Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2017 г. N Ф02-2036/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
01 февраля 2017 г. |
дело N А10-4287/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2016 года по делу N А10-4287/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" (ОГРН 1050302731170, ИНН 0323124660) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, ИНН 0326486379) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащегося в письме от 09 июня 2016 года N 02-04- 3024,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134),
(суд первой инстанции: судья Кушнарёва Н.П.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" - Жариковой Е.С. - представителя по доверенности от 01.06.2016,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия - не явился, извещен,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" (далее - заявитель, общество или ООО "Байкал-Экспорт") обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - ТУ ФАУГИ в РБ, Территориальное управление или Управление) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и утверждения схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 09 июня 2016 года N 02-04-3024, возложении 2 обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 19340 кв.м., расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гавань 28 "а".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Территориального управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащийся в письме от 09 июня 2016 года N 02-04- 3024, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Территориальное управление возложена обязанность утвердить схему расположения и согласовать предварительное предоставление земельного участка в аренду площадью 19 340 кв.м., расположенного по адресу г. Улан-Удэ, ул. Гавань, 28 А, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" от 15 апреля 2015 года в соответствии с земельным законодательством.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного.
Из апелляционной жалобы следует, что предоставление земельного участка должно было сопровождаться по процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка, с утверждением схемы расположения земельного участка.
При этом в соответствии с типовым положением территориальные управления Росимущества не наделены полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка вне зависимости от площади такого земельного участка.
Кроме того, территориальные управления Росимущества также не наделены полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, мнение суда, что Управление является уполномоченным органом на совершение действий по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного под объектами недвижимости общества, предварительному согласованию предоставления земельного участка, предоставлению земельного участка, является ошибочным. Считает, что суд неправомерно не учел данные обстоятельства. Управление в данном деле является ненадлежащим ответчиком, что в свою очередь является основанием для отказа в иске.
Из апелляционной жалобы также следует, что в представленном обществом с заявлении в качестве основания предоставления части земельного участка был указан подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а вид права, на котором заявитель желал приобрести участок указан аренда. При этом подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 ЗК РФ содержит основание, по которому заявитель, имея в собственности здания, сооружения, а также помещения в таких зданиях и сооружениях, расположенных на федеральных земельных участках, имеет право на покупку такого земельного участка без проведения торгов, то есть приобретение в собственность федерального земельного участка.
Таким образом, заявление содержало противоречивые сведения об основании приобретения испрашиваемого земельного участка и виде права, на котором заявитель желал приобрести испрашиваемый участок, что не позволяло однозначно установить испрашиваемый вид права и являлось препятствием для принятия уполномоченным органом - Росимуществом, решения.
Вывод суда, что данное противоречие само по себе не препятствовало принятию решения, Управление считает необоснованным.
Кроме того, Управление указывает, что заявителем не представлено, сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Управление также отмечает, что представленная на рассмотрение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по форме и содержанию не соответствовала нормативно-правовым актам, в частности:
- графическая часть не соответствует требованиям к форме кадастрового плана территории;
Вместе с тем согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Общество в своем Заявлении указал следующую цель использования земельного участка: для размещения зданий.
Вместе с тем в кадастровом паспорте от 14.04.2015 N 03/201/15-120206 федерального земельного участка с кадастровым номером 03:24:023806:14 в графе разрешенное использование указано: участок занимаемый производственной базой.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует разрешенному использованию участка, указанному в кадастровом паспорте испрашиваемого участка.
Управление считает, что суд первой инстанции необоснованно не учел данные существенные обстоятельства, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта.
Управление, перенаправив по подведомственности обращение общества с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" в Росимущество для принятия соответствующего решения, действовало в рамках закона, не нарушая прав и законных интересов общества.
ООО "Бакал-Экспорт" представило отзыв на апелляционную жалобу, где просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы общества.
ФАУГИ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав доводы представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06 декабря 2005 года общество с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.57).
На основании договора купли-продажи от 27 мая 2014 года Общество приобрело в собственность нежилые здания (проходная, РММ, теплая стоянка, материально-технический склад), расположенные по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гавань 28 "а" (т.1, л.д.13-20).
16 апреля 2015 года ООО "Байкал-Экспорт" обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения, согласно которому общество просило образовать из земельного участка с кадастровым номером 03:24:023806:14, площадью 39 555 кв.м., земельный участок площадью 19 340 кв.м. и предоставить его в аренду на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статей 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения зданий (т.1,л.д.21).
К заявлению общество приложило копии свидетельств о праве собственности на здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке, схему расположения земельного участка, обоснование площади земельного участка, ситуационный план земельного участка и доверенность. В дальнейшем обществом представлялись дополнительные документы и сведения.
Письмом от 31 мая 2016 года N ПП-10/21659, адресованным Управлению, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило о том, что предварительное согласование части федерального земельного участка с кадастровым номером 03:24:023806:14 не представляется возможным (т.1, л.д.22-25).
Письмом от 09 июня 2016 года N 02-04-3024 Управление сообщило Обществу о принятии Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от 31 мая 2016 года N ПП-10/21659, и возвратило представленные документы (т.1, л.д.12).
Не согласившись с решением, выраженным в письме Управления от 09 июня 2016 года N 02-04-3024, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
Пунктами 1 и 4 указанного Положения установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктами 5.35(1), 5.35(3), 5.38 и 5.39 названного Положения определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности и принимает в установленном порядке решения:
о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктами 4.1.14, 4.1.18 указанного Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование;
принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
В силу пункта 4.2.26 названного Типового положения по поручению Агентства территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о предварительном согласовании мест размещения объектов при предоставлении земельного участка.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной 7 документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка является составной частью процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов.
Обществом испрашивается земельный участок площадью менее 10 га, находящийся в федеральной собственности. Следовательно, Управление в силу приведенных выше положений Приказа Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года N 374 самостоятельно предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду. Соответственно, Управление является уполномоченным органом на совершение действий по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного под объектами недвижимости заявителя, предварительному согласованию предоставления земельного участка, предоставлению земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что общество правомерно обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения и принятие такого решения находилось в компетенции Управления.
При этом судо учтена правовая позиция, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2015 N 1-АПГ15-11, согласно которой подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется тем же органом, который принимает решение о распоряжении этим участком.
Довод Управления о то, что предварительное согласование предоставления земельного участка находится в исключительной компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является ошибочным.
Внутриведомственные отношения Росимущества и его территориальных органов, в том числе с дачей поручений, как правильно указал суд, не влияют на их взаимоотношения с юридическими и физическими лицами и не изменяют установленного Земельным кодексом Российской Федерации порядка предоставления земельных участков.
Также является правильным вывод суда первой инстанции, что для восстановления прав и законных интересов заявителя достаточно признания незаконным только письма Управления от 09 июня 2016 года N 02-04- 3024, поскольку в нем содержится отсылка к письму Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2016 года N ПП-10/21659, законность которого суд вправе оценить в рамках настоящего дела.
Частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Письмом Управления от 09 июня 2016 года N 02-04-3024 обществу возвращены документы, представленные с целью предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения со ссылкой на отсутствие оснований для принятия такого решения согласно письму Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2016 года N ПП-10/21659.
В письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2016 года N ПП-10/21659 приведены следующие обстоятельства, которые воспрепятствовали предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждению схемы его расположения:
- заявление содержит противоречивые сведения об основании приобретения испрашиваемого земельного участка и виде права, на котором заявитель желает его приобрести;
- заявителем не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров;
- графическая часть схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по форме и содержанию не соответствует действующему законодательству;
- цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка.
Согласно статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав.
В заявлении общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка в качестве основания его предоставления без торгов указаны подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.15 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи продажи земельных участков без торгов, в т.ч. земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В то же время в заявлении ООО "Байкал-Экспорт" указано право, на котором заявитель желает приобрести земельный участок - аренда (т.1, л.д.21).
По мнению суда апелляционной инстанции, является правомерным вывод суда первой инстанции, что данное противоречие само по себе не препятствовало принятию Управлением решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку из дальнейшей переписки между ООО "Байкал-Экспорт" и Управлением (его вышестоящим органом) видно, что земельный участок испрашивался Обществом именно в аренду (т.1,л.д.39). При этом Управлению было понятно, на каком праве испрашивается земельный участок.
Земельные участки в аренду без проведения торгов предоставляются в случаях определенных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах выводы Управления о том, что заявление общества содержит противоречивые сведения об основании приобретения испрашиваемого земельного участка и виде права, на котором заявитель желает его приобрести, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу частей 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 32 названного Перечня к заявлению о приобретении в аренду земельного участка без торгов заинтересованным лицом представляется сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Обществом не отрицается, что отдельное сообщение с перечнем всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, не представлялось.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не препятствовало принятию решения о предварительном согласовании земельного участка, поскольку к заявлению были приложены копии свидетельств о праве собственности на все здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке (т.1, л.д.17-21).
Из имеющихся в деле выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок следует, что сведения о принадлежащих обществу зданиях и сооружениях, расположенных на испрашиваемом земельном участке, содержащие всю необходимую информацию, были представлены 15 апреля 2015 года Управлению, о чем свидетельствует отметка в них (т.1, л.д.135-144).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что, несмотря на то, что информация об указанных объектах недвижимости была выражена не в сообщении, Управление обладало необходимыми сведениями о них, что позволяло принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По мнению Управления, графическая часть схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по форме и содержанию не соответствует действующему законодательству.
В обжалуемом решении и письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 мая 2016 года N ПП-10/21659 не указано, в чем именно выразилось несоответствие графической части схемы расположения земельного участка требованиям к форме кадастрового плана территории.
В судебном заседании в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Управления пояснил, что несоответствия выразились в том, что кадастровый квартал на схеме отражен не полностью, не указаны условные номера образуемых земельных участков, координатные точки и т.д.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) и Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В силу пункта 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).
Согласно пункту 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения; сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 8 Требований определено, что если схемой расположения земельного участка предусматривается образование из земельного участка двух и более земельных участков, условный номер образуемого участка включает в себя кадастровый номер земельного участка, из которого предусматривается образование земельных участков, обозначение образуемого участка в виде заглавных букв "ЗУ" и порядкового номера образуемого участка в пределах определенной схемы расположения земельного участка, записанного арабскими цифрами. В случае образования двух и более земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или путем перераспределения земельных участков условный номер включает в себя кадастровый номер кадастрового квартала, в котором образуемый земельный участок расположен целиком, обозначение образуемого участка в виде заглавных букв "ЗУ" и порядкового номера образуемого участка в пределах определенной схемы расположения земельного участка, записанного арабскими цифрами. Разделитель составных частей условного номера - двоеточие (знак ":").
В соответствии с пунктом 12 Требований схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Общество ссылается на то, что им была представлена схема расположения земельного участка соответствующая названным требованиям. Исходя из бремени распределения доказывания, Управление обязано опровергнуть названные доводы заявителя.
В судебном заседании представитель Управления пояснил, что схема расположения земельного участка представлена обществом в электронном виде, распечатать или просмотреть ее не представляется возможным в связи с отсутствием у него соответствующего программного обеспечения.
Заявителем представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т.1, л.д.26), выполненная в электронном виде и распечатанная с помощью принтера.
В судебном заседании представитель общества указал на то, что при просмотре данной схемы в электронном виде видны все необходимые координатные точки, номер кадастрового квартала, условные номера земельных участков и другие сведения, предусмотренные действующим законодательством.
Названные доводы Управлением не опровергнуты.
Кроме того, к материалам дела заявителем приобщена схема расположения земельного участка, выполненная на бумажном носителе (т.1, л.д.27), в которой также приведены все необходимые сведения: условные номера земельных участков, их проектная площадь, списки координатных точек, изображения границ земельных участков, номера кадастровых кварталов и другие данные.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управлением не представлены доказательства, указывающие на несоответствие схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям.
Кроме этого, в качестве основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка Управление сослалось на то, что цель использования земельного участка, указанная Обществом в заявлении, не соответствует разрешенному использованию земельного участка, указанному в кадастровом паспорте.
В кадастровом паспорте указан вид разрешенного использования земельного участка - участок, занимаемый производственной базой (т.1, л.д.31).
В заявлении общество указало цель использования испрашиваемого земельного участка - для размещения зданий.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, приведенная обществом в заявлении цель использования испрашиваемого земельного участка не противоречит сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, поскольку возведенные на спорном земельном участке здания стоянки, склада, мастерских, проходной в совокупности образуют производственную базу, для эксплуатации которой необходим испрашиваемый земельный участок.
При этом судом первой инстанции правильно учтены требования пунктов 6.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, согласно которому вид разрешенного использования "производственная деятельность" включает в себя размещения объектов капитального строительства в целях изготовления вещей промышленным способом. Деятельность Общества связана с лесопереработкой.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение противоречащим приведенным выше нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, лишающим его возможности приобрести в аренду земельный участок необходимый для эксплуатации, принадлежащих ему объектов недвижимости.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2016 года по делу N А10-4287/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4287/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2017 г. N Ф02-2036/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Байкал-Экспорт
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-448/19
19.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6998/16
08.06.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2036/17
01.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6998/16