Требование: о взыскании долга и пени в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А70-10635/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кукаркиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14882/2016) Войсковой части 3059 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2016 по делу N А70-10635/2016 (судья Курындина А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389) к Войсковой части 3059 (ОГРН 1027200781035, ИНН 7203126481) о взыскании 303 617 руб. 93 коп.,
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - НО "ФКР ТО", истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Войсковой части 3059 (далее - ответчик) о взыскании 286 072 руб. 50 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также 17 545 руб. 43 коп. пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт.
На основании пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2016 по делу N А70-10635/2016 исковые требования удовлетворены частично. С Войсковой части 3059 в пользу НО "ФКР ТО" взыскано 286 072 руб. 50 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по принадлежащим ему на праве оперативного управления жилым помещениям, 17 403 руб. 05 коп. пени, всего 303 475 руб. 55 коп., а также 9 068 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 24.10.2016, Войсковая часть 3059 в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, установлена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах именно собственниками помещения в многоквартирном доме. Кроме того, согласно справке Финансового подразделения воинской части, по состоянию на 08.09.2016 на перечисление взносов на капитальный ремонт за многоквартирный дом, находящийся на праве оперативного управления Войсковой части 3059, денежные средства в 2015-2016 годах из Федерального бюджета на лицевой счет воинской части не выделялись. Податель жалобы также ссылается на то, что наниматели служебных жилых помещений несут бремя по возмещению расходов, связанных с капитальным ремонтом дома. Кроме того, ответчик указывает на то, что освобожден от уплаты государственной пошлины.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу НО "ФКР ТО" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Войсковой части 3059 на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения общей площадью 2 724,5 квадратных метров, расположенные по адресам: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Судостроителей, д. 71 корпус 1 кв. 10, 41, 51, 40, 21, 23, 60, 18, 1, 72, 34, 70, 56, 57, 46, 27, 68, 60, 32, 109, 2, 35, 71, 67, 33, 37, 24, 58, 59, 11, 39, 47, 44, 29, 6, 5, 20, 69, 65, 61, 4, 25, 62, 22, 49, 52, 42, 66, 36, 38, 26, 30, 12, 8, 14, 53, 45, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.07.2016 N 72/001/256/2016- 66824.
Истец является региональным оператором в Тюменской области и осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 18.12.2014.
Многоквартирный дом, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве оперативного управления жилые помещения, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы при ее утверждении.
Таким образом, по мнению истца, обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика, начиная с мая 2015 года.
С мая 2015 года владельцам помещений в многоквартирных домах Тюменской области, в том числе многоквартирного дома, в состав которого входит принадлежащее ответчику на праве оперативного управления жилое помещение, открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" на основании заключенного с истцом договора, ежемесячно представляет платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт на счет истца как регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 7,50 рублей в месяц в расчете на один квадратный метр жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Сумма ежемесячного взноса на капитальный ремонт в отношении принадлежащих ответчику помещений составляет 20 433 руб. 75 коп. Уплата взносов на капитальный ремонт за период с мая 2015 года по июнь 2016 года ответчиком не производилась, в связи с чем у него имеется задолженность в общей сумме 286 072 руб. 50 коп.
В связи с отсутствием оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на счет регионального оператора, НО "ФКР ТО" в адрес Войсковой части 3059 направлено уведомление о необходимости погашения задолженности от 09.03.2016 N 793.
Поскольку в добровольном порядке ответчик требования истца не исполнил, НО "ФКР ТО" обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в решении выводами, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 5 статьи 170 ЖК РФ, постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта", частью 7 статьи 170 ЖК РФ обоснованно указал на то, что собственники помещений в многоквартирном доме, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве оперативного управления помещения, в установленные законодательством сроки не выбрали или не реализовали выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта, поэтому на основании постановления Администрации г. Тюмени от 21.04.2015 N 80-пк "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора", фонд капитального ремонта в отношении обозначенного многоквартирного дома формируется на счете регионального оператора.
В соответствии со статьей 6.10 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором или уполномоченным им юридическим лицом, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" установлен срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Учитывая утверждение Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что с мая 2015 года у ответчика имелась обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, квартиры N N 10, 41, 51, 40, 21, 23, 60, 18, 1, 72, 34, 70, 56, 57, 46, 27, 68, 60, 32, 109, 2, 35, 71, 67, 33, 37, 24, 58, 59, 11, 39, 47, 44, 29, 6, 5, 20, 69, 65, 61, 4, 25, 62, 22, 49, 52, 42, 66, 36, 38, 26, 30, 12, 8, 14, 53, 45 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тюмень, улица Судостроителей, дом 71, корпус 1, находятся в собственности Российской Федерации, переданы в оперативное управление Войсковой части 3059.
Сумма ежемесячного взноса на капитальный ремонт в отношении принадлежащих ответчику помещений составляет 20 433 руб. 75 коп.
Поскольку уплата взносов на капитальный ремонт за период с мая 2015 года по июнь 2016 года ответчиком не производилась, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у ответчика имеется задолженность в общей сумме 286 072 руб. 50 коп.
Доводы подателя жалобы о том, что бремя несения расходов по оплате взносов на капитальный ремонт даже при передаче помещений в оперативное управление несут собственники помещений в многоквартирных домах, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Данный вывод согласуется с общеприменительной судебной практикой (например, Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285).
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Учитывая, что право оперативного управления на спорное имущество зарегистрировано за ответчиком до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с этого момента ответчик должен самостоятельно вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Ссылка ответчика на то, что денежные средства в 2015-2016 годах из федерального бюджета на лицевой счет Войсковой части 3059 не выделялись, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Правовой статус ответчика, нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений.
Ответчик должен был принять все зависящие от него меры для надлежащего исполнения названных выше положений гражданского и бюджетного законодательства, а в отсутствие доказательств совершения таких действий не вправе ссылаться на отсутствие своей вины в ненадлежащем исполнении обязательств.
Вместе с тем материалы настоящего дела доказательств того, что ответчиком с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности принимались своевременные меры к исполнению денежного обязательства, не содержат.
Доказательства обращения ответчика к уполномоченному органу с заявкой на выделение денежных средств, необходимых для исполнения гражданских обязательств, суду не предоставлены.
Кроме того, отклоняются доводы ответчика о том, что взносы на капитальный ремонт включены в состав платы за наем жилого помещения и оплачиваются нанимателями жилых помещений, в связи с чем не могут быть взысканы с ответчика.
Согласно положениям пункта 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 154 ЖК РФ, взнос на капитальный ремонт для нанимателей жилого помещения не входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ данный взнос входит в состав платы собственника жилого помещения.
Таким образом, учитывая, что право оперативного управления на спорное имущество зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем упоминалось ранее, у ответчика возникла обязанность вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Довод войсковой части об освобождении от взыскания с нее расходов НО "ФКР ТО" по уплате государственной пошлины подлежит отклонению, поскольку расходы истца по уплате госпошлины подлежат взысканию с проигравшей стороны в любом случае на основании статьи 110 АПК РФ.
Самостоятельных возражений относительно взыскания с ответчика пени в размере 17 403 руб. 05 коп. апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по этому вопросу апелляционный суд не имеет (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
При отсутствии иных доводов суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене, апелляционную жалобу ответчика следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.10.2016 по делу N А70-10635/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10635/2016
Истец: Фонд Некомерческая организация " капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области", Фонд НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ " КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 3059