Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А56-20785/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дейкун А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Гуляева О.Н. - по доверенности от 23.12.2016 N СЕВНЮ-316/Д;
от заинтересованного лица: Морозова А.О. - по доверенности от 09.01.2017 N 04-24/00042, Ходот Е.М. - по доверенности от 20.01.2017 N 04-24/01704;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32076/2016) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2016 по делу N А56-20785/2016 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295,
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня, таможенный орган, административный орган) от 03.03.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-44/2016, которым заявитель привлечен к ответственности по части 2 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7000 руб.
Решением суда от 27.09.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление. Податель жалобы не согласен с выводом суда об утрате спорных документов и виновных действиях Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 09.01.2016 Общество в зоне деятельности т/п Морской порт Кавказ Краснодарской таможни по процедуре таможенного транзита по транзитной декларации (далее - ТД) N 10309140/090115/0000009 приняло к перевозке товар - цемент огнеупорный магнезитовый, в количестве 66 мест, вес брутто 66990,00 кг, перемещаемый в железнодорожном вагоне N 24551954, по транспортной накладной N 23289-2 от 25.12.2014 в адрес ОАО "Северсталь" из Греции. Местом доставки установлен Череповецкий таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, срок доставки - 14.02.2015.
В таможенном органе отправления перевозчиком приняты к перевозке следующие документы на товар:
- инвойсы от 15.12.2014 N М-536,
-ТДN 10309140/090115/0000009,
- лист дорожной ведомости от 25.12.2014 N 23289-2 с отметками о выпуске товаров
таможни отправления, предназначенные для станции назначения и и для получателя,
- оригинал транспортной ж/д накладной от 25.12.2014 N 23289-2,
- экземпляр транспортной накладной (дополнительный экземпляр дорожной ведомости) от 25.12.2014 N 23289-2 на 1 листе с отметками о выпуске товаров в таможне отправления и предназначенный для таможни назначения.
19.01.2015 Обществом на Череповецкий таможенный пост Санкт-Петербургской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита представлен комплект документов:
- инвойсы от 15.12.2014 N М-536,
-ТДN 10309140/090115/0000009,
- лист дорожной ведомости от 25.12.2014 N 23289-2,
- оригинал транспортной ж/д накладной от 25.12.2014 N 23289-2.
Экземпляр транспортной накладной (дополнительный экземпляр дорожной ведомости) от 25.12.2014 N 23289-2 с отметками о выпуске товаров в таможне отправления и предназначенный для таможни назначения, отсутствовал.
На станции Череповец 2 составлен акт общей формы от 17.01.2015 N 2/13 об отсутствии указанного документа.
Усмотрев признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.9 КоАП РФ, 18.01.2016 должностным лицом Череповецкого таможенного поста Санкт-Петербургской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10210000-44/2016 и проведении по делу административного расследования.
По окончании расследования в отношении Общества должностным лицом составлен протокол по делу об административном правонарушении N 10210000-44/2015 и 03.03.2016 вынесено постановление о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 2 статьи 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 000 руб.
Не согласившись с законностью постановления таможенного органа, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения и вины Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) под таможенным транзитом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен (пункт 2 статьи 223 ТК ТС)
В соответствии с частью 3 статьи 225 ТК ТС для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы.
Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 утвержден Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления, в том числе транспортных (перевозочных) документов.
Согласно пункту 38 статьи 4 ТК ТС под транспортными (перевозочными) документами понимаются коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
При перевозках железнодорожным транспортом транспортные документы - международная железнодорожная накладная, которая оформляется в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, подписанным 01.11.1951 (далее - СМГС).
В соответствии с положениями статьи 7 СМГС договор перевозки оформляется накладной единого образца. Накладная является комплексным документом, состоящим из шести пронумерованных листов и необходимого количества экземпляров листа накладной "Дорожная ведомость (дополнительный экземпляр)".
Лист накладной "Дорожная ведомость (дополнительный экземпляр)" оформляется в количестве, соответствующем числу перевозчиков, участвующих в перевозке.
В соответствии с пунктом 12 Порядка оформление выпуска товаров осуществляется путем заполнения должностным лицом таможенного органа отправления соответствующей графы заполненных листов транзитной декларации, проставления и заполнения штампа, форма которого устанавливается законодательством государств-членов, заверенного оттиском его личной номерной печати, на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа.
Согласно пункту 13 Порядка после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита один оформленный лист транзитной декларации, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления, возвращаются перевозчику для представления таможенному органу назначения.
В целях упорядочения действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с частью 4 статьи 224 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" приказом ФТС России от 01.06.2011 N 1157 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом (далее -Инструкция N 1157).
Подпунктом 3 статьи 27 Инструкции N 1157 определено, что уполномоченное
должностное лицо таможенного органа отправления, ответственное за прием, регистрацию транзитной декларации и выпуск товаров в соответствии с таможенной
процедурой таможенного транзита при разрешении вопроса о помещении товара под процедуру таможенного транзита должностное лицо таможенного органа указывает регистрационный номер ТД в трех экземплярах транспортных (перевозочных) документов (оригинале железнодорожной накладной, двух листах дополнительных экземпляров дорожной ведомости. предназначенных для таможенного органа отправления и таможенного органа назначения, либо двух копиях дополнительных экземпляров дорожной ведомости. Заверенных календарным штемпелем железнодорожной станции отправления (передаточной станции) и заверяет его подписью и оттиском ЛНП.
Подпунктом 3 статьи 31 Инструкции 1157 определено, что если должностным лицом таможенного органа отправления установлено выполнение всех условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, то оно осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. При этом заполняет графу "D" двух листов транзитной декларации и проставляет на трех экземплярах транспортного (перевозочного) документа (оригинале железнодорожной накладной, двух листах дополнительных экземпляров дорожной ведомости, предназначенных для таможенного органа отправления и таможенного органа назначения, либо двух копиях дополнительных экземпляров дорожной ведомости, заверенных календарным штемпелем железнодорожной станции отправления (передаточной станции), направляющий штамп, заполняет его и заверяет оттиском ЛНП.
В силу статьи 224 ТК ТС при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением указанного случая, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.
Ответственность за недоставку таможенных, коммерческих или транспортных
(перевозочных) документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки предусмотрена частью 2 статьи 16.9 КоАП РФ.
Факт непредставления Обществом в место доставки - Череповецкий таможенный пост Санкт-Петербургской таможни - дорожной ведомости (дополнительный экземпляр) с отметками таможенного органа отправления подтверждается материалами дела (акт общей формы N 2/13 от 17.01.2015, составленный на железнодорожной станции Череповец 2 в присутствии агентов СФТО; информация т/п Морской порт Кавказ Краснодарской таможни от 22.01.2015 N 46- 04/00023, из которой следует, что при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита полный комплект документов по ТД N 10309140/090115/0000009 передан представителю ОАО "РЖД", в том числе дополнительный экземпляр дорожной ведомости (заверенный календарным штемпелем железнодорожной станции отправления) N 23288-4 с отметками о выпуске товаров (л.д. 35); информация Ростовского регионального отдела центра по таможенной деятельности ОАО "РЖД" от 28.04.2015 N 198/РТД, согласно которой при приеме груза от морского перевозчика на станции Кавказ и при производстве сортировки, формирования поездов на станции дороги, весь комплект документов имелся в наличии, оформленный согласно статье 7 СМ ГС (л. д. 36)), что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.9 КоАП РФ.
Вопреки доводу апелляционной жалобы суд первой инстанции не делал вывода об утрате документа, а сделал правомерный вывод о недоставке документа, в связи с чем довод апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельным.
Поскольку Обществом не представлено доказательств тому, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, а также невозможности соблюдения требований законодательства и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины Общества применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии его вины был предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонен.
Суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение установленного порядка доставки документов в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита произошло вследствие недобросовестного отношения должностных лиц общества к исполнению обязанности по доставке документов.
Ненадлежащее исполнение работниками общества своих трудовых обязанностей, связанных с обеспечением сохранности перевозимых документов на товар, к исключительным случаям не относятся. Общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.9 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом также не установлено нарушений административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Само по себе несоблюдение установленного порядка доставки документов при осуществлении таможенного транзита является серьезным нарушением требований законодательства и создает угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере таможенного регулирования.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание повторность совершения правонарушения Обществом, суд первой инстанции пришел к выводу, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил.
Таможня при назначении наказания учла данное обстоятельство, а также отсутствие у Общества смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем назначила наказание в размере 7000 руб., в пределах санкции, предусмотренной законодательством, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Поскольку Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, решение суда от 27.09.2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2016 по делу N А56-20785/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20785/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Россия, 197227, Санкт-Петербург, ул.Гаккелевская, 21/А
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня Федеральной таможенной службы России