г. Томск |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А03-18267/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, А.Ю. Сбитнева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - Е.А. Миронов, поручение 12.01.2017, удостоверение,
от лица, привлекаемого к административной ответственности - без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30 ноября 2016 г. по делу N А03-18267/2016 (судья Л.Г. Куличкова)
по заявлению прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края (Усть-Чарышская района Алтайского края
к акционерному обществу "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922, г. Барнаул)
о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Пристанского района Алтайского края (далее - заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (далее - АО "СК Алтайкрайэнерго", общество) к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 30.11.2016 АО "СК Алтайкрайэнерго" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым в привлечении АО "СК Алтайкрайэнерго" к административной ответственности отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что факт постановки автомобиля на территории земельного участка по адресу: с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Ленина, д. 29, не может свидетельствовать об эксплуатации самого административного здания, так как транспортное средство устанавливалось в гараж в целях его сохранности, без фактического использования здания.
Прокуратура представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению прокуратуры, решение суда законно и обоснованно.
В судебном заседании представитель заявителя просил в удовлетворении жалобы отказать, считает определение суда законным и обоснованным.
Представитель административного органа просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Общество о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 28.09.2016 в ходе проведенной прокуратурой Усть-Пристанского района проверки соблюдения градостроительного законодательства установлен факт эксплуатации здания объекта капитального строительства административного здания по адресу: с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Ленина, д. 29 работниками АО "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию.
Общество зарегистрировано по адресу: г. Барнаул, ул. Воровского, д. 163. Основным видом деятельности является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. В целях осуществления деятельности используется техника, здания.
13.04.2016 действие разрешения продлено до 23.10.2016.
Установлено, что на момент проверки работник Архипов О.В. (монтер АО "СК Алтайкрайэнерго", временно совмещающий работу водителем в данной организации) осуществил постановку автомобиля УАЗ 339099, ГРЗ А978НО 22 рус, принадлежащего АО "СК Алтайкрайэнерго" в здании в с. Усть - Чарышская Пристань, ул. Ленина, д. 29, не введенного на момент проверки в эксплуатацию.
Аналогичные нарушения допущены АО "СК Алтайкрайэнерго" Кноль В.И., который в момент проверки осуществил постановку автомобиля УАЗ 469, ГРЗ 0568АА 22 рус., принадлежащего АО "СК Алтайкрайэнерго" в здании в с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Ленина, д. 29.
20.10.2016 прокурор вынес в отношении общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, квалифицировав действия общества по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В рамках полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 28.2, 28.4 КоАП РФ, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "СК Алтайкрайэнерго" к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления и соблюдения строительного законодательства.
Объективная сторона может быть выражена как действиями, так и бездействием, связанными с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Субъектом ответственности выступает лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.
С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства считается здание сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно статье 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Невыполнение этого требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Таким образом, вменяя обществу нарушение части 5 статьи 9.5 КоАП РФ административный орган в силу статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ должен доказать эксплуатацию объекта капитального строительства, осуществляемую именно этим лицом без соответствующего разрешения.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, общество осуществляло эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: с. Усть - Чарышская Пристань, ул. Ленина, д. 29 в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Факт эксплуатации объекта капитального строительства: здания, расположенного на земельном участке по адресу: с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Ленина, д. 29, подтверждается материалами дела, в том числе справкой о результатах проверки соблюдения градостроительного законодательства от 28.09.2016, фототаблицей, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.10.2016, не опровергнут апеллянтом соответствующими доказательствами.
Кроме того в ходе проведения проверки прокурором получены объяснения работников общества - Гринькова В.И., Архипова О.В., Кноля В.И.
Так, из объяснений Архипова О.В. (монтер АО "СК Алтайкрайэнерго", временно совмещающий работу водителем), Кноля В.И. (водитель АО "СК Алтайкрайэнерго"), следует, что на момент проведения проверки отсутствуют гаражи и иные места хранения автомобилей на участке, указанные работники осуществляли постановку автомобилей в новом построенном здании. Пояснив, что постановка автомобилей осуществляется с момента фактической постройки здания (начало лета 2016 года). На дату проведения проверки - 28.09.2016 в вечернее время, с целью обеспечить сохранность автомобилей УАЗ 339099, ГРЗ А978НО 22 рус и УАЗ 469, ГРЗ 0568АА 22 рус, указанные сотрудники вновь осуществили постановку автомобилей в гараж нового здания.
Также из объяснений Гринькова В.И. (начальник Усть-Пристаньского участка Алейского отделения АО "СК Алтайкрайэнерго") следует, что он обладал информацией о том, что новое здание не введено в эксплуатацию, однако в целях обеспечения сохранности автомобилей, им было принято решение о постановке автомобилей в новом построенном здании.
С учетом этого апелляционный суд отклоняет довод апеллянта, что факт постановки автомобилей в гараж не может свидетельствовать об эксплуатации самого административного здания и транспортное средство устанавливалось в гараж в целях его сохранности без фактического использования здания, так как указанными выше материалами делами доказан факт использования нового построенного здания работниками АО "СК Алтайкрайэнерго".
В данном случае, суд первой инстанции оценил относимость, допустимость и достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, дал всем доказательствам надлежащую правовую оценку и пришел к правильному выводу о доказанности фактического использования здания при отсутствии у общества на момент проведения проверки разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия общества правильно квалифицированы прокурором как эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, факт отсутствия официального разрешения на ввод в эксплуатацию прокурором доказан, обществом не опровергнут.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 9.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, так как общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, не предприняв мер для соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем возможность для соблюдения обществом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ имелась, но общество не приняло все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязанностей в соответствии с установленными требованиями.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу доказанности прокуратурой факта эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию и наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ; указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.
Содержание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.10.2016 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
Наложенный на общество административный штраф в минимальном размере санкции (10000 руб.) соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания совершенному обществу административному правонарушению, а также обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Доказательств применения к обществу несоизмеримо большого штрафа, что может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, в материалы дела не представлено.
Применительно к изложенным выше обстоятельствам арбитражный суд с учетом перечисленных норм права, содержания постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, при наличии причинной связи между установленными прокурором фактами и их последствиями, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
С учетом этого, наличие события и состава правонарушения подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для привлечения общества, к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания в минимальном размере в рамках санкции статьи, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергает выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности не облагаются государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30 ноября 2016 года по делу N А03-18267/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18267/2016
Истец: Прокуратура Усть-Пристанского района АК
Ответчик: АО "Сетевая компания Алтайкрайэнерго"
Третье лицо: Прокуратура Алтайского края