г. Самара |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А55-12547/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
при участии:
от истца - представитель Караев Е.С., доверенность от 09.01.2017 N 6;
от ответчика - представитель Антонов А.М., доверенность от 29.02.2016 N 5;
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 - 24 января 2017 года апелляционную жалобу Муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная служба" городского округа Сызрань на решение Арбитражного суда Самарской области от 1 сентября 2016 года по делу N А55-12547/2016 (судья Шабанов А.Н.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр", Самарская область, г. Сызрань (ОГРН 1116325001682, ИНН 6325997460) к Муниципальному предприятию "Жилищно-эксплуатационная служба" городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань (ОГРН 1026303065304, ИНН 6325028472) о понуждении исполнить условия договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному предприятию "Жилищно-эксплуатационная служба" городского округа Сызрань (далее - предприятие, ответчик) об обязании ответчика исполнить пункт 2.1.4. договора N 59023 от 01.01.2012, а именно: обеспечить температуру горячей воды в точке разбора многоквартирного жилого дома N 47 по пр. Гагарина г. Сызрани не ниже 60 градусов Цельсия в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2016 по делу N А55-12547/2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель истца просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 47 по пр. Гагарина г. Сызрани на основании договора управления от 13.11.1015.
С целью предоставления собственникам помещений указанного выше многоквартирного жилого дома коммунальной услуги горячего водоснабжения ранее между предприятием (энергоснабжающая организация) и обществом (абонент) был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде и отпуск воды через систему централизованного горячего водоснабжения N 59023 от 01.01.2012 (далее - договор), в соответствии с которым предприятие обязалось подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период), горячее водоснабжение (в течение года) и воду через систему централизованного горячего водоснабжения, а абонент - принимать и оплачивать энергию.
В соответствии с пунктом 2.1.4. договора предприятие обязано обеспечить качество поставляемой тепловой энергии требованиям санитарных правил и технических норм.
Обратившись с настоящим иском в суд, общество указало, что при поставке горячей воды предприятием нарушаются обязательные требования к температуре горячего водоснабжения, что подтверждается актом учета тепловой энергии за период с 24.12.2015 по 26.01.2015, составленным с участием представителей ответчика, из которого следует, что средняя температура горячего водоснабжения, поступающая в дом, составила 59, 28 градусов Цельсия, что не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Как указал истец, в результате нарушения ответчиком своих обязательств по договору собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома лишены возможности получать услугу горячего водоснабжения, соответствующую нормативным актам.
Претензия общества с требованием привести параметры давления горячего водоснабжения в доме N 47 по пр. Гагарина г. Сызрани в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства Энергетики РФ N 115 от 24.03.2003, была получена предприятием 21.03.2016, однако оставлена без ответа.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором теплоснабжения.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), в силу пункта "а" статьи 31 которых исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Соответственно, потребитель вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354).
В приложении N 1 к Правилам N 354 сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Кроме того, в пункте 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09, которым установлены гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
В силу пункта 1.3. СанПиН 2.1.4.2496-09 данные нормы распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения и обязательны для исполнения.
Согласно указанным СанПиН температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (пункты 2.3 и 2.4).
Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60°C) и максимальным пределом (не выше 75°C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
При отпуске тепловой энергии энергоснабжающая организация должна обеспечить соответствие температуры и давления пара или температуры горячей воды (теплоносителя) условиям заключенного договора энергоснабжения.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, изложенным в письме N 01/12157-9-32 от 24.08.2009, температура теплоносителя ниже 60°С способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, в связи с чем поддержание в точках водоразбора температуры воды не ниже 60°С является надежной противоэпидемической мерой, препятствующей росту инфекционной заболеваемости населения.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность ответчика поставлять горячую воду температурой не ниже 60°С, установлена требованиями вышеназванных нормативных актов.
Кроме того, условиями договора (п. 2.1.4) предусмотрено, что ответчик обязан обеспечить качество поставляемой тепловой энергии требованиям санитарных правил и технических норм.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения в жилые дома, находящиеся в управлении общества, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается актами учета параметров теплоснабжения, актами комиссионного обследования, предписаниями ГЖИ Самарской области.
Принимая во внимание факт нарушения ответчиком своих обязательств по подаче горячей воды надлежащего качества, руководствуясь названными нормами права и условиями договора, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Ссылки заявителя жалобы на допустимость отклонения температурного режима в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354, не может быть принята во внимание.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394 указал, что Правительство Российской Федерации определило в приложении N 1 требования к качеству коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению (раздел II), и установило в оспариваемом пункте 5 этого приложения допустимые отклонения от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, что фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование, как указал Верховный Суд Российской Федерации, противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании.
В связи с чем, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394 признан недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 1 сентября 2016 года по делу N А55-12547/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12547/2016
Истец: ООО "УК "Центр"
Ответчик: Муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационная служба" городского округа Сызрань