Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А65-22302/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Злобиным О.С.,
без вызова сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года по делу N А65-22302/2016 (судья Андриянова Л.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экском-Челны" (ОГРН 1081650015908, ИНН 1650183138), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Набережночелнинской зональной жилищной инспекции Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административному правонарушении от 06.09.2016 N П-НЧ-16213/16ж,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экском-Челны (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Набережночелнинской зональной жилищной инспекции Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - Ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административному правонарушении от 06.09.2016 N П-НЧ-16213/16ж.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении Набережночелнинской зональной жилищной инспекции Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 06.09.2016 N П-НЧ-16213/16ж о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Экском-Челны" административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года по делу N А65-22302/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Податель жалобы указывает на представление суду доказательств направления заявителю уведомления в виде скриншота о доставке уведомления на адрес электронной почты заявителя.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.08.2016 Ответчиком выявлено нарушение Заявителем нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно 09.08.2016 по квартире N 187 произведено отключение электроэнергии в нарушение пункта 119 раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) не соблюден уведомительный порядок, в течение 20 дней собственник не был предупреждении и далее за 3 суток до отключения также не был предупрежден.
В отношении Заявителя 26.08.2016 Ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного производства вынесено по делу об административному правонарушении от 06.09.2016 N П-НЧ-16213/16ж о привлечении Заявителя к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении ему административного наказания в виде наложения штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, поскольку, как указал Заявитель, он не был надлежащим образом извещен о рассмотрении административного дела.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий (бездействия), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом данного правонарушения является любое лицо, виновное в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Исходя из ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Часть 2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает способы управления многоквартирным домом, в том числе управление товариществом собственников жилья.
В силу ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего, собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю предоставляются коммунальные услуги по электроснабжению.
Разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
На основании подпункта "а" пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или потребителя в случае неполной уплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) в порядке, указанном в настоящем разделе.
Исходя из пункта 118 Правил предоставления коммунальных услуг под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В соответствии с пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя - должника путем вручения ему извещения под расписку.
Административный орган в ходе проверки установил, что Обществом произведено отключение электроэнергии потребителю Шиль А.В. с нарушением уведомительной процедуры.
В обоснование требований о признании оспариваемого постановления незаконным Обществом указывалось на нарушение процедуры привлечения его к административной ответственности. Заявитель указывал, что он не был извещен о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушение, в связи с чем был лишен права на защиту своих законных прав и интересов, дачу пояснений по обстоятельствам совершенного административного правонарушения.
В соответствии с положениями части 6 и части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к обоснованному выводу, что протокол об административном правонарушении от 26.08.2016 в отношении Заявителя составлен с существенным нарушением его прав.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 стать 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Соблюдение указанных прав обусловлено обязанностью должностных лиц административного органа заблаговременно уведомлять лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и причин его составления.
Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 26.08.2016 составлен Ответчиком в отсутствие уполномоченного лица Заявителя. Также суд отмечает, что протокол составлен в день проведения проверки 26.08.2015.
Ответчик отрицает факт получения уведомления о дате, времени и месте его составления протокола.
Как следует из представленных Ответчиком материалов административного дела, в адрес Заявителя 23.08.2016 было направлено извещение по электронной почте на электронный адрес Заявителя ( л.д.50). Указанное отправление содержит ссылки на "уведомление на 26.08.2016 на 8.30."
Указанные доказательства не могут быть приняты во внимание судом как доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При этом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что не исключается возможность извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола электронной почтой.
Однако, на административный орган возложена обязанность доказывания факта надлежащего извещения лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении о дате, времени и месте его составления, а не факта направления письма тем или иным способом.
Более того, уведомление, на которое ссылается административный орган N 01-15/4583 (л.д.49) не содержит указания о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а является уведомлением о предстоящей проверке, в котором указано время и место сбора - "26.08.2016 на жилом доме 62/29 в 8 часов 30 минут кв.N 187".
При таких обстоятельствах, представленный Ответчиком отчет (л.д.50)достоверным доказательством получения Обществом извещения о составлении протокола об административном правонарушении являться не может.
Ответчик не представил каких-либо иных доказательств об извещении Заявителя о времени и месте составления протокола.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает запрета составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать его в день составления, однако лицу, привлекаемому к ответственности должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Названное выше нарушение является существенным, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применение конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемое постановление по делу об административному правонарушении от 06.09.2016 N П-НЧ-16213/16ж подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе административного органа не содержится.
Согласно части 1 ст. 25.15 КоАП РФ, на которую сослался в апелляционной жалобе административный орган, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Доказательств вручения адресату извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 229, 268-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года по делу N А65-22302/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22302/2016
Истец: ООО "Экском-Челны", г.Набережные Челны
Ответчик: Государственная жилищная инспекция РТ, Набережночелнинская зональная жилищная инспекция Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Набережные Челны, Набережночелнинское зональное жилищная инспекция Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Набережные Челны
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция РТ, ООО "Экском-Челны"