город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2017 г. |
дело N А32-29511/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Емельянова, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Харченко В.Е.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Сельмаш" Тимошенко Андрея Игоревича на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 по делу N А32-29511/2014 по заявлению конкурсного управляющего о привлечении Титовского Сергея Ивановича к субсидиарной ответственности в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Сельмаш" (ОГРН 1072311009572, ИНН 2311102785),
принятое в составе судьи Кицаева И.В.
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Сельмаш" (далее - должник) в Арбитражный суд Краснодарского края обратился конкурсный управляющий Тимошенко Андрей Игоревич с заявлением о привлечении бывшего руководителя и единственного участника должника Титовского Сергея Ивановича (далее - ответчик) к субсидиарной ответственности в размере 13 506 530 рублей.
Определением суда от 25.10.2016 отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства. Отказано в удовлетворении заявления о привлечении Титовского Сергея Ивановича к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Сельмаш".
Конкурсный управляющий Тимошенко А.И. обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил отменить определение суда от 25.10.2016, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в ходе проведения процедур наблюдения и конкурсного производства руководителем общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Сельмаш" Титовским С.И. обязанность по передаче конкурсному управляющему документации и материальных ценностей исполнена ненадлежащим образом. Не была передана документация по указанным в бухгалтерской отчетности запасам и дебиторской задолженности. Конкурсный управляющий считает, что противоправными действиями руководителя и учредителя должника причинен ущерб материальным интересам кредиторов.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 принято поступившее 13.08.2014 заявление открытого акционерного общества "АЗЕВРОТЕХ" о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Сельмаш".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2014 в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден Тимошенко А.И.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2015 должник признан несостоятельным, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Тимошенко А.И.
Конкурсный управляющий Тимошенко А.И. обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя и единственного участника должника Титовского Сергея Ивановича.
Требования конкурсного управляющего основаны на нормах пунктов 4 и 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, признал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если эта информация искажена.
Пункт 5 статьи 10 Закона о банкротстве устанавливает самостоятельный вид субсидиарной ответственности по обязательствам должника при банкротстве последнего, отличный от состава, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве. В связи с этим субсидиарная ответственность лица, названного в пункте 5 статьи 10 Закона о банкротстве, наступает независимо от того, привели ли его действия или указания к несостоятельности (банкротству) должника по смыслу нормы, изложенной в абзаце втором пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 10 Закона о банкротстве.
Ответственность, предусмотренная пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, соотносится с нормами об ответственности руководителя за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", с 01.01.13 пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") и обязанностью руководителя должника в установленных случаях предоставить арбитражному управляющему бухгалтерскую документацию (пункт 3.2 статьи 64, пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве). Данная ответственность направлена на обеспечение надлежащего исполнения руководителем должника указанных обязанностей, защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, через реализацию возможности сформировать конкурсную массу должника, в том числе путем предъявления к третьим лицам исков о взыскании долга, исполнении обязательств, возврате имущества должника из чужого незаконного владения и оспаривания сделок должника.
Вместе с тем, ответственность, предусмотренная пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, является гражданско-правовой, и при ее применении должны учитываться общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушения обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда в части, не противоречащей специальным нормам Закона о банкротстве. Помимо объективной стороны правонарушения, связанной с установлением факта неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации, необходимо установить вину субъекта ответственности, исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности для определения размера субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, также имеет значение наличие причинно-следственной связи между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов (п.22 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) N 6\8 от 01.07.1996 года, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 9127/12).
В этой связи, само по себе неисполнение руководителем должника обязанности, установленной пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, в отсутствие доказательств наличия причинно-следственной связи между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов, не является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по пункту 5 статьи 10 Закона о банкротстве.
При этом, неподтверждение причинно-следственной связи между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2014 N Ф08-8691/2014 по делу N А32-42891/2011).
Суд пришел к выводу, что конкурсный управляющий не представил в материалы дела доказательства причинно-следственной связи между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Суд указал, что конкурсным управляющим не указано какие именно документы должны были вестись должником и не переданы конкурсному управляющему, не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между отсутствием в документации информации или ее искажением и невозможностью удовлетворения требований кредиторов, не указано местонахождение имущества должника, не представлено доказательств наличия отражённого в балансе имущества у должника, доказательств того, что документы бухгалтерского учета и отчетности к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении.
Судом указано, что довод о том, что руководитель не передал управляющему активы, указанные в балансе, не свидетельствует о наличии оснований для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности на основании части 5 статьи 10 Закона о банкротстве, поскольку отсутствие активов должника в натуре не названо в качестве основания для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности в соответствии с названной нормой.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что конкурсным управляющим не был доказан состав гражданско-правовой ответственности.
С учётом обращения внимания Президиумом ВАС РФ в своём постановлении N 11680/10 от 13.01.2011 года на необходимость соблюдения судами принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и принципа состязательности (ст.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в привлечении ответчика к субсидиарной ответственности, судом отказано.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Для взыскания убытков истец должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков.
Суд первой инстанции установил, что конкурсный управляющий в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие всей совокупности условий для привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции апелляционным судом признается правильным.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Ссылки конкурсного управляющего на показатели баланса о наличии дебиторской задолженности и запасов, апелляционным судом во внимание не принимаются, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, достоверность указанных показателей ничем не подтверждена. Конкурсный управляющий, если полагал достоверными данные бухгалтерской отчетности в отношении наличия дебиторской задолженности и запасов, не представил доказательств того, что им предпринимались какие-либо действия по восстановлению первичной документации, в том числе согласно сведений по расчетному счету должника в банке по получению и расходованию денежных средств.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 по делу N А32-29511/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29511/2014
Должник: ООО "Торговый дом "Сельмаш", ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СЕЛЬМАШ"
Кредитор: ГКУ КК "Краснодаравтодор", ЗАО "Агрофирма "Полтавская", ЗАО "Анастасиевское", ЗАО Банк Первомайский, ИФНС N2 по Краснодару, НП СРО АУ "Развитие", ОАО "АЗЕВРОТЕХ", ОАО "Зарем", ОАО "Сморгонский Агрегатный завод", ОАО АЗЕВРОТЕХ, ООО "Авто Трак Центр", ООО "НПО "Кубаньзерно", ООО Торговый дом МТЗ-Краснодар, ООО Холдинговая компания агрофирма Россия, ПАО "ЮГ" "РОСТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: Тимошенко А.И, Титовский С.И, УФНС по Краснодарскому краю, Тимошенко Андрей Игоревич