г. Владимир |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А43-12436/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В., судей Большаковой О.А., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неряхиной К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации города Кстово на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2016 по делу N А43-12436/2016, принятое судьей Андрюхиной Ю.Ю., по иску Комитета имущественных отношений администрации города Кстово (ИНН 5250045420; ОГРН 1095250000042) к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (ИНН 5260417980; ОГРН 1155260014623), публичному акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043) о признании недействительным соглашения,
при участии:
от Комитета имущественных отношений администрации города Кстово - Зоряковой Т.И. по доверенности от 25.07.2016 N 12 сроком действия один год;
от публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" - Докучаевой О.В. по доверенности от 10.07.2015 сроком действия по 31.12.2017,
установил:
Комитет имущественных отношений администрации города Кстово Нижегородская область (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, ответчик) и публичному акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ответчик) о признании недействительным соглашения от 30.12.2015 о расторжении договора аренды земельного участка N А 1386 от 31.07.2013.
Решением от 09.09.2016 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет имущественных отношений администрации города Кстово обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что со дня ввода объекта в эксплуатацию изменился вид разрешенного использования земельного участка по договору. Земельный участок используется арендатором для эксплуатации воздушных ЛЭП с расположенными на арендуемых участках опорами.
Пояснил, что с 01.03.2015 Комитет осуществляет полномочия главного администратора в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Кстово, в Министерство договор аренды земельного участка N 1386 не передавался.
Ссылается на причинение убытков муниципальному образованию заключением спорной сделки.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность судебного акта, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу также указало на законность и обоснованность решения, просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2013 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района (арендодатель) и ОАО "Межраспределительная сетевая компания Центра и Приволжья" заключен договор аренды земельных участков N А1386, в соответствии с которым на основании Постановления администрации Кстовского муниципального района от 29.07.2013 N 1787 "О предоставлении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в аренду земельных участков, местоположение: Нижегородская обл., Кстовский р-он, южнее г.Кстово, для строительства ЛЭП-110 кВ Новогорьковская ТЭЦ-Кудьма-2" арендодатель передал, а арендатор принял по акту приема-передачи в пользование на условиях аренды земельные участки общей площадью 11 893 кв.м. по адресу: Нижегородская обл., Кстовский р-он, южнее г.Кстово: земельный участок площадью 1549 кв.м. с кадастровым номером 52:26:0000000:1620, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов"; земельный участок, площадью 9490 кв.м. с кадастровым номером 52:26:0000000:1619, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов"; земельный участок, площадью 854 кв.м. с кадастровым номером 52:26:0000000:1604, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Договор вступает в силу с даты государственной регистрации в Кстовском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области действует до 01.01.2016. Условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим до государственной регистрации договора с 29.07.2013 (пункты 2.1, 2.2 договора).
Согласно пункту 3.4.10 договора арендатор обязан уведомить арендодателя о завершении строительства и ввода в эксплуатацию зданий, сооружений, расположенных на земельных участках в срок не позднее 10 календарных дней с момента издания соответствующего распоряжения администрацией Кстовского района.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 11.12.2014 получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 52-ru52526000-31-2014, в соответствии с которым построенный линейный объект введен в эксплуатацию.
30.12.2015 между Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (арендодателем) и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (арендатором) заключено соглашение о расторжении договора аренды земельных участков N А1386 от 31.07.2013.
В соответствии с пунктами 2, 3 соглашения, договор считается расторгнутым с 10.09.2015, при этом акт приема-передачи земельного участка подписывается сторонами в момент расторжения договора.
30.12.2015 сторонами подписан акт приема-передачи земельных участков.
По пояснениям истца, Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 197-3 "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", вступившим в силу с 1 января 2015 года, установлено, что Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в целях строительства зданий, сооружений (пп. "б" п. 2 ч. 5 ст. 2). Полномочия, указанные в названной статье осуществляются Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
Также истец в своих доводах ссылается на пункт 35 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с чем, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.
Таким образом, по мнению истца, с момента ввода объектов в эксплуатацию полномочия по распоряжению земельными участками, предназначенными для эксплуатации, осуществляет муниципальное образование городское поселение "город Кстово" Кстовского района Нижегородской области, в лице арендодателя - Комитета имущественных отношений администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области, а Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области с этого момента не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, используемыми для размещения (эксплуатации) таких объектов.
Исходя из вышеизложенного, истец считает, что арендатор обратился с заявлением о расторжении договора после введения объекта в эксплуатацию в орган, не обладающий правом распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городское поселение "город Кстово". С 11.12.2014 Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области не являлось арендодателем земельного участка, последнее не обладало полномочиями по расторжению договора арендыN А1386 от 31.07.2013.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным соглашения от 30.12.2015.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
На основании статьи 3 Закона N 485-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации внесено изменение и Кодекс дополнен статьей 10.1, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
В части 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ определено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В силу подпункта "б" пункта 5 статьи 2 Закона N 197-3 Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципальных образований - в целях строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для целей индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 1 Закона N 192-З под распоряжением понимается принятие решений о предоставлении, изъятии земельных участков; заключение, изменение и расторжение договоров в отношении земельных участков; прекращение прав на земельные участки; установление сервитутов, ограничений прав на землю; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, осуществляемые Правительством Нижегородской области и уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области.
На основании Закона N 197-З и постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2015 возложены на Министерство. Таким образом, с 01.01.2015 администрация утратила полномочия по распоряжению земельными участками, которые испрашиваются для целей строительства зданий, сооружений.
Из договора аренды N А1386 от 31 июля 2013 года следует, что он заключался в целях строительства ЛЭП. Согласно разрешению N 52-ru52526000-31-2014 объект введен в эксплуатацию 11.12.2014.
В соответствии с пунктом 3.4.10 договора арендатор обязан уведомить арендодателя о завершении строительства и ввода в экспликацию зданий, сооружений, расположенных на земельном участке в срок не позднее 10 календарных дней с момента издания соответствующего распоряжения администрацией Кстовского района.
Во исполнение пункта 3.4.10 договора ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в Министерство, как к уполномоченному органу, с заявлением о расторжении вышеуказанного договора аренды, в связи с завершением строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
При этом Министерство действовало в пределах полномочий как государственный орган, которому предоставлено право арендодателя по распоряжению земельными участками для строительства объектов, которое включает в себя право на прекращение договорных отношений.
Соглашением от 30.12.2015 договор аренды от 31.07.2013 N А1386 расторгнут.
Следует также отметить, что на период строительства кабельного участка "НГТЭЦ-Кудьма-2" согласно договору аренды N А1386 в пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:1619, площадью 9490 кв.м.
Согласно Ведомости отвода земли для ВЛ 110 кВ постоянный отвод земельного участка под 1 колонну кабельной эстакады составляет 8,41 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0000000:1619 располагается 92 колонны. Соответственно постоянный отвод земельного участка под кабельной эстакадой составляет 773,7 кв.м.
Таким образом, с момента ввода в эксплуатацию построенного объекта земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0000000:1620, 52:26:0000000:1619, 52:26:0000000:1604 общей площадью 9490 кв.м., в границах, указанных в договоре, а также в целях, определенных договором, не использовались.
Ввиду отсутствия факта пользования спорными земельными участками при завершении строительства ЛЭП, отклоняется довод заявителя об изменении вида разрешенного использования земельного участка по договору.
Следовательно, соглашение от 30.12.2015, которым расторгнут договор аренды N А1386 от 31.07.2013 земельных участков, предоставленных под строительство, заключено без нарушения действующих норм права, оснований для признания его недействительным не имеется.
Признается несостоятельной ссылка заявителя о нарушении спорным соглашением требований статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип платности землепользования, исходя из вышеизложенного.
Суд апелляционной инстанции соглашается и с выводом суда первой инстанции об отсутствии достаточных доказательств отнесения спорных земельных участков к ведению муниципального образования г.Кстово.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3. Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения земельными участками.
Согласно договору аренды Арендодатель (КУМИ Кстовского муниципального района) передал в пользование на условиях аренды земельные участки общей площадью 11 893 кв.м., расположенные по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, южнее г. Кстово, в том числе: земельный участок площадью 1549 кв.м., кадастровый номер 52:26:0000001620, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов"; земельный участок площадью 9490 кв.м., кадастровый номер 52:26:0000001619, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов"; земельный участок площадью 854 кв.м., кадастровый номер 52:26:0000001604, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения".
В акте о выборе земельного участка N 428 от 04.12.2012 в характеристике проектируемого объекта и рассматриваемого участка указано, что земельные участки относятся к землям МО "Кстовский муниципальный район".
Таким образом, исходя из имеющихся в деле доказательств, бесспорно не следует, что к администрации города Кстово перешли полномочия по распоряжению указанными земельными участками.
Более того, необходимо отметить, что в целях обеспечения безопасности условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливается охранная зона объектов электросетевого хозяйства.
В силу пункта 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
Из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.
Исходя из изложенного, исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2016 по делу N А43-12436/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации города Кстово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12436/2016
Истец: Комитет имущественных отношений администрации города Кстово Нижегородской области
Ответчик: Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, ПАО "МРСК Центра и Приволжья"