Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2017 г. N Ф08-2368/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2017 г. |
дело N А32-47367/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2016 по делу N А32-47367/2015, принятое судьей Назыковым А.Л., по заявлению главы крестьянского хозяйства "Букир" Кириченко Григория Александровича к заинтересованному лицу - департаменту имущественных отношений Краснодарского края, при участии третьего лица - министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, о признании незаконным возврата заявления о заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское хозяйство "Букир" Кириченко Григория Александровича (далее - заявитель, крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) от 18.09.2015 N 52-3647ш/15-12.03 о возврате заявления крестьянского хозяйства "Букир" Кириченко Григория Александровича в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001000:7 площадью 238,2780 га в аренду без проведения торгов;
- обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов крестьянского хозяйства "Букир" Кириченко Григория Александровича в виде принятия документов (заявление с приложением) к рассмотрению по существу (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2016 признан незаконным возврат заявления крестьянского хозяйства без рассмотрения по существу, суд обязал департамент рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка на новый срок в установленном порядке.
Судебный акт мотивирован тем, что основание, указанное в письме департамента о возврате заявления крестьянского хозяйства без рассмотрения по существу в связи с непредставлением документов, подтверждающих надлежащее использование арендованного земельного участка, не соответствует представленным документам. Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что при надлежащем исполнении договорных обязательств и отсутствии нарушений земельного законодательства документом, подтверждающим надлежащее использование земельного участка, является копия финансового документа за предшествующий календарный год о получении за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. В соответствии с письмом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 03.08.2016 N 206.03991/16-06 в 2015 году хозяйством получена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 173 000 рублей. В письме от 17.11.2015 N 20602-4543/15-03 министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края сообщило, что субсидии, выплаченные в 2015 году крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Букир" согласно платежным поручениям от 21.04.2015 N 878 и от 17.04.2015 N 564, являются возмещением части затрат, понесенных данным сельскохозяйственным товаропроизводителем в 2014 году. Предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на 1 га уточненной посевной площади 2015 года будет осуществляться в 2016 году. В материалы дела представлено заявление крестьянского хозяйства от 01.04.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям с приложенными документами (т. 1, л.д. 230 - 235), а также соглашение от 06.04.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (т. 1, л.д. 237 - 238). Кроме того, в качестве доказательств надлежащего использования земельного участка крестьянским хозяйством представлены доказательства агрохимической обработки земельного участка, информация о производственной деятельности по форме N1-КФХ и информация о наличии ресурсов у крестьянского хозяйства по форме N 2-КФХ.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявителем не была предоставлена информация о надлежащем использовании спорного земельного участка в форме, предусмотренной Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просил решение суда оставить без изменения.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в своем отзыве указало, что с учетом представления крестьянским хозяйством копий платежных поручений о получении за счет средств краевого бюджета субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, крестьянское хозяйство подтвердило факт надлежащего использования земельного участка.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и крестьянским хозяйством "Букир" Кириченко Григория Александровича заключен договор от 21.09.2005 N 0000001194 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:10 01 000:0007, площадью 238,2780 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок N 16, для ведения сельскохозяйственного производства. Договор аренды земельного участка заключен на срок 10 лет до 21.09.2015.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001000:7 площадью 2 382 780 кв. м находится в собственности Краснодарского края, зарегистрирована аренда в пользу КХ "Букир" (т. 1, л.д. 101).
Крестьянское хозяйство 20.08.2015 обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о продлении действующего договора аренды земельного участка (т. 1, л.д. 54 - 55).
В письме от 02.09.2015 N 52-3412ж/15-12.03 департамент сообщил, что рассмотреть вопрос о продлении договора аренды земельного участка не представляется возможным, поскольку с 01.03.2015 продление договоров аренды земельных участков действующим законодательством не предусмотрено. Крестьянское хозяйство вправе обратиться с заявлением о заключении нового договора аренды на земельный участок без проведения торгов (т. 1, л.д. 56).
Крестьянское хозяйство обратилось с заявлением от 10.09.2015 о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001000:7 без проведения торгов на 49 лет (т. 1, л.д. 57 - 58).
Письмом от 18.09.2015 N 52-3647ж/15-12.03 департамент имущественных отношений Краснодарского края возвратил заявление без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, предусмотренных статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Не согласившись с возвратом заявления, крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции по состоянию на 10.09.2015) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Вместе с тем статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" при надлежащем исполнении договорных обязательств и отсутствии нарушений земельного законодательства документом, подтверждающим надлежащее использование земельного участка, является копия финансового документа за предшествующий календарный год о получении за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а в случае его отсутствия для крестьянских (фермерских) хозяйств - информация за предшествующий календарный год о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме N1-КФХ и (или) о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N2-КФХ, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В соответствии с письмом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 03.08.2016 N 206.03991/16-06 в 2015 году хозяйством получена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 173 000 рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 134 421 руб. 00 коп. (п/п N 385878 от 21.04.2015), за счет краевого бюджета - 38 579 руб. 00 коп. (п/п N 47564 от 17.04.2015) (т. 1, л.д. 222 - 223).
По платежным поручениям N 878 от 21.04.2015 и N 564 от 17.04.2015 из бюджета перечислено крестьянскому хозяйству "Букир" Кириченко Григория Александровича 134 421 рубль и 38 578 рублей субсидии на оказание несвязанной поддержки (т. 1, л.д. 24 - 25).
В письме от 17.11.2015 N 20602-4543/15-03 министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края сообщило начальнику управления сельского хозяйства муниципального образования Темрюкский район следующее. Субсидии, выплаченные в 2015 году крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Букир" согласно платежным поручениям N 878 от 21.04.2015 и N 564 от 17.04.2015, являются возмещением части затрат, понесенных данным сельскохозяйственным товаропроизводителем в 2014 году. Предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на 1 га уточненной посевной площади 2015 года будет осуществляться в 2016 году. Субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства предоставляется в целях возмещения части понесенных затрат в году, предшествующем текущему (т. 1, л.д. 2015 - 206).
В материалы дела представлено заявление крестьянского хозяйства от 01.04.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям с приложенными документами (т. 1, л.д. 230 - 235), а также соглашение от 06.04.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (т. 1, л.д. 237 - 238).
В соответствии с приложением N 4 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 N 249 "Об утверждении порядков предоставления субсидий на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства" (Порядок предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства) субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края в целях возмещения части понесенных ими затрат в году, предшествующем текущему, на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур (т. 1, л.д. 240).
Как следует из заявления крестьянского хозяйства от 10.09.2015, в департамент с заявлением были представлены платежные поручения N 878 от 21.04.2015 и N 564 от 17.04.2015, подтверждающие получение субсидии, а также информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2014 год по форме N 1 -КФХ (т. 1, л.д. 27 - 28) и информации о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2014 год по форме N2-КФХ (т. 1, л.д. 29).
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 и статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" заявитель представил необходимые документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка, в связи с чем у департамента отсутствовали основания для возврата заявления без рассмотрения по существу.
С заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок крестьянское хозяйство обратилось 10.09.2015, то есть до истечения срока договора аренды от 21.09.2005 N 0000001194 земельного участка с кадастровым номером 23:30:10 01 000:0007.
В связи с чем департамент обязан рассмотреть заявление крестьянского хозяйства и принять мотивированное и правомерное решение.
Доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, противоречат представленным доказательствам и не основаны на материалах дела, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2016 по делу N А32-47367/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47367/2015
Истец: глава Крестьянского хозяйства "Букир" Кириченко Григория Александровича, КХ "Букир" Кириченко Г. А.
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6982/19
13.06.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7560/19
05.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2368/17
01.02.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19743/16
20.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47367/15