Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2017 г. N Ф07-4107/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А21-4011/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28979/2016) ООО "Ресторан Неман"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2016 по делу N А21-4011/2016(судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Ресторан Неман"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресторан Неман" (адрес: Калининградская область, г. Неман, ул. Октябрьская, 11; далее - ООО "Ресторан Неман", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (адрес: Калининград, Московский проспект, д. 95, далее - Отдел, административный орган) от 01.04.2016 N 112/4/2016, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО).
Решением суда от 04.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.10.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы, ссылаясь на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 71-АПГ15-3, признавшее недействующими отдельные положения статьи 73 КоАП КО, указывает, что статьей 73 КоАП КО предусмотрен широкий спектр правил и норм, предъявляемых к организации уборки и содержанию территорий, в том числе к сбору вывозу, утилизации и переработке отходов, за несоблюдение которых установлена административная ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.02.2016 административным органом выявлены нарушения Обществом пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.7, 2.5, 2.7, 2.9.77., 2.9.22, 2.9.25, 2.9.26, 3.3, 3.11.4, 10.3.13, 10.3.14 Правил благоустройства территорий города Немана и сельских населенных пунктов Неманского городского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Неманского городского поселения от 21.03.2013 N 459 (далее - Правила N 459), выразившееся в следующем:
- ООО "Ресторан Неман" не обеспечило надлежащее санитарное состояние основной и прилегающей территории, на которых находится свалки строительного мусора;
- ООО "Ресторан Неман" не обеспечило установку на наружном фасаде здания ресторана адресной информации с указанием названия улицы и номера дома;
- ООО "Ресторан Неман" при завозе товаров автотранспортом повредило дернину на придомовой территории домов, расположенных по адресу: по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Победы, д. 51Б, д. 53.
29.02.2016 административным органом в отношении ООО "Ресторан Неман" составлен протокол N 4720 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 73 КоАП КО.
Постановлением от 01.04.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 112/7/2016 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 73 КоАП КО с назначением наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Частью 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции, действующей в момент выявления правонарушения) предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации.
Решением Совета депутатов Неманского городскоего поселения от 21.03.2013 N 459 утверждены Правила благоустройства территорий города Немана и сельских населенных пунктов Неманского городского поселения.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 459 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, благоустройства и содержания территории городского поселения физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, в собственности, полном хозяйственном ведении, аренде, постоянном бессрочном пользовании которых находятся земельные участки независимо от целевого назначения, за счет собственных средств обязаны в границах землепользования обеспечить:
2.1.1. Содержание отведенных территорий в чистоте и порядке, надлежащем санитарном состоянии, недопущение захламления и загрязнения бытовым и строительным мусором, своевременное выкашивание (высота травы должна быть не более 20 см), вывоз травы и сорняков, своевременное проведение подрезки кустарников, деревьев, высадку цветочной рассады в цветники и цветочницы и надлежащий за ними уход (полив, прополка от сорняков и т.д.);
2.1.2. проведение уборки земельных участков;
2.1.4 своевременный ремонт и содержание в чистоте и технически исправном состоянии фасадов зданий, строений и сооружений, кровель, элементов наружного электроосвещения и рекламы, номерных знаков зданий и табличек с названиями улиц и переулков, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и площадок для их установки, малых архитектурных форм и элементов благоустройства территории;
2.1.5. благоустройство и уборку прилегающих территорий, включая подъездные пути, места парковки автотранспорта, пешеходные тротуары, ограждения;
2.1.7. Сбор, хранение и вывоз бытового, строительного мусора, упаковочной тары, скошенной травы, веток при обрезке деревьев и кустарников, дворового смета и т.п. в соответствии с санитарными требованиями для утилизации отходов. Указанные действия с опасными отходами осуществляются по договору с организациями, имеющими лицензию на оказание данного вида услуг. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил N 459 благоустройство и уборка территории обеспечиваются землепользователями собственными силами или путем заключения договоров со специализированными организациями.
Согласно пункту 2.7 Правил N 459 бытовой мусор и снег подлежат своевременному вывозу. Запрещается собирать и хранить мусор на территориях общего пользования.
Пунктом 2.9.7 Правил N 459 установлен запрет на выгрузку вывозимого со строек, домовладений и др. предприятий строительного, бытового и другого мусора, а также грунта в каких бы то ни было местах, закапывания в землю, кроме мест, специально отведенных для этой цели.
Запрещается осуществлять движение, выезд и остановку автомашин и других транспортных средств на газоны, стадионы, детские и спортивные площадки, тротуары и бордюры, придомовые территории с травяным и земляным покрытием, у административных зданий и в местах, затрудняющих подъезд спецмашин и проход граждан; накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах; складировать отходы, образовавшиеся во время ремонта домов, квартир и иных помещений (пункты 2.9.22, 2.9.25, 2.9.26 Правил N 459).
В соответствии с пунктом 3.3 Правил N 459 предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, предприниматели без образования юридического лица, граждане обязаны содержать прилегающие территории в соответствии с санитарными нормами. Вывоз бытовых отходов, отходов производства и потребления необходимо осуществлять указанным предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, предпринимателям без образования юридического лица, домовладельцам независимо от выбранного способа управления домом, а также иным производителям отходов производства и потребления на основании заключенных договоров на вывоз ТБО со специализированными организациями.
В силу пункта 10.3.13 Правил N 459 запрещается оставлять на месте работ строительный мусор, лишний грунт, оградительные щиты и др.
Согласно пункту 13.2 Правил N 459 запрещается заезд, остановка и стоянка транспортных средств на газонах, стадионах и придомовых территориях с травяным и земляным покрытием, на тротуарах и бордюрах.
Факт нарушения Обществом пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.7, 2.5, 2.7, 2.9.77., 2.9.22, 2.9.25, 2.9.26, 3.3, 3.11.4, 10.3.13, 10.3.14 Правил N 459 установлен административным органом и судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении 29.02.2016, фототаблицей, выпиской из ЕГРЮЛ, Обществом по существу не оспаривается.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований Правил N 459 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Ссылки подателя жалобы на Определение Верховного суда Российской Федерации N 71-АПГ15-3 от 24.06.2015, которым признаны недействующими отдельные положения статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20.02.2014 N 300 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области" Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции находит несостоятельной, поскольку на момент привлечения Общества к ответственности действовала новая редакция части 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 02.07.2015 N 438), поэтому судебный акт, на который ссылается заявитель, не имеет отношение к рассматриваемому спору.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 73 КоАП КО.
Нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено; оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, с принятием Закона Калининградской области от 17.06.2016 N 540 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" статья 73 КоАП КО изложена в новой редакции, согласно которой санкция определена для юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., что свидетельствует о смягчении наказания по сравнению с санкцией, предусмотренной в редакции в Закона Калининградской области от 02.07.2015 N 438.
Вместе с тем, информацией о том, что оспариваемое постановление не исполнено, апелляционный суд не располагает, в связи с чем не усматривает оснований на стадии апелляционного производства для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и признания его не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего санкцию, установленную Законом Калининградской области от 17.06.2016 N 540. Однако данный вопрос может быть решен также на стадии исполнения постановления в установленном законом порядке, если оно еще не исполнено. Общество не лишено возможности обратиться в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, с заявлением о прекращении исполнения этого постановления в части размера штрафа, превышающего установленный новым законом размер санкции.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Ресторан Неман" и отмены решения суда первой инстанции от 04.10.2016 апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 октября 2016 года по делу N А21-4011/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресторан Неман" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4011/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2017 г. N Ф07-4107/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ресторан Неман"
Ответчик: Отдел административно - технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии К/о