г. Пермь |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А50-16393/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антипиной Д.Н.,
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Ежовой Марины Анатольевны: Ширев П.Г., паспорт, доверенность от 20.01.2016, Ежов В.В., паспорт, доверенность от 09.07.2015,
от заинтересованного лица, Администрации Чайковского городского поселения: Чупина М.И., паспорт, доверенность о 05.10.2016,
от третьего лица, индивидуального предпринимателя Шемякиной Надежды Владимировны: Бухтеев А.В., удостоверение, доверенность от 18.10.2016,
от третьего лица, индивидуального предпринимателя Чеснокова Сергея Петровича: Бухтеев А.В., удостоверение, доверенность от 18.10.2016,
от третьего лица, индивидуального предпринимателя Кондратьева Валерия Николаевича: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Ежовой Марины Анатольевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 ноября 2016 года по делу N А50-16393/2016,
принятое судьей Вшивковой О.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Ежовой Марины Анатольевны (ОГРНИП 314595817000132, ИНН 592008473148)
к Администрации Чайковского городского поселения (ОГРН 1055906309491, ИНН 5920023456),
третьи лица: индивидуальный предприниматель Шемякина Надежда Владимировна (ОГРНИП 311592032500018, ИНН 592061941401), индивидуальный предприниматель Чесноков Сергей Петрович (ОГРНИП 304592013800155, ИНН 592000804038), индивидуальный предприниматель Кондратьев Валерий Николаевич (ОГРНИП 304592023600075, ИНН 592000726679)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ежова Марина Анатольевна (далее - - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чайковского городского поселения (далее - заинтересованное лицо, Администрация), выразившегося в несовершении действий по установлению заявителю отдельного маршрута N 15 сообщением "Стадион Центральный - Адонис", невыдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 15 сообщением "Стадион Центральный - Адонис" и новых карт указанного маршрута, возложении на заинтересованное лицо обязанности установить ИП Ежовой М.А. отдельный маршрут N15 сообщением "Стадион Центральный - Адонис", выдать предпринимателю свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по спорному маршруту.
Определением суда от 14.10.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Шемякина Надежда Владимировна, индивидуальный предприниматель Чесноков Сергей Петрович, индивидуальный предприниматель Кондратьев Валерий Николаевич.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 ноября 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2016 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что судом в нарушение положений п. 2 ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделан вывод о том, что количество перевозчиков на маршруте необходимо определять на дату вступления в силу указанного закона, а не на дату окончания срока действия выданных перевозчикам карт маршрута. Поскольку на дату окончания срока действия карт маршрута перевозки на маршруте N15 "Стадион "Центральный - Адонис" осуществляли три перевозчика, заявление ИП Ежовой М.А. об установлении отдельного маршрута, выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по спорному маршруту и новых карт маршрута подлежало удовлетворению. Допущенное бездействие, по мнению апеллянта, противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, решение считает законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Участвующие в судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участвующий в судебном заседании представитель третьих лиц ИП Шемякиной Н.В., Чеснокова С.П. решение суда оценил как законное и обоснованное, поддержал позицию заинтересованного лица, возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Ежова М.А. на основании лицензии N АСС-59-210710 от 03.04.2015 осуществляет предпринимательскую деятельность по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных сообщений в пределах Чайковского городского поселения, в том числе по маршруту N 15 "Стадион "Центральный - Адонис", что подтверждается картами маршрутов регулярных перевозок и выпиской из журнала регистрации выдачи карт маршрутов и свидетельств на право осуществления перевозок (т. 1, л.д. 17, 34-41).
14.07.2016 ИП Ежова М.А. обратилась в Администрацию Чайковского городского поселения с заявлением об исключении маршрута N 15 из конкурсной документации, об установлении отдельного маршрута и о выдаче новых карт маршрута и свидетельств на право осуществления перевозок на пять лет (т. 1 л.д. 44).
Отсутствие со стороны Администрации действий по указанному заявлению послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия.
Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал выводами об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявления предпринимателя, отсутствии нарушенных прав заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу доводы, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции оснований для изменения или отмены судебного акта не установил.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
13.07.2015 принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок). Данный закон вступил в законную силу с 14.07.2015, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу (статья 42 Закона).
Закон об организации регулярных перевозок регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1).
В ч. 1 ст. 11 Закона об организации регулярных перевозок указано, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В силу ч. 2 ст. 12 Закона об организации регулярных перевозок муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Перечень сведений, включаемых в реестры маршрутов регулярных перевозок, определен ч. 1 ст. 26 Закона об организации регулярных перевозок. Пунктом 12 названной нормы к числу таких сведений отнесены: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
На основании ч. 4 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: 1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества; 2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона об организации регулярных перевозок предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона об организации регулярных перевозок ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
Проанализировав вышеприведенные положения закона, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии у органа местного самоуправления обязанности по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок в случае, если регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств местных бюджетов, осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 12.01.2016 N 13 утвержден Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Чайковского городского поселения. Согласно данным Реестра перевозки на маршруте N15 сообщением "Стадион "Центральный" - Адонис" осуществляют четыре перевозчика (ИП Ежова М.А., ИП Кондратьев В.Н., ИП Шилов Ю.А., ИП Петько В.Г (т. 1 л.д. 156-158).
Следовательно, при наличии четырех осуществляющих перевозки на маршруте перевозчиков у Администрации в силу п. 3 ч. 4 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок имелась обязанность до окончания срока действия карт маршрута (до 13.07.2015) провести конкурс на право осуществления регулярных перевозок по спорному муниципальному маршруту, что и было сделано. Постановлением администрации от 12.07.2016 N 1207 объявлено о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения, в том числе по маршруту N15 (лот N5) (т. 1 л.д. 75-107).
После объявленного конкурса на право осуществления регулярных перевозок по спорному муниципальному маршруту заявление ИП Ежовой М.А. об установлении отдельного маршрута, выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту не подлежало удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие нарушений закона со стороны заинтересованного лица и нарушений прав заявителя.
Судом при разрешении настоящего спора правильно применен Закон об организации регулярных перевозок, доводы апеллянта о несоответствии выводов суда требованиям закона апелляционным судом признаны необоснованными.
Довод заявителя о том, что по состоянию на 13.07.2016 перевозки на спорном маршруте осуществляли три перевозчика, апелляционным судом отклонен как не имеющий правового значения для рассмотрения спора.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае количество перевозчиков, осуществляющих деятельность на маршруте, необходимо определять на основании данных Реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Чайковского городского поселения. На дату объявления конкурса (12.07.2015) согласно Реестру перевозку на маршруте осуществляли четыре перевозчика, что исключает возможность установления отдельного маршрута в силу п. 2 ч. 4 ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 ноября 2016 года по делу N А50-16393/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ежовой Марины Анатольевны - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16393/2016
Истец: Ежова Марина Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Третье лицо: ИП Кондратьев Валерий Николаевич, ИП Чесноков Сергей Петрович, Шемякина Надежда Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18953/16