Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А40-151827/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2016 г. по делу N А40-151827/16 (122-1310) судьи Девицкой Н.Е.
по заявлению ООО "Вектор Медикал" (ОГРН 1077759942809)
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Злобина О.М. по дов. от 16.01.2017 г.; |
от ответчика: |
Скрипниченко М.В. по дов. от 20.01.2017 г. N 03-17/27; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вектор Медикал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным отказа Московской областной таможни о возврате излишне уплаченных денежных средств N 17-23/12811 от 04.04.2016 года, обязании возвратить ООО "Вектор Медикал" излишне уплаченный НДС в размере 3 383 503 руб. 56 коп. по ДТ N 10130090/070314/0015390, N 10130090/080414/0023604, N 10130090/060514/0031290, N 10130210/210115/0001064, N 10130210/210115/0001067.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2016 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Московская областная таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Вектор Медикал" в целях таможенного оформления товара поданы ДТ N N 10130090/070314/0015390, 10130090/080414/0023604, 10130090/060514/0031290, 10130210/210115/0001064, 10130210/210115/0001067 на ввезенный товар, со следующим описанием: Устройство ручное для искусственной вентиляции легких RESUSCITATOR BAGS с принадлежностями (изделие медицинского назначения), код ОКП 94 4460, изготовитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, классификационный код товара - 9019200000. Общество предоставило регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное Федеральной Службой по Надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР) от 10.02.2014 г. N РЗН 2013/1311, которым подтверждена регистрация в качестве изделия медицинского, что является основанием для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), в соответствии с п/п.2 п.1 ст.150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в п/п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
По требованию Московской областной таможни по данным декларациям, заявителем был уплачен НДС в размере 3 383 503 руб. 56 коп. Фактом подтверждения уплаты таможенных платежей и НДС, являются платежные поручения: N 350 от 05.03.2014 г. на сумму 780 000,00 руб., N 318 от 28.02.2014 г. на сумму 165 000,00 руб., N 497 от 31.03.2014 г. на сумму 55 000,00 руб., N 540 от 04.04.2014 г. на сумму 470 000,00 руб., N 586 от 15.04.2014 г. на сумму 376 000,00 руб., N 249 от 30.04.2014 г. на сумму 305 000,00 руб., N 59 от 21.01.2015 г. на сумму 1 890 535 руб. 05 коп. ООО "Вектор Медикал" обратилось в Московскую областную таможню с заявлением от 31.03.2016 года N 11927, 11928 о возврате излишне уплаченного НДС в размере 3 383 503 руб. 56 коп.
Письмом от 04.04.2016 года N 17-23/12811 Московская областная таможня отказала в возврате излишне уплаченного заявителем НДС, сославшись на отсутствие документов подтверждающих излишне уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно п.1 статьи 211 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно п.4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми прeдоставлено такое освобождение.
В силу п/п. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в п/п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Согласно п/п. 1 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 г. N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень, действовал на момент подачи деклараций на товары).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 г. N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 06.03.2002 г. N 04-03-05/10) принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).
В соответствии с Перечнем не подлежит обложению НДС, в том числе, медицинская техника, подпадающая под коды по классификации ОК 005-93 (ОКП) 94 4400 группа - (Приборы и препараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма).
В соответствии с ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. N 301 и действовавший на момент ввоза товара в Российскую Федерацию), в группу 94 4400 входит подгруппа 94 4460 (Аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности).
Соответствие ввезенного товара подтверждено декларацией о соответствии, принятой L02.2014 со сроком действия до 19.02.2017 г., подтверждающей соответствие кода ввозимого медицинского товара по ОК 005-93 (ОКП), указанному в государственном стандарте, отраслевом арте, техническом условии, коду ОКП, включенному в Перечень.
Федеральным законом от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ внесены изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, который, соответственно, стал предусматривать освобождение от налогообложения важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу части 4 статьи 38 Закона об охране здоровья на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми утверждена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие". Таким образом, имелись несоответствия терминологии, изложенной в НК РФ (применялись термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), и терминологии, предусмотренной Законом об охране здоровья и используемой при выдаче регистрационного Удостоверения (термин "медицинские изделия"). Между тем такое обстоятельство не могло лишить декларанта права на получение льготы по плате НДС, поскольку, по сути, определение "медицинские изделия" включает в себя понятия "изделия медицинского назначения" и "медицинская техника".
Факт изменения терминологии, используемой в нормативной базе, не мог являться основанием для отказа в выпуске товара со льготой, поскольку льгота по уплате НДС гарантирована статьей 150 НК РФ. Кроме того, возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможней и при сопоставлении кодов по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), указанных в регистрационном удостоверении, и кодов ОКП товаров, подлежащих освобождению от налогообложения.
В данном случае задекларированный обществом товар относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям, в связи с чем, его ввоз которых подлежал освобождению от оплаты НДС. Ввезенный заявителем товар прошел в установленном порядке регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, о чем 10.02.2014 года выдано регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное Федеральной Службой по Надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР) N РЗН 2013/1311 которым подтверждена регистрация в качестве медицинского изделия - Устройство ручное для искусственной вентиляции легких RESUSCITATOR BAGS с принадлежностями (изделие медицинского назначения), код ОКП 94 4460, изготовитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED.
Таким образом, ввезенный заявителем товар относится к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.
Заявителем выполнены в полном объеме требования ст.147 ФЗ "О таможенном регулировании" по факту предоставления всех сведений и документов, требуемых при возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: - при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности.
В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов; - если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; - в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Установленный пунктом 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации перечень оснований для не возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов является исчерпывающим (закрытым) и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, у Ответчика отсутствовали законные основания для отказа заявителю в возврате излишне уплаченных сумм, в связи с чем, суд признает отказ незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
При обращении в таможенный орган с соответствующим заявлением обществом представлены необходимые документы, подтверждающие право на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
При этом заявление было составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520. К заявлению были приложены все необходимые документы, перечень которых установлен п.2 ст. 147 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2016 г. по делу N А40-151827/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151827/2016
Истец: ООО Вектор Медикал
Ответчик: Московская Областная Таможня
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65233/16