г. Челябинск |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А76-25382/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2016 по делу N А76-25382/2016 (судья Попова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
Муниципального казенного учреждения Детский оздоровительный лагерь "Лесная сказка" - Каргин С.Г. (доверенность N 1 от 13.09.2016);
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области - Матчанов Т.К. (доверенность N 03/108 от 10.01.2017).
Муниципальное казенное учреждение Детский оздоровительный лагерь "Лесная сказка" (далее - заявитель, МКУ ДОЛ "Лесная сказка", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области (далее- ответчик, ГУ - УПФР в г. Пласте Челябинской области, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.08.2016 N 20.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.12.2016 требования МКУ ДОЛ "Лесная сказка" удовлетворены: решение ГУ - УПФР в г. Пласте Челябинской области от 02.08.2016 N 20 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, принятое в отношении МКУ ДОЛ "Лесная сказка" признано недействительным.
ГУ - УПФР в г. Пласте Челябинской области (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - УПФР в г. Пласте Челябинской области не согласно с мнением суда, что сведения "не были получены фондом, повторная отправка была произведена 14.05.2016 (так указано в решении)". Согласно материалам дела сведения СВЗ-М были сформированы страхователем и отправлены в УПФР в г. Пласте 14.06.2016 года, то есть ранее данные сведения им не формировались и попыток их своевременного направления в УПФР страхователем не произведено. Необоснован вывод суда и о том, что "в следствии поломки сервера, как технического средства передачи персональных данных, лицо не имело технической возможности передать и обработать персональные данные".
Также податель жалобы указывает, что в связи с правом страхователя представлять сведения формы СЗВ-М в письменном виде, а также наличием первичных документов на 6 застрахованных лиц, у него была реальная возможность сформировать и передать сведения в письменной форме без использования электронного документооборота, при этом, не нарушая установленный законом срок представления отчетности. Но страхователь пренебрежительно отнесся к установленной законом обязанности, при этом, зная о поломке сервера 09.06.2016 и незамедлительно не предпринял мер по направлению отчетности в контрольные органы. Также в законе не определена дата начала представления сведений, а установлена только дата, не позднее которой нужно предоставить информацию.
Таким образом, фонд считает, что оснований для удовлетворения требований о признании недействительным решения от 02.08.2016 N 20 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования у суда не имелось.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц. Участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МКУ ДОЛ "Лесная сказка" зарегистрировано в качестве страхователя Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Пласте Челябинской области, присвоен регистрационный номер страхователя 084042053069 (где состоит на учете).
22.06.2016 Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка, по результатам которой выявлены нарушения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), выразившегося непредставлении в установленный срок сведений о застрахованных лицах за май 2016 год.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 22.06.2016 N 20 (т.1 л.д. 11).
По результатам рассмотрения акта от 22.06.2016 N 20 Пенсионный фонд вынесено решение от 02.08.2016 N20 о привлечении учреждения к ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. (6 застрахованных лиц * 500).
Согласно вынесенному решению страхователь привлечён к ответственности, предусмотренной абз. 4 ст. 17 Федеральный закон N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (т.1 л.д.9-10).
Посчитав, что указанное решение в нарушает права и законные интересы, МКУ ДОЛ "Лесная сказка" обратилось в арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ).
Основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, явился факт нарушения срока представления в установленные законом сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетный период май 2016 года, поскольку вместо установленного срока (не позднее 10.06.2016) сведения представлены 14.06.2015.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, фактически обязанность по представлению сведений заявитель исполнил 14.06.2016, то есть с нарушением установленного срока на 4 дня.
Заявитель указал на то, что сведения не были отправлены своевременно, вследствие технического сбоя сервера (09.06.2016), сведения не были получены фондом, повторная отправка была произведена 14.06.2016.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
В силу статьи 42 Федерального закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности; правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия); и признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
В соответствии со статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются: 1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; 2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (доказываются предоставлением документов, по смыслу, содержанию и дате относящихся к тому периоду, в котором совершено правонарушение); 3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании; 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии перечисленных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, определение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в пункте 1 статьи 40 Федерального закона 212-ФЗ как виновного деяния, а также обязательность для органа контроля выявления обстоятельств, исключающих вину лица в совершении преступления подпунктом 4 пунктом 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ предписывают устанавливать и учитывать вину при выявлении факта нарушения и привлечения к ответственности.
Между тем, из материалов дела следует, что указанные обстоятельства не исследовались ответчиком, правовая оценка им не дана.
При этом, в возражениях N 19 от 30.06.2016 на акт камеральной проверки заявитель пояснил Пенсионному фонду причины несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах за май 2016 год.
Из материалов дела следует, что вследствие поломки сервера как технического средства передачи персональных данных, лицо не имело технической возможности передать и обработать персональные данные.
Согласно заказу-наряду на ремонт N 412 от 09.06.2016 следует, что с 09.06.2016 по 13.06.2016 сервер (жесткий диск) был в неисправном состоянии ввиду технической поломки (т.1 л.д. 16).
Таким образом, представлению сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетный период май 2016 года в установленный срок, МКУ ДОЛ "Лесная сказка" объективно препятствовало наличие указанной технической проблемы, не зависящей от воли плательщика страховых взносов.
Суд первой инстанции не усмотрел пренебрежительного отношения учреждения к своей обязанности по представлению отчетности.
Заявитель после выявления неисправности сервера и невозможности отправки сведений, принял меры для устранения данной неисправности (заказ-наряд на ремонт N 412 от 09.10.2016).
Кроме того, учреждение приняло все зависящие от него меры по направлению отчетности, в том числе 14.06.2016. Спорные сведения были представлены в фонд с максимально незначительной просрочкой, составившей четыре дня.
Кроме того, следует отметить, что в решении Пенсионного фонда содержится лишь констатация факта непредоставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, в связи с чем сделан вывод о наличии правонарушения, предусмотренного абз.4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следовательно, доводы Пенсионного фонда о правомерно вынесенном решении отклоняются, как несостоятельные.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2016 по делу N А76-25382/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пласте Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25382/2016
Истец: МКУ Детский оздоровительный лагерь "Лесная сказка"
Ответчик: ГУ-УПФР в городе Пласте Челябинской области