Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2017 г. N Ф09-2046/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А71-9373/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" (ОГРН1071840003400, ИНН 1834040161): представители не явились;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): представители не явились;
от третьего лица Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала в Удмуртской Республике (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания"
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 31 октября 2016 года по делу N А71-9373/2016,
принятое судье Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" (далее - заявитель, ООО УК "Ремонтная жилищная компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 21.04.2016 по делу N АА06-06/2015-511.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО УК "Ремонтная жилищная компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе указывает на то, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" не является хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования, а также не является хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке по управлению многоквартирными домами в географических границах Удмуртской Республики или г. Ижевска; в рассматриваемом случае ПАО "Ростелеком" и ООО УК "Ремонтная жилищная компания" выступают сторонами гражданско-правовых отношений, а не отношений в сфере антимонопольного законодательства.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала в Удмуртской Республике (далее - третье лицо, ПАО "Ростелеком") с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, также не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, на основании жалобы ПАО "Ростелеком" от 28.07.2016 о препятствовании оператору связи в доступе к оборудованию связи для проведения его ремонта, модернизации или подключения новых абонентов в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания", Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике возбуждено дело N АА06-06/2015-511 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике установлены следующие обстоятельства:
02.09.2013 между ПАО "Ростелеком" и ООО УК "Ремонтная жилищная компания" заключен договор N 16-41-13 на размещение средств и сооружения связи в жилых домах 60,79,81,91,93,75,23,76,45 по ул. Ворошилова г.Ижевска, согласно которому управляющая компания обязуется предоставлять ПАО "Ростелеком" места для размещения оборудования связи, обеспечить доступ для подключения оборудования к системе электроснабжения в местах общего пользования многоквартирного дома. Согласно условиям договора ООО УК "РЖК" гарантировало, что наделено собственниками помещений в многоквартирных домах полномочиями на заключение подобных возмездных сделок в отношении общего имущества собственников многоквартирных домов и действует в интересах собственников помещений, желающих пользоваться услугами связи, предоставляемыми ПАО "Ростелеком".
Дополнительным соглашением N 1 от 31.01.2014 перечень многоквартирных домов дополнен домами 4,7,11,15,27,37а,39,41,43,49,51,53,59,61,63,65,67,71, 73,85, 87,89,101,105,109,3 по ул. Ворошилова; дополнительным соглашением N 2 от 01.10.2014 перечень многоквартирных домов дополнен домами 6, 31, 33, 47, 103, 123 по ул.Ворошилова г.Ижевска.
Согласно акту о технологическом присоединении N 1 от 07.07.2015 телекоммуникационное оборудование ПАО "Ростелеком" подключено к электрическим сетям ООО УК "Ремонтная жилищная компания" в домах 4,6,11,15,23,27,31,33,37а,39,41,43,45,47,49,51,59,60,61,63,65,67,71,73,75 ,79,79б, 81,85,87,89,91,93,101,103,105,109,123 по ул. Ворошилова г. Ижевска.
В многоквартирных жилых домах, расположенных по вышеуказанным адресам ПАО "Ростелеком" оказывает услуги телефонной связи, радиовещания, интернет и IP-TV. Фактически оборудование и сети связи (сети абонентского доступа) размещено во всех указанных многоквартирных жилых домах, так как первоначально размещались для оказания услуг телефонной связи и радио при телефонизации и радиофикации домов до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем по указанным сетям абонентского доступа появилась возможность оказывать услуги интернет и IP-TV по технологии ADCL. В 2013-2015 гг. с целью улучшения качества оказания услуг, их конкурентоспособности и возможности подключения новых абонентов в жилых домах, расположенных по указанным адресам, сети абонентского доступа были модернизированы с прокладкой оптических сетей для возможности оказания услуг связи по технологии FTTb.
ООО УК "Ремонтная жилищная компания" направило в адрес ПАО "Ростелеком" письмо исх. N 361 от 17.11.2014, согласно которому требовало от ПАО "Ростелеком" представить заявки собственников (нанимателей), проживающих по ул. Ворошилова, МКД 47,49,51,53,71,73,75,81,85,87,89,101,103, для предоставления доступа оператору связи на крыши зданий в целях выполнения аварийного ремонта линии радиофиксации. Также ООО УК "Ремонтная жилищная компания" требовало представить документы, подтверждающие квалификацию и допуск работников к проведению работ.
Письмом N 270 от 25.06.2015 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" сообщило о том, что ПАО "Ростелеком" не будет предоставлен доступ в жилые дома, находящиеся под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания" до погашения задолженности в сумме 421731,61 руб. по договору N 16-41-13 от 02.09.2013 на размещение средств и сооружения связи в жилых домах.
Письмами от 20.07.2015 ПАО "Ростелеком" просило обеспечить доступ сотрудникам общества в дома, находящиеся по адресу: ул. Ворошилова, 37, 81, 91, 79, 60, для проведения работ по подключению абонентов. 22.07.2015 составлен акт об отказе в допуске сотрудников ПАО "Ростелеком" в дома под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания".
Письмом исх. N 343 от 30.07.2015 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" сообщило, что доступ для подключения абонентов будет предоставлен после оплаты ПАО "Ростелеком" долга.
26.10.2015 ПАО "Ростелеком" в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" направило письмо N 0604/05/4203-15 с уведомлением о расторжении договора N 16-41-413 от 02.09.2013 и предложением заключить соглашение о взаимном сотрудничестве N 45, с целью урегулирования вопросов взаимодействия при осуществлении ПАО "Ростелеком" работ по эксплуатации, ремонту и обслуживанию средств и линий связи. Ответ на указанное письмо не был получен.
ПАО "Ростелеком" направляло в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" письма N 0604/05/5212-15 и N 0604/05/5211-15 от 21.12.2015 с просьбой предоставить допуск в МКД по адресам: ул. Ворошилова, 46, 53 в связи с поступившими заявками собственников о заключении договора оказания услуг связи.
Письмом N 34 от 21.01.2016 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" для предоставления доступа в указанные МКД потребовало предоставить документы, подтверждающие намерения собственников (нанимателей). ПАО "Ростелеком" проинформировало о том, что не может предоставить заявки в связи с тем, что они содержат персональные данные заявителей.
25.01.2016 письмом исх. N 0604/05/173-16 ПАО "Ростелеком" направляло в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" письмо о предоставлении доступа к техническим помещениям (чердакам, подвалам и т.п.) жилых домов, находящихся в управлении ООО УК "РЖК", сотрудникам оператора связи по списку при предъявлении ими служебного удостоверения.
На указанное письмо ООО УК "Ремонтная жилищная компания" ответило, что доступ будет предоставлен при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих намерения собственников (нанимателей) (исх. N 60 от 28.01.2016).
При рассмотрении антимонопольного дела о нарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике проведен анализ рынка услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания". Согласно аналитическому отчету, целью проведения анализа рынка является: установление наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания"; продуктовые границы товарного рынка определены на основании условий договоров, заключаемых ООО УК "Ремонтная жилищная компания" с операторами связи как услуги по размещению оборудования связи; географические границы товарного рынка определены как географические границы каждого дома, находящегося в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания". По результатам анализа рынка антимонопольным органом сделан вывод о том, что доля ООО УК "Ремонтная жилищная компания" на указанном рынке в географических границах каждого дома составляет 100%, следовательно, ООО УК "Ремонтная жилищная компания" занимает доминирующее положение на рынке размещения оборудования связи.
Также антимонопольным органом установлено, что согласно представленным протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов N 11 от 04.06.2014, N 105 от 15.05.2014, N 89 от 18.11.2014, N 71 от 30.05.2014, N 31 от 28.04.2014, N 27 от 05.06.2014, N 49 от 22.10.2014), N 67 от 03.09.2014, N 109 от 14.03.2014, N 93 от 21.01.2014, N 60 от 22.10.2014, N 796 от 15.06.2015 управляющая компания уполномочена заключать и сопровождать договоры об использовании общего имущества собственников многоквартирном доме иными лицами (аренды общего имущества МКД (в том числе установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение средств наружной рекламы и информации, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи, услуги радио и т.п.)), сдать общее имущество (специальное оборудование в подъезде) в аренду компаниям, предоставляющим услуги радио, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи и т.п. в размере 100 (200, 250, 500) руб. в месяц за подъезд жилого дома с ежегодным индексированием и перечислением денежных средств на счет текущего ремонта. При отказе компаний заключать договор на аренду общего имущества дома для размещения специального оборудования, обязать данные компании убрать оборудование и привести в надлежащее состояние общее имуществ собственников. (При этом антимонопольным органом указано, что решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по адресам: ул.Ворошилова, 11, 105, 27, 49, 67, 109, 93, 60, 79б по данному вопросу принято менее чем 2/3 голосов собственников жилых помещений).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 53 от 14.05.2015 управляющая компания уполномочена заключать и сопровождать договоры об использовании общего имущества собственников в многоквартирном доме иными лицами (аренды общего имущества МКД (в том числе установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение средств наружной рекламы и информации, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи, услуги радио и т.п.)) с обязательным визированием договоров председателем Совета дома. Перезаключить все имеющиеся договоры об использовании общего имущества собственников в многоквартирном доме иными лицами до 31.10.2015, предоставлявшими услуги кабельного телевидения, интернет, телефонной связи и т.п. по дому N 53 с обязательными визированием договоров председателем Совета дома на следующих условиях: 1000 руб. в месяц за транзит сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи и т.п.; 500 руб. в месяц за размещение каждого ящика со специальным оборудованием; 100 руб. в месяц за размещение единицы распределительного специального оборудования в каждом подъезде дома. При отказе компаний заключать договор на аренду общего имущества дома для размещения специального оборудования, обязать данные компании убрать оборудование и привести в надлежащее состояние общее имущество собственников.
Согласно представленным ООО УК "Ремонтная жилищная компания" протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирных домов N 56 от 12.05.2015, N 2 от 12.05.2015, N 123 от 13.01.2014 ООО УК "Ремонтная жилищная компания" не наделено полномочиями по использованию общего имущества собственников многоквартирных домов, размер платы за использование общего имущества собственниками не установлен.
В отношении остальных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания", в которых размещено оборудование связи ПАО "Ростелеком", протоколы о наделении управляющей компании полномочиями по использованию общего имущества собственников многоквартирных домов не представлены.
С учетом содержания указанных протоколов общих собраний антимонопольным органом установлено, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" не наделено собственниками многоквартирных домов полномочиями об ограничении доступа операторам связи к оборудованию связи, размещенному в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации, в связи с задолженностью по договорам размещения оборудования, или по каким-либо иным основаниям. Возмездный порядок пользования операторами связи общим имуществом собственников жилых помещений, определен в отношении МКД: г. Ижевск, ул. Ворошилова 56,2,123,53,89,71,31,93. В отношении остальных домов размер платы за размещение оборудования связи собственниками МКД не определен.
В связи с чем антимонопольным органом сделан вывод о том, что установление ООО УК "Ремонтная жилищная компания" для ПАО "Ростелеком" возмездного порядка доступа в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО УК "Ремонтная жилищная компания", необоснованное препятствование доступу к размещенному оборудованию связи ПАО "Ростелеком" создает оператору связи препятствия доступу на товарный рынок оказания услуг связи; указанные действия ООО УК "РЖК" приводят или могут привести к увеличению тарифов на оказание услуг связи, а также к отказу ПАО "Ростелеком" от исполнения публичных договоров оказания услуг связи в связи с невозможностью их исполнения, что приводит или может привести к ущемлению интересов ПАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике вынесено решение (принято 21.04.2016, в полном объеме изготовлено 28.04.2016), которым признан факт нарушения ООО УК "Ремонтная жилищная компания" п. 9 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителя путем создания препятствий доступу ПАО "Ростелеком" на рынок оказания услуг связи.
На основании данного решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в адрес ООО УК "Ремонтная жилищная компания" выдано предписание (оглашено 21.04.2016, изготовлено в полном объеме 28.04.2016), которым предписано в срок до 30.05.2016 прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно прекратить необоснованное препятствие доступу ПАО "Ростелеком" к оборудованию связи, размещенному в помещениях общего пользования многоквартирных домов; прекратить требования заключения ПАО "Ростелеком" возмездных договоров размещения оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, при отсутствии решения общего собрания собственников жилых помещений указанных домов, устанавливающих порядок доступа оператора связи в помещения общего пользования многоквартирных домов с целью размещения оборудования связи и платы за размещение оборудования связи и платы за размещение оборудования связи.
ООО УК "Ремонтная жилищная компания" полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии нарушения ООО УК "Ремонтная жилищная компания" требований антимонопольного законодательства как лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции на основании Федерального закона "О защите конкуренции" Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный (далее - Порядок N 220), по результатам проведения анализа составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа определенного товарного рынка.
В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 1, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" осуществляет деятельность на рынке управления многоквартирными домами.
В материалах дела имеется Аналитический отчет о результатах анализа рынка услуг по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания" за 2014 - 2015 гг. Согласно аналитическому отчету ООО УК "Ремонтная жилищная компания" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по размещению оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания", его доля в 2014 и 2015 годах составляет 100% в географических границах каждого многоквартирного дома: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 21, 23, 27, 31, 33, 37, 37а, 39, 41, 43, 45, 46, 47, 49, 51, 53, 56, 59, 60, 61, 63, 65, 71, 73, 75, 79, 79б, 81, 83, 85, 87, 89, 91, 93, 101, 103, 105, 107, 109, 123, 125 по ул. Ворошилова г.Ижевска.
Между тем суд апелляционной инстанции полагает, что для определения доминирующего положения географические границы товарного рынка не могут быть ограничены границами общего имущества многоквартирных домов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 21, 23, 27, 31, 33, 37, 37а, 39, 41, 43, 45, 46, 47, 49, 51, 53, 56, 59, 60, 61, 63, 65, 71, 73, 75, 79, 79б, 81, 83, 85, 87, 89, 91, 93, 101, 103, 105, 107, 109, 123, 125 по ул. Ворошилова г. Ижевска, поскольку такой подход приводит к тому, что управляющая организация или ТСЖ всегда будут являться лицами, занимающими доминирующее положение в многоквартирном доме, которым они управляют.
Доказательств того, что ООО УК "Ремонтная жилищная компания" занимает доминирующее положение на рынке управления многоквартирными домами и на рынке размещения оборудования связи в помещениях общего пользования многоквартирных домов в границах г.Ижевска, в материалах дела не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае из установленного антимонопольным содержания протоколов общих собраний собственников помещений в указанных выше многоквартирных домах, не следует, что собственниками на общем собрании принималось решение о размещении в местах общего пользования оборудования, принадлежащего указанному оператору связи - ПАО "Ростелеком".
Так, в оспариваемом решении антимонопольного органа указано, что согласно протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов 53, 11, 105, 27, 49, 67, 109, 93, 60, 79б управляющая компания уполномочена заключать и сопровождать договоры об использовании общего имущества собственников в многоквартирном доме иными лицами (аренды общего имущества МКД (в том числе установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение средств наружной рекламы и информации, сетей кабельного телевидения, интернет, телефонной связи, услуги радио и т.п. (при этом в данных протоколах не указаны операторы связи, в отношении оборудования которых собственниками принято решение о возможности размещения соответствующего оборудования с использованием общего имущества дома); также в оспариваемом решении антимонопольного органа указано, что в отношении остальных домов, находящихся в управлении ООО УК "Ремонтная жилищная компания", в которых размещено оборудование связи ПАО "Ростелеком", протоколы о наделении управляющей компании полномочиями по использованию общего имущества собственников многоквартирных домов не представлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что антимонопольный орган необоснованно признал ООО УК "Ремонтная жилищная компания" в рассматриваемых правоотношениях в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта в смысле, придаваемом этому понятию положениями п. 5 ст. 4, ст. 5 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, антимонопольным органом в рассматриваемом случае не доказано наличие в действиях ООО УК "Ремонтная жилищная компания" нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Следовательно, заявленные ООО УК "Ремонтная жилищная компания" требования о признании недействительными оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 октября 2016 года по делу N А71-9373/2016 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" требования удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21.04.2016 по делу АА06-06/2015-511 как не соответствующее положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" (ОГРН 1071840003400, ИНН 1834040161) 3000 (Три тысячи) рублей в возмещение расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей в возмещение расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания" (ОГРН 1071840003400, ИНН 1834040161) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 23.11.2016 N 1296.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9373/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф09-2046/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2046/17
15.12.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19253/16
12.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2046/17
02.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19253/16
31.10.2016 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-9373/16