Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2017 г. N Ф04-1234/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А27-18444/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, А.Ю. Сбитнева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Левенко без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованного лица - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 ноября 2016 г. по делу N А27-18444/2016 (судья В.В. Власов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" (ОГРН 1064212011302, ИНН 4212011851, г. Ленинск - Кузнецкий)
к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово в лице филиала N 6 (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, г. Ленинск - Кузнецкий)
о признании незаконным уведомления от 28.04.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Промгазсервис") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (далее - заинтересованное лицо, фонд социального страхования, фонд, ГУ-КРО ФСС РФ филиал N 6) о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов от 28.04.2016.
Решением суда от 11.11.2016 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "Промгазсервис".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в материалы дела фондом не представлены доказательства, на основании которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой страхователем основной деятельностью является "Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях". Кроме того полагает, что суд первой инстанции неправомерно признал законным уведомление фонда.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.04.2006 ООО "Промгазсервис" зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 6 ГУ-КРО ФСС РФ.
Согласно бухгалтерскому балансу за 2015 год и иным документам основной вид экономической деятельности ООО "Промгазсервис" - "Производство промышленных газов" ОКВЭД 24.11. Указанный вид деятельности относится к классу риска с размером страхового тарифа 0,7 %.
Фондом в адрес общества направлено уведомление от 28.04.2016 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому основным видом деятельности общества является "Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", в связи с чем размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с учетом установленной скидки к страховому тарифу в размере 40 %) с января 2016 года составляет 5,10 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя без удовлетворения заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель в орган социального страхования не обращался, необходимые документы в подтверждение основного вида экономической деятельности в установленный законодательством срок в фонд не представил, следовательно, заинтересованное лицо правомерно применило тариф более высокого профессионального риска, при этом факт осуществления (либо неосуществления) такого вида деятельности правового значения не имеет, при том что данная льгота носит заявительный характер, то есть лицо, претендующее на льготный тариф, должно доказать право на его применение в установленном законом порядке и сроки.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно статье 3 Федерального закона Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
В силу требований статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ для страхователя установлена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713.
Согласно пункту 2 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, далее - Порядок N 55) основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно, в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
По пункту 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Пунктом 7 Правил N 713 предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (пункт 12).
Согласно введению к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД), объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).
Соответственно, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Промгазсервис" основным видом экономической деятельности предприятия является "Производство промышленных газов" - код по ОКВЭД 24.11 (ОКВЭД2 20.11), что относится к классу риска с размером страхового тарифа 0,7 %.
Копия справки, бухгалтерский баланс за 2015 год, сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год подтверждают, что общество осуществляет основной вид экономической деятельности - "Производство промышленных газов", страховой тариф которого составляет 0,7 %, что фондом не оспорено и не опровергнуто.
Действительно, в 2016 году в установленный законом срок (не позднее 15 апреля) заявитель с заявлением о подтверждении основного вида деятельности и соответствующими документами в филиал N 6 не обратился, в связи с чем заявитель на 2016 год отнесен фондом к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности - "Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" (ОКВЭД 01.50), что соответствует 32 классу профессионального риска и страховому тарифу 8,5 %, с учетом установленной скидки к страховому тарифу в размере 40 % с января 2016 года размер страхового тарифа составляет 5,10 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Тот факт, что ООО "Промгазсервис" не подтвердило в установленном порядке до 15 апреля 2016 года основной вид деятельности, не имеет правового значения, поскольку при отнесении общества к классу профессионального риска при определении страхового тарифа значение имеет тот вид экономической деятельности коммерческой организации, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции.
Вместе с тем фонд не представил доказательств, подтверждающих фактическое осуществление обществом в 2015 году примененного им вида деятельности "Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях".
Таким образом, фактически размер страхового тарифа определен фондом без учета ранее осуществляемого обществом вида деятельности, а также в отсутствие доказательств фактического осуществления страхователем такой деятельности.
В данном случае фонд в случае неполучения от общества до 15 апреля 2016 года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности на 2016 год, не вправе был произвольно выбирать вид деятельности, отраженный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, без учета ранее осуществляемого вида или видов деятельности этим страхователем в предыдущем периоде или периодах, а также достоверной информации от страхователя или иных органов (налоговых, органов статистики) об осуществлении страхователем в предыдущем периоде нескольких видов деятельности, относимых к различным классам профессионального риска, из которых страховщик и должен выбрать наиболее высокий.
Непредставление обществом до 15 апреля 2016 года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении обществом указанной деятельности. Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности, в случае непредставления (несвоевременного представления) страхователем документов не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 июля 2011 года N 14943/10, определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 N 305-КГ16-17307 по делу N А40-252111/2015, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.11.2016 N Ф04-5116/2016 по делу N А03-22715/2015, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.02.2016 N Ф04-122/2016 по делу N А27-11027/2015 и других.
С учетом изложенного, обжалуемое уведомление фонда от 28.04.2016 вынесено фондом без учета фактически осуществляемой заявителем деятельности, нарушает законные права и интересы заявителя.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции необоснованно оставил без удовлетворения заявленное требование ООО "Промгазсервис", мотивировав свои выводы тем, что заявитель в орган социального страхования не обращался, необходимые документы в подтверждение основного вида экономической деятельности в установленный законодательством срок в фонд не представил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом уведомлении обстоятельства ГУ-КРО ФСС РФ филиал N 6 в рассматриваемой ситуации не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2016 и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя и признания незаконным уведомления Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2016. При этом заинтересованное лицо обязывается устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением апелляционной жалобы заявителя 3000 руб. подлежат взысканию с Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" в возмещение расходов по уплате заявителем государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции как со стороны по делу.
При обращении ООО "Промгазсервис" в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение от 28.11.2016 N 551 с назначением платежа "Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18444/2016" на сумму 3000 руб.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества 1500 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в возмещение расходов по уплате апеллянтом государственной пошлины по апелляционной жалобе как со стороны по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 ноября 2016 г. по делу N А27-18444/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным уведомление Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2016.
Обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис".
Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 3000 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промгазсервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.11.2016 N 551.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18444/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2017 г. N Ф04-1234/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Промгазсервис"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12034/16
08.06.2017 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-18444/16
30.05.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1234/17
31.01.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12034/16