г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А56-47092/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания С. О. Верещагиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31837/2016) ООО "Банк БЦК-Москва" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу N А56-47092/2016 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "Банк БЦК-Москва"
к 1) МИ ФНС России N 8 по Ленинградской области
2) Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: 1) чкалова Т. В. (доверенность от 21.12.2016); 2) Швецова Е. Н. (доверенность от 11.01.2017)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Банк БЦК-Москва" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.03.2016 N 11-13/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начисления пени, отмененного в части применения налоговой ставки по земельному налогу за 2012 год, а в остальной части оставленного без изменения решением Управления ФНС России по Ленинградской области (далее - управление) от 16.06.2016 N 16-21-25/07313.
Решением суда от 12.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители инспекции и управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка дочерней организации общества - АО "Банк ЦентрКредит" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания перечисления) земельного налога за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2016 N 11-13/01 и вынесено решение от 29.03.2016 N 11-13/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) виде штрафа в сумме 1 555 360 руб., заявителю доначислены налоги в сумме 9 718 970 руб. и соответствующие пени на общую сумму 1 297 895 руб.
В ходе проверки инспекция признала неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0,3% по земельному налогу.
По мнению налогового органа, земельный налог подлежал исчислению по ставке 1,5%, поскольку принадлежащие обществу земельные участки имеют категорию земель: "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования: "для дачного строительства".
Решение инспекции от 29.03.2016 N 11-13/23 обжаловано налогоплательщиков в вышестоящий налоговый орган.
Решением управления от 02.06.2016 N 16-21-25/07313@ решение инспекции от 29.03.2016 N 11-13/23 частично отменено в отношении налоговой ставки по земельному налогу за 2012 год, в остальной части решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о неправомерности использования налогоплательщиком ставки 0,3% при исчислении размера земельного налога.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Таким образом, названной нормой предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По данным Управления Росреестра по Ленинградской области с 13.11.2012 общество является правообладателем земельных участков, расположенных на территории Ломоносовского района, МО "Ропшинское сельское поселение" ЗАО "Красносельское" у д. Михайловская, рабочий участок 93: N уч. 3 кадастровый номер земельного участка 47:14:12-03-001:0149; N уч. 4 кадастровый номер земельного участка 47:14:12-03-001:0148; N уч. 5 кадастровый номер земельного участка 47:14:12-03-001:0147; N уч. 20 кадастровый номер земельного участка 47:14:12-03-001:0152; N уч. 21 кадастровый номер земельного участка 47:14:12-03-001:0151; N уч. 22 кадастровый номер земельного участка 47:14:08-02-001:0162.
Вышеуказанные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности на основании соглашения об отступном от 18.10.2012 и акта приема передачи недвижимого имущества от 31.10.2012 к соглашению об отступном от 18.10.2012.
С 30.01.2013 общество является собственником земельных участков, расположенных на территории Ломоносовского района, муниципального образования "Лопухинское сельское поселение" ЗАО "Лопухинка" у д. Новая Буря, рабочий участок 11, с кадастровыми номерами 47:14:0802001:155, 47:14:08-02-001:0156, 47:14:08-02-001:0157, 47:14:08-02-01:0158, 47:14:08-02-001:0159, 47:14:08-02-001:0160, 47:14:08-02-001:0161, 47:14:08-02-001:0165 и площадями по 29 550 кв.м.
Вышеуказанные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности на основании соглашения об отступном от 18.10.2012 и акта приема передачи недвижимого имущества от 31.10.2012 к соглашению об отступном от 18.10.2012.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения относятся к вопросам местного значения поселения.
Принадлежащие обществу земельные участки расположены в границах МО Ропшинское сельское поселение", "Лопухинское сельское поселение", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, и имеют вид разрешенного использования: "для дачного строительства", следовательно, расчет земельного налога должен производиться на основании решения Совета депутатов Муниципального образования, в котором расположены земельные участки.
Решениями муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 15.04.2011 N 12, от 12.11.2012 N 28 установлены ставки земельного налога в следующих размерах:
1. - 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (дачного строительства);
- предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства;
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства.
2. - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства.
Решениями Совета депутатов муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 24.12.2012 N 21, от 14.11.2013 N 12 установлены ставки земельного налога в следующих размерах:
1. - 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства;
- отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов.
2. - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Решение Совета депутатов муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 24.12.2012 N 21 отменено решением этого же Совета депутатов от 20.02.2013 N 5.
Таким образом, на период 2013 года действовали ставки земельного налога, установленные решением Совета депутатов муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 01.01.2011 N 32 в следующих размерах:
1. - 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся, на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства;
- отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов.
2. - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Вид разрешенного использования "для дачного строительства" в решении не поименован.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество: хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается для земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель к таким субъектам не относится, поскольку зарегистрированные за ним земельные участки используются им в коммерческих целях.
В апелляционной жалобе общество указывает, что представленные инспекцией протоколы осмотра от 19.01.2016 N 1 и N 2 не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу.
Указанный довод отклонен апелляционной инстанцией.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
Согласно пункту 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверка.
В силу пункта 2 статьи 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах,
В абзаце 4 статьи 89 НК РФ закреплено что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ,
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Из анализа действующего законодательства следует, что инспекция, проводя выездную налоговую проверку, имеет право провести осмотр территорий, принадлежащих налогоплательщику.
Следовательно, инспекция, проводя выездную налоговую проверку, имела право провести осмотр земельных участков и составить протоколы осмотра от 19,01.2016 N 1 и N 2, зафиксировав факт не использования земельных участков для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Осмотр территории налогоплательщика является одной из форм налогового контроля.
С целью установления фактического использования земельных участков инспекция в присутствии понятых и представителей администрации Лопухинского и Ропшинского сельских поселений, провела осмотр земельных участков, принадлежащих обществу, и протоколами осмотров зафиксировала факт неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Доказательств, опровергающих установленный факт, заявителем не представлено.
Кроме того, протоколы осмотра не являются единственным доказательством налогового правонарушения.
В основу оспариваемого решения инспекции положены не только сведения, полученные в ходе осмотра, но и иные доказательства, а именно представленные в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ сведения Управления Росреестра по Ленинградской области, свидетельства о государственной регистрации права собственности, в соответствии которыми заявитель имеет в собственности земельные участки из земель сельхозназначения с видом разрешенного использования: "для дачного строительства".
Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре", на которое ссылается общество в обоснование своих требований, не применимо в данной ситуации, поскольку налоговым органом при осмотре земельных участков не осуществлялся земельный надзор, а реализовывались полномочия, предоставленные налоговым органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письма ФНС России от 17.03.2015 N ЗН-4-11/4198@ и Минфина России от 03.06.2015 N 03-05-04-02/32131, от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 не имеют отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод об обоснованном применении инспекцией при исчислении земельного налога налоговой ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости, установленной для прочих земельных участков, а не 0,3%, как считает общество.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу N А56-47092/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47092/2016
Истец: ООО "Банк БЦК-Москва"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, ФНС России МИ N8 по Ленинградской области