Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А13-7554/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Путниковой М.А. по доверенности от 06.07.2016 N 13-04/103,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 октября 2016 года по делу N А13-7554/2016 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450, ИНН 3525154831; место нахождения: 369000, республика Карачаево-Черкесская, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; далее - ОАО "ВСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а; далее - департамент) о признании недействительным предписания от 13.05.2016 N 230.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Фрязиново" (ОГРН 1103525009070, ИНН 3525243009; место нахождения: 160029, город Вологда, улица Судоремонтная, дом 44; далее - ОАО "Фрязиново", управляющая компания).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 октября 2016 года в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "ВСК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что сведения о размере площадей предоставлены самой управляющей компанией, и общество не могло не принять их при расчете платы за электроэнергию. Считает, что соглашение об уступке прав (требований) не лишало управляющую компанию статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов. Указывает, что общество в рассматриваемый период таким статусом не обладало, в связи с этим считает предписание департамента незаконным и неисполнимым.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, ОАО "Фрязиново" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей общества и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой жильца одной из квартир дома N 19а по улице Разина города Вологды на основании приказа от 06.04.2016 N 410 департаментом проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении.
В ходе проверки установлено, что общая площадь жилых помещений многоквартирного дома 19а по улице Разина города Вологды согласно техническому паспорту составляет 719,2 кв.м, размер площади помещений, применяемый при расчетах платы за электрическую энергию по квартире N 11, предоставленную на общедомовые нужды, составляет 718,6 кв.м, что не соответствует площади, указанной в техническом паспорте на жилой дом. В связи с применением в расчетах в период с декабря 2013 по апрель 2014 года недостоверной общей площади жилых помещений дома департамент пришел к выводу о нарушении ОАО "ВСК" пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт от 13.05.2016 N 230, обществу выдано предписание от 13.05.2016 N 230, в котором на заявителя возложена обязанность произвести перерасчет платы на общедомовые нужды по электроснабжению по кв. N 11 за период с декабря 2013 года по апрель 2014 года.
Не согласившись с названным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как указано в пункте 17 названных Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В материалах дела усматривается, что жителями дома N 19а по улице Разина в городе Вологде в качестве способа управления решением от 15.10.2014 выбрано непосредственное управление, следовательно, как верно отмечено судом, на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания общество являлось исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению многоквартирного дома по адресу: город Вологда, улица Разина, дом N 19а.
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 10 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Названный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, суд обоснованно указал, что общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме является составляющей формулы 12 Правил N 354 и подлежит применению при расчете приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) электрической энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, как лица, уполномоченное пунктом 3 постановления N 306 (в соответствующей редакции) и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждены Правила N 354 (в соответствующей редакции), давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этими постановлениями, содержащимся в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Доводы подателя жалобы о том, что сведения о размере площадей предоставлены самой управляющей компанией в виде справки по площади (том 1, лист 56), и общество не могло не принять их при расчете платы за электроэнергию, отклоняются апелляционной коллегией в силу следующего.
Обязанность предоставления документов при подаче заявки (оферты) о заключении договора ресурсоснабжения, необходимых для расчета платы, установлена для управляющих компаний подпунктом "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
При этом в силу пункта 1 этих Правил данные Правила устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В материалах дела усматривается, что ОАО "Фрязиново" (покупатель) и ОАО "ВСК" (поставщик) был заключен договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 131/7 (том 1, листы 44 - 49).
При этом, как определено в пункте 4.5 этого договора, исполнение покупателем обязанности по оплате переданной электрической энергии обеспечивается путем заключения с поставщиком соглашения об уступке права требования в том числе оплаты за коммунальную услугу (пункт 3.2.5 договора).
Следовательно, в случае непредставления управляющей компанией обществу технического паспорта многоквартирного дома, на основании которого надлежит определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, заявитель обязан был запросить данный документ у управляющей компании в целях правильного исчисления размера платы за электроэнергию, поставляемую в спорный дом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно квитанциям, выставленным самим заявителем, за декабрь 2013 года, январь-апрель 2014 года общество по квартире N 11 произвело расчет объема электрической энергии исходя из общей площади помещений в доме 718,6 кв.м.
Департаментом установлено и подтверждается сведениями технического паспорта на спорный жилой дом, что общая площадь помещений дома по адресу: город Вологда, улица Разина, дом 19а, составляет 719,2 кв.м.
Следовательно, как обоснованно указал суд в обжалуемом решении, в основу расчета электроэнергии на ОДН в декабре 2013 года, в январе-апреле 2014 года по квартире N 11 приняты недостоверные данные об общей площади помещений многоквартирного дома, что не соответствует пункту 44 Правил N 354.
Доводы общества о том, что ОАО "ВСК" в декабре 2013, январе-апреле 2014 года не являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, поэтому оснований для проведения перерасчета за указанные периоды не имеется, оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку обязанность производить перерасчеты за коммунальные услуги прямо возложена на исполнителя коммунальных услуг подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354, вне зависимости от того, что расчет указанной платы производился в период, когда исполнителем коммунальной услуги являлось третье лицо.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что объективных причин для неисполнения предписания со стороны заявителя в данном случае не имеется.
С учетом изложенного суд правомерно признал оспариваемое предписание департамента от 13.05.2016 N 230 законным и обоснованным.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения требований общества в данном случае не имеется.
Выводы суда первой инстанции следует признать правильными, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 октября 2016 года по делу N А13-7554/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7554/2016
Истец: ОАО "Вологодская сбытовая компания"
Ответчик: Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации г. Вологды
Третье лицо: ОАО "Вологодская сбытовая компания", ОАО "Фрязиново", Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды