Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А50-17873/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антипиной Д.Н.
при участии:
от заявителя товарищества собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13" (ОГРН 1155958018501, ИНН 5902008832) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованных лиц Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635), Администрации Ленинского района города Перми (ОГРН 1025900526277, ИНН 5902290057) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 октября 2016 года
по делу N А50-17873/2016,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению товарищества собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13"
к Администрации города Перми, Администрации Ленинского района города Перми
о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТСН Пушкина 13" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об оспаривании бездействия администрации города Перми и администрации Ленинского района города Перми, выразившегося в несовершении действий по передаче сети канализации у жилого дома N 13 по ул. Пушкина г.Перми до врезки в уличную сеть по ул.25 Октября г.Перми на обслуживание специализированной организации, а также об обязании администрации г. Перми, администрации Ленинского района г. Перми передать сети водоотведения (канализационные) по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, д. 13 на обслуживание специализированной организации, обеспечивающей соблюдение установленных правил содержания канализационных сетей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2016 года (резолютивная часть объявлена 19.10.2016) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в несовершении действий, связанных с передачей бесхозяйных сетей канализации у жилого дома N 13 по ул. Пушкина г. Перми до врезки в уличную сеть по ул.25 Октября города Перми на обслуживание специализированной организации, обеспечивающей соблюдение установленных правил содержания канализационных сетей. В качестве восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал администрацию города Перми устранить нарушение прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13" в течение одного месяца. В удовлетворении остальной части требований заявителю было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что на момент вынесения решения суда у администрации г. Перми отсутствовали правовые основания для исполнения требований заявителя. Указывает, что без предоставления администрацией Ленинского района г. Перми в Департамент ЖКХ администрации г. Перми надлежащего пакета документов, передача администрацией г. Перми сетей водоотведения (канализации) по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, 13 на обслуживание специализированной организации не представлялось возможным; повторный запрос с предоставлением уточненной информации со всеми требуемыми документами был направлен администрацией района в адрес Департамента лишь 14.10.2016. Полагает, что права и законные интересы товарищества собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
Заявителем и Администрацией Ленинского района города Перми письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не установил.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13" зарегистрировано 12.03.2015 и осуществляет функции по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, 13 с 01.04.2015 года.
Договор на водоснабжение и водоотведение товариществом заключен с ООО "Новогор-Прикамье". С осени 2015 г. было обнаружено систематическое подтопление подвала дома, сырость и неприятные запахи по причине аварийной ситуации в бесхозяйной сети канализации, обслуживающей дом N 13 по ул. Пушкина.
ООО "Новогор-Прикамье" сообщило, что бесхозяйный участок водовода уличной сети не числится в хозяйственном ведении или на балансе общества.
Товарищество собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13" и ООО "Новогор-Прикамье" неоднократно обращались в администрацию города и Ленинского района г. Перми с просьбой ускорить решение вопроса о признании канализационных систем муниципальной собственностью либо передать на обслуживание специализированной организации.
В связи с тем, что органами местного самоуправления не предприняты меры по выявлению организаций, ответственных за эксплуатацию канализационной системы, не разрешен вопрос о передаче спорного участка канализационной системы на обслуживание специализированной организации, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя в части, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 утверждено Типовое положение о территориальных органах администрации г. Перми.
В соответствии с п. 3.2.6.9 Типового положения Администрация Ленинского района г. Перми проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), определяющий порядок взаимодействия и разграничивающий функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.
Из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны самостоятельно выявлять бесхозяйные сети и принимать меры, направленные на обеспечение бесперебойного электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, орган местного самоуправления обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных объектов электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
Формы взаимодействия между функциональными и территориальными органами администрации города Перми определены в главе У Регламента, в соответствии с п.5.1 которого обмен информацией, представление информации осуществляются по письменному запросу; срок представления необходимой информации указывается в запросе и не может превышать 30 дней. Согласно п.5.2 Регламента Департаментом, функциональными и территориальными органами могут быть организованы и проведены совместные совещания, рабочие группы по вопросу исполнения Регламента.
Контроль и ответственность за осуществлением взаимодействия в рамках настоящего Регламента обеспечивают руководители департамента, функциональных, территориальных органов (глава У1 Регламента).
Функциональные и территориальные органы администрации в силу их Положений подотчетны главе администрации города (решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, решение Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7). Соответственно администрация г.Перми вправе проконтролировать исполнение в установленные сроки функциональным и территориальным органами обязанностей по сбору документов в целях приобретения в муниципальную собственность города Перми бесхозяйного имущества и передачи его на обслуживание специализированной организации до признания на данные объекты права собственности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорная сеть канализации примыкает к общедомовой сети канализации товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Пушкина 13" и является бесхозяйным имуществом.
06.06.2016 года (вх. N СЭД-03-08-П-3337) заявитель обратился в администрацию города Перми о ненадлежащем содержании сетей водоотведения дома N 13 по ул. Пушкина.
Письмом от 05.07.2016 года (исх. N СЭД-03-08-И-1282) администрация города Перми указала, что по окончании процедуры сбора документов в соответствии с постановлением от 22.02.2008 N 130 сеть будет передана на обслуживание в специализированную организацию до октября 2016 года.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Таким образом, при рассмотрении обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома, интересы которых представляет ТСН "ТСН Пушкина 13", по вопросу ненадлежащего содержания бесхозяйных сетей водоотведения дома администрация г.Перми должна была руководствоваться установленными законом сроками для рассмотрения обращений граждан.
Ссылка апеллятора на установленную процедуру взаимодействия органов, требующего более длительного периода времени, несостоятельна, поскольку с учетом сроков, установленных законом, регламентом взаимодействия, социальной значимости поставленного в обращении вопроса, вопросы передачи на обслуживание в специализированную организацию бесхозяйных сетей водоотведения должны быть разрешены в установленные сроки. По истечении предельно установленного двухмесячного срока товарищество собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13" вынуждено было обратиться в суд за защитой нарушенного их права на благоприятные условия проживания при обеспечении органом местного самоуправления населения в границах муниципального образования системой водоотведения.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что со стороны администрации г. Перми имеется бездействие, выразившееся в длительном непринятии мер по принятию бесхозяйного участка канализационной сети в муниципальную собственность и передаче на обслуживание специализированной организации до признания права собственности на данный объект.
Учитывая установление факта присоединения многоквартирного дома N 13, расположенного в городе Перми, ул. Пушкина, через бесхозяйные сети водоснабжения населения, водоотведения, а также обязанность органа местного самоуправления принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных объектов водоснабжения населения, водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое бездействие администрации не соответствует нормам Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является неправомерным. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
Таким образом, поскольку у ответчика имеется обязанность принять на обслуживание (передать специализированной организации) бесхозяйный объект централизованной системы водоотведения, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушение прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости "ТСН Пушкина 13".
Соответственно судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований к администрации Ленинского района г. Перми отказано обоснованно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2016 года по делу N А50-17873/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л. Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е. Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17873/2016
Истец: ТСЖ "ТСН-Пушкина 13"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18950/16