все иные конструкции договора (в данном случае договор инвестирования) должны соответствовать нормам законодательства в указанной сфере.
Изучив условия договора инвестирования от 18.04.2016 N 246/16-и, судебная коллегия пришла к выводу о том, что проект договора инвестирования включает условия присоединения объекта к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в пределах запрошенного объема нагрузки, а пункт 2.1 договора фактически определяет плату за подключение (технологическое присоединение) объекта.
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения (п. 2 ч. 1 ст. 31) и подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (ч. 8 ст. 31).
В силу части 13 статьи 18 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Положениями части 14 статьи 18 Закона о водоснабжении предусмотрено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 18 Закона о водоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов.
Законом Краснодарского края от 15.10.2010 N 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены полномочиями по регулированию тарифов организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, стоимость услуг за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения не может быть определена соглашением сторон по договору, поскольку должен применяться тариф, установленный уполномоченным на то государственным органом, которым является Региональная энергетическая комиссия.
При заключении договора инвестирования от 18.04.2016 N 246/16-и, условие договора о цене должно было соответствовать нормативно-правовому акту, устанавливающему тарифы на услуги данного вида, поскольку конечной целью такого договора, как бы его не озаглавили стороны, являлось подключение объекта потребителя к сетям водоснабжения (водоотведения).
ООО "Сочиводоканал" с заявлением об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения в Региональную энергетическую комиссию не обращалось, в связи с чем, при оказании соответствующих услуг нарушило установленный порядок ценообразования.
Отвечая на вопросы судебной коллегии, представитель общества пояснил, что сети водоснабжения переданы в эксплуатацию водоканалу в 2007 г., но до настоящего времени тарифы для общества не утверждены.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры для своевременного установления тарифов, несмотря на то, что общество является профессиональным участником рынка коммунальных услуг.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности установления тарифа судебной коллегией отклоняются, поскольку тарифы устанавливаются органами регулирования отдельно для каждой организации, осуществляющий регулируемый вид деятельности, на основании соответствующего обращения с обязательным представлением обосновывающих документов. Применение аналоговых тарифов не допустимо.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 по делу N А32-41169/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 288 Кодекса.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41169/2016
Истец: ООО "Сочиводоканал"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов КК, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края