г. Москва |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А40-188330/2016 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи С.М. Мухина, рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании апелляционную жалобу Банка России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2016 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-188330/2016, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1433)
по заявлению: Центрального Банка Российской Федерации
к публичному акционерному обществу "Росгосстрах"
о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просил привлечь ПАО "Российская государственная страховая компания" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 11.11.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, привлечь общество к административной ответственности.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, в Банк России 21.06.2015 поступило обращение (вх. N 181823) ООО "АСВ Инвест" (далее - Заявитель), содержащее сведения о нарушении Страховщиком срока рассмотрения заявления о страховой выплате по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО).
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении Заявителя, Банком России установлено следующее.
18.11.2015 между Страховщиком и ООО "Алло!Пицца!" заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и выдан страховой полис серии ЕЕЕ N 0338482001.
27.11.2015 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), в результате которого транспортному средству Daewoo Matiz, г.н. А796УВ199 причинены повреждения.
28.12.2015 между ООО "Алло!Пицца!" и Заявителем заключен договор N Ц 279/15 уступки прав требования (Цессии), по которому Заявитель принимает в полном объеме право требования исполнения обязательств по договору ОСАГО серии ЕЕЕ N 0338482001, связанных с возмещением ущерба, причиненного транспортному средству, в результате ДТП от 27.11.2015.
30.12.2015 от Заявителя поступило заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда транспортному средству (далее - ТС) в результате ДТП от 27.11.2015.
12.01.2015 Страховщик письмом N 116868 сообщил ООО "АСВ Инвест" о необходимости представлении транспортного средства либо акта осмотра поврежденного транспортного средства.
20.01.2016 Страховщик письмом N 121518 сообщил, о необходимости представления следующих документов: свидетельство о регистрации или документ, подтверждающий право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "АСВ Инвест" и ООО "Алло!Пицца!"), справку о дорожно-транспортном происшествии в читаемом виде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) при недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховой выплате или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов.
Учитывая изложенное, датой уведомления о необходимости предоставления документов являлось 11.01.2016 (включительно).
Таким образом, Страховщик нарушил срок, установленный пунктом 1 статьи 12 Закона N 40-ФЗ, на 7 рабочих дней.
По факту выявленных нарушений 30.08.2016 на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 2.7 Указания Банка России от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" заведующим сектором по рассмотрению обращений потребителей обязательных видов страховых услуг Управления по рассмотрению обращений потребителей финансовых услуг Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Шматовой Е.И. был составлен протокол об административном правонарушении N СЗ-59-ЮЛ-16-6264/1020-1 в отношении Публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах" по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
По имеющемуся в распоряжении Отделения, а также содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, адресу ПАО "Росгосстрах" телеграфом было направлено уведомление о вызове законного представителя Страховщика для составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление было вручено 17.08.2016, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Суд считает, что административным органом приняты все необходимые меры, направленные на надлежащее извещение общества, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В порядке пункта 3 статьи 3 Закона N 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 4015-1, право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В соответствии со статьей 938 ГК РФ, в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона N 4015-1, субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1 которая обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше нормативных правовых актов в целом.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 32 Закона N 4015-1 для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об ОСД, с приложением образцов используемых документов. Соответственно, требования Правил страхования, утверждённые самим Страховщиком, обязательны для исполнения им. Соблюдая требования страхового законодательства, субъекты страхового дела обязаны надлежащим образом исполнять обязанности, предусмотренные в утверждаемых ими правилах добровольного страхования.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь идёт о необходимости исполнения страховщиком не конкретных договорных обязательств, а прямых императивных норм закона о необходимости соблюдения Правил страхования, представляемых в орган страхового надзора в целях получения лицензии.
Таким образом, Ответчик нарушил лицензионные требования и условия, в части соблюдения условий договора страхования.
Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение страхового законодательства по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции (11.11.2016), срока давности привлечения к ответственности не истек.
Однако, суд апелляционной инстанции лишен возможности принятия по делу нового судебного акта, поскольку на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции - 31.01.2017, срок давности привлечения общества к ответственности истек (дата совершения административного правонарушения - 12.01.2016).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, ч. 4 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2016 по делу N А40-188330/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188330/2016
Истец: Банк России
Ответчик: ПАО СК "Росгосстрах"