Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А46-12483/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15339/2016) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15339/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.10.2016 по делу N А46-12483/2016 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (ИНН 5507230924, ОГРН 1125543031129)
к Министерству промышленности, транспорта и инновацинных технологий Омской области (ИНН 5501253636, ОГРН 1135543053249)
о признании бездействия незаконным,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" - Максимова Е.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 01.08.2016 сроком действия три года);
от Министерства промышленности, транспорта и инновацинных технологий Омской области - Липатов С.Ю. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N МПТ-3894 от 15.08.2016 сроком действия один год);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Транссервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству промышленности, транспорта и инновацинных технологий Омской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании бездействия Министерства, выразившегося в уклонении от включения сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области ООО "Транссервис", невыдаче карт маршрутов N 915 и N 343, незаконным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.10.2016 по делу N А46-12483/2016 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По утверждению подателя апелляционной жалобы конкурсный отбор из числа лицензиатов для осуществления перевозки пассажиров по регулярным маршрутам на определенных территориях является не чем иным как ограничением конституционного права на использование своих способностей и имущества в целях предпринимательской деятельности и противоречит позиции, изложенной Конституционным судом в Постановлении N 16-п от 13.07.2010 г.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде не согласился с доводами жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
13.08.2016 ООО "Транссервис", имеющее лицензию на право осуществления регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, обратилось в порядке статьи 26, статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в Министерство с заявлением о включении в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок маршрутов N 915 (Омск - Красноярка) и N 902 (Омск - Санаторий "Колос") и выдаче маршрутных карт.
Поскольку включения Общества в реестр муниципальных маршрутов по заявленным основаниям не последовало, маршрутные карты не выданы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
25.10.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как уже указывалось выше, Общество оспаривает бездействие Министерства, выразившееся в уклонении от включения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области сведений об ООО "Транссервис", как о перевозчике, осуществляющем деятельность по маршрутам N 915 и N 343, невыдаче карт указанных маршрутов.
Заявленные требования, как это следует из текста поданного в суд заявления и апелляционной жалобы, мотивированы ссылками на положения частей 1, 2, 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, осуществлением в период подачи заявления перевозок по указанным межмуниципальным маршрутам.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем установленных законодательством оснований для установления обязанности Министерства по включению сведений о заявителе в реестр муниципальных маршрутов.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Порядок организации деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом был определен Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 220-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
До вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), транспортное обслуживание населения осуществлялось на основании договоров организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенных по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора организации перевозок на муниципальных маршрутах.
Закон N 220-ФЗ, вступивший в силу с 11.01.2016, выделяет два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Вопросы организации осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам урегулированы в статьей 14 Закона N 220-ФЗ, согласно которой осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Согласно статье 17 Закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение 30 дней со дня его официального опубликования юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Как это следует из материалов рассматриваемого спора, заявителем в нарушение указанной нормы и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено доказательств наличия договоров, предоставляющих право на перевозку пассажиров по спорным маршрутам. Указанное обстоятельство установлено судом на основании текстов представленных в материалы дела заявлений Общества, поступивших в Министерство 13.08.2015 г. (листы дела 29, 30), где в качестве приложений указанные договоры не поименованы. Не указано оснований для осуществления перевозок, имеющих место быть до принятия Закона N 220-ФЗ, и в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что наличие одной лишь лицензии N АСС-55-027586 на право осуществления регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, выданной Обществу Министерством транспорта Российской Федерации, не является достаточным основанием в целях подтверждения позиции заявителя.
При этом подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об ограничении конституционного права перевозчиков на осуществление предпринимательской деятельности изданием и действием на территории Омской области закона N 1205-ОЗ, предусматривающего конкурсный отбор лицензиатов для осуществления перевозочной деятельности по определенным маршрутам.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении.
Таким образом, государственные органы Омской области правомочны утверждать Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области.
До введения в действие Федерального закона организация регулярных перевозок на территории Омской области регулировалась нормами Закона Омской области от 3 ноября 2009 года N 1205-03 "О транспортом обслуживании населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области" (далее - Закон). Следует отметить, что Закон не был оспорен в судебном порядке и действовал до 11 января 2016 года. В соответствии с Законом постановлением Правительства Омской области от 20 ноября 2009 года N 222-п "Об организации транспортного обслуживания в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области" были утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщений на территории Омской области".
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у Министерства отсутствовали основания для включения сведений о маршруте и о перевозчике ООО "Транссервис" в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области и выдачи карт маршрута.
Кроме того, Приказом Министерства от 11.02.2016 N 6 внесены изменения в реестр с части изменения вида регулярных перевозок. В связи с чем, 28.07.2016 маршрут N 915 исключен из Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным бездействия, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.10.2016 по делу N А46-12483/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12483/2016
Истец: ООО "ТРАНССЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И ИННОВАЦИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ