г. Москва |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А40-92543/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2016 по делу N А40-92543/2016, принятое судьей Кузиным М.М. (149-774)
по заявлению: товарищества собственников жилья "Кунцево-Центр"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Цынжаловская С.В. по доверенности от 20.11.2015; |
от ответчика: |
Долотов Я.Д. по доверенности от 30.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2016, принятым по данному делу, удовлетворено заявление товарищества собственников жилья "Кунцево-Центр" (далее - заявитель) о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик), оформленное письмом от 11.03.2016 N ДГИ-1-13606/16-1 об отказе в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, вл. 40.
Суд обязал Департамент принять распоряжение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территорий земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, вл. 40 в установленном законом порядке и сроки, с учетом распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 24.03.2016 N 0667 "Об утверждении проекта межевания территории квартала".
Департамент не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает судебный акт незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 11.02.2016 общество обратилось в службу "одного окна" Департамента с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Партизанская, вл. 40.
Письмом от 11.03.2016 N ДГИ-1-13606/16-1 Департамент отказал в выдаче данного распоряжения, обосновав свое решение тем, что отсутствует проект межевания территории, в границах которого расположен спорный объект со ссылкой на п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.
Департамент указал, что земельный участок, расположенный под данным многоквартирным домом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за N 77:07:0004002:91.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал, что, в соответствии со ст.16 федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.7,10-21 ч. 2 ст. 7 ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Применительно к земельному участку в соответствии с ч.1 ст.7 данного закона к его уникальным характеристикам, изменение которых влечет осуществление кадастрового учета, относятся: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь.
Материалами дела установлено, что по информации из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым N 77:07:0004002:91 имеет статус "ранее учтенный" и поставлен на кадастровый учет 01.01.2007 в пределах границ площадью 5 138 кв.м.
Между тем, в техническом отчете об инженерно-геодезических изысканиях по установлению и закреплению границ участка землепользования на объекте ТСЖ "Кунцево-Центр" по адресу: г.Москва, ул.Партизанская, вл.40, указана площадь 11 219,5 кв.м.
Часть 1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В период до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесение в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках предусматривалось Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Департаментом не представлено доказательств наличия обстоятельств, которые позволили изменить сведения о площади и границах спорного земельного участка по сравнению с площадью и границами, определенными в Техническом отчете, изготовленном в 2000 году.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ч.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса).
Согласно ч.2 ст.11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, в которой указано, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Данный перечень не содержит требования наличия утвержденного проекта межевания при внесении изменений в границы земельного участка, уже стоящего на кадастровом учете как ранее учтенный.
Согласно п.4.2 ст. 43 Градостроительного кодекса в случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в соответствии с таким проектом межевания должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП предусмотрен механизм реализации указанного полномочия посредством оказания государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории". Административный регламент предоставления данной государственной услуги утвержден п. 1.4 указанного постановления.
В соответствии с пунктом 2.22.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП) в предоставлении названной государственной услуги может быть отказано, в том числе, по причине невозможности ее предоставления по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Вместе с тем, указанные Департаментом в письме от 11.03.2016 N ДГИ-1-13606/16-1 нормы действующего законодательства не содержат такого основания отказа в выдаче распорядительного документа и не может являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права заявителя на получение распоряжения об утверждении схемы расположения на кадастровой карге (плане) территории, поскольку не предусмотрено в качестве таковых земельным законодательством.
Согласно правовой позиции высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных ст. ст. 198 - 201 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Апелляционный суд также поддерживает определенный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав заявителя, поскольку он соответствует ч. 5 ст. 201 АПК РФ и п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2016 по делу N А40-92543/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92543/2016
Истец: ТСЖ "Кунцево-Центр", ТСЖ Кунцево Центр
Ответчик: Департамент городского имущества, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ