Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору газоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
01 февраля 2017 г. |
А73-10989/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток": Заяц А.А., представитель по доверенности от 01.01.2017 N 07-22/661;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
на решение от 24.11.2016
по делу N А73-10989/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу
об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 26.07.2016 N ТБ-АТ- 26/07/2016/179 ХБР по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток" (далее - АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, Управление, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) от 26.07.2016 N ТБ-АТ-26/07/2016/179ХБР по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
По мнению АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", при отмене "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42, подлежит применению статья 1.7 КоАП РФ и, следовательно, оспариваемое постановление подлежит отмене.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" обратилось в Шестой арбитражный апелляционной суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции. В отзыве на жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" является субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с тем, что ему принадлежит 53 транспортных средства (далее - ТС), предназначенных для перевозки опасных грузов. Данным ТС присвоена третья категория и в соответствии с уведомлениями Федерального дорожного агентства от 18.04.2014 N 08-29/7187, 10.12.2015 N 08-27/38179, 25.02.2016 N 08-27/5210 N 08-27/5223 они включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Должностными лицами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу в период с 14 июня по 20 июня 2016 года при проведении плановой выездной проверки Акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток", проведенной в соответствии с распоряжением и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.04.2016 N 426-р, было выявлено неисполнение Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 (далее - Требования), а именно:
1. В нарушение пункта 5.6.12 раздела II Требований не разработан (не представлен при проверке) порядок функционирования инженерно- технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем) - представлена Инструкция "О порядке функционирования пункта обеспечения транспортной безопасности категорированных транспортных средств", в которой порядок передачи данных отсутствует.
2. В нарушение пункта 5.7 раздела II Требований не обеспечено проведение оценки уязвимости на 25 ТС в течение трех месяцев со дня получения уведомления о включении ТС в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
-АЦТ-22 -1 ед.; -ГАЗ-3307 -1 ед.; -ЗИЛ-130 -2 ед.; -ЗИЛ-131 - 3 ед.; -ЗИЛ-431412-11 ед.; -ЗИЛ-ММЗ-4505 -1 ед.; -ЗИЛ-433362- 1 ед.; -КТ-602-01 -1 ед.; -КАМАЗ-541120 - 1 ед.; -КАМАЗ-6460 - 1 ед.; -МАЗ-642508-233 - 1 ед.; -УОК-04 -1 ед.
3. В нарушение пункта 5.8 раздела II Требований не разработаны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности 53 ТС.
4. В нарушение пункта 5.10 раздела II Требований не в полном объеме проведена проверка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу, а именно: справки о наличии (отсутствии) судимости представлены только на 3 сотрудников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности (Бызгаев Н.А., Журавлев Ю. Н.., Курников В.Г.) из 63 лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности. Не представлены документы, подтверждающие отсутствие у лиц, назначенных ответственными, психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, таксикомании, а также отсутствие в отношении указанных лиц диспансерного наблюдения.
5. В нарушение пункта 5.12 раздела II Требований не в полном объеме осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, а именно: не представлены документы, подтверждающие прохождение специальной профессиональной подготовки на 33 сотрудников, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности, а именно: Бельды А.А., Бурцев М.Н., Гацко М.В., Голубцов О.Г., Грибков В.А., Гревцов В.Б., Зайчук В.Н., Иванков СВ., Карпов Н.Д., Ковальчук СВ., Кожокарь И.Н., Колесников А.Е., Котов СП., Кулапин В.В., Лапунов А.В,, Лоскутов В.А., Передерни А.Н., Перлович СМ., Пермяков А.А., Петрищев А.Н., Простяков Ю.М., Садков М.Н., Сафронов А. А., Страут СВ., Судник А.С, Терещенко А.В., Устименко В.В., Хасьянов А.В., Христьян А.В., Чернышев В.Т., Шапран О.В., Шкурин СН., Яновский С.З.
6. В нарушение пункта 5.13 раздела II Требований к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, допущены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не прошедшие аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.В нарушение пункта 5.14 раздела II Требований отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся в соответствии с п.п. 5.14.1 - 5.14.4 Требований.
8. В нарушение пункта 5.30.15 раздела II Требований выдача постоянных пропусков производится без согласования с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
9. В нарушение пункта 5.30.16 раздела II Требований выдача разовых пропусков осуществляется без уведомления уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
10. В нарушение пункта 5.30.23 раздела II Требований образцы пропусков всех видов не согласованы с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.06.2016 N ТБ-АТ- 20/06/2016/426.
Извещением от 20.06.2016 г. Общество уведомлено о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 13.07.2016 г. в 14-00. Указанное извещение вручено Обществу 20.06.2016 г.
13.07.2016 г. по установленному факту государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления Просвириной Е. В. в присутствии представителя Общества Чебардакова И.В. по доверенности N 07-22/467 от 01.07.2016, при надлежащем извещении законного представителя общества, составлен в отношении АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" протокол N ТБ-АТ-13/07/2016/179ХБР от 13.07.2016 г. по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Протокол содержал информацию о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 26.07.2016 г. в 10-00. Копия протокола вручена представителю Общества под роспись, а также направлена в адрес Общества посредством почтовой связи и вручена 15.07.2016 г., согласно почтовому уведомлению о вручении заказного почтового отправления с уведомлением.
26.07.2016 г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления Просвириной Е. В. В присутствии представителя Общества Махно А. Н. по доверенности от 01.07.2016 г. N 07-22/467, при надлежащем извещении общества, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N ТБ-АТ-26/07/2016/179 ХБР от 26.07.2017 г., по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000
руб.
Не согласившись с названным постановлением, АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) определено:
субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9); транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10);
транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленные на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, помимо прочего транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение (подпункт "а" пункта 11).
В силу статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно части 1 статьи 9 названного закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Требования, Требования N 42), действовавшие на момент проведения проверки и на момент вынесения оспариваемого постановления.
Согласно пункту 1 указанных "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (раздел II - Автомобильный транспорт), названные требования разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть I), ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст.3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415).
В силу пункта 2 Требований, последние определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта (далее - ОТИ и ТС), от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Пунктом 3 названных Требований определено, что они применяются в отношении ОТИ и ТС эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Требований N 42 названные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Согласно пункту 5 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе соблюдать следующие положения:
- пункт 5.6.12.: разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, Порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем).
- пункт 5.7.: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
- пункт 5.8.: разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
- пункт 5.10.: проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
- пункт 5.12.: осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенным законодательством Российской Федерации.
- пункт 5.13.: допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности, только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- пункт 5.14.: информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, включая запрещение:
- прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска (подпункт 5.14.1.);
- перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (подпункт 5.14.2.);
- проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (подпункт 5.14.3.);
- совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (подпункт 5.14.4.).
- в силу пункта 5.30 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком, включая установленные подпунктами 5.30.15, 5.30.16, 5.30.23. данного пункта требования:
- осуществлять выдачу постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
- осуществлять выдачу разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
- образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проверки выявлены факты нарушения обществом названных выше требований.
Из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, административный орган пришел к выводу о том, что отраженное в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, нарушение пункта 5.6.12 не нашло подтверждения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу, о чем указано в постановлении о привлечении общества к ответственности.
Между тем, как обоснованно признал суд, наличие иных нарушений административным органом установлено и подтверждено в ходе рассмотрения дела.
Следовательно, административным органом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, обществом не были представлены необходимые доказательства принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушений, установленных административным органом при проверке.
Следовательно, установленные по делу обстоятельства позволили суду сделать правомерный вывод о том, что бездействие общества обоснованно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.
Нарушение срока оценки уязвимости по причине отказа третьего лица от исполнения своих обязательств по гражданско-правовому договору, не свидетельствует об отсутствии вины общества в данном нарушении, поскольку доказательств принятия всех необходимых мер к выбору контрагента, к обеспечению исполнения контрагентом обязательств, включая судебный порядок, в материалы дела не представлено.
Представление ежегодных медицинских справок о допуске работников подразделений транспортной безопасности общества к управлению транспортным средством, по обоснованному суда, не может являться достаточным доказательством соблюдения положений пункта 5.10 Требований, поскольку обществу вменяется нарушение указанного пункта в части непредставления справок о наличии (отсутствии) судимости, справок об отсутствии в отношении работников диспансерного наблюдения.
В частности, в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Кроме того, в заявлении в обоснование невозможности проведения профессиональной подготовки сотрудников сил транспортной безопасности, общество ссылалось на проводимые организационно-штатные мероприятия, что, без доказательств объективной невозможности исполнения указанного требования, не может являться основанием для освобождения лица от ответственности.
Относительно нарушения обществом пункта 5.30.23 Требований в части не согласования пропусков всех видов с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, суд правомерно признал, что общество не доказало, что им принимались меры к установлению причин отказа в согласовании пропусков, а при необоснованном, либо немотивированном отказе, принимались меры к обжалованию решений и действий должностных лиц.
Не доказан обществом также довод об отсутствии необходимости в выдаче разовых пропусков ввиду допуска в зону транспортной безопасности исключительно работников общества, обладающих постоянными пропусками.
В материалах дела не имеется сведений о том, что указанное обстоятельство фиксировалось обществом. Факт наличия запрета для доступа всех без исключения лиц, не относящихся к сотрудникам транспортной безопасности и фактического осуществления данного запрета, не подтвержден обществом.
В то же время, суд правильно признал обоснованным довод общества о том, что им не был нарушен пункт 5.14 Требований по информированию в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, при отсутствии данного информирования на транспортных средствах.
Буквальный текст пункта 5.14 Требований не содержит обязанности по размещению данной информации на транспортных средствах.
Таким образом, суд признал необоснованным вменение обществу нарушения пункта 5.14 Требований. Однако, указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности постановления в полном объеме.
В силу части 2 статьи 4, статьи 8 Закона N 16-ФЗ на предприятие как субъекта транспортной инфраструктуры возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и, соответственно, обязанность по соблюдению положений требований транспортной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, невыполнение обществом спорных пунктов Требований N 42 на момент проверки выявлено административным органом, подтверждается материалами дела и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Судом отклонен как необоснованный довод общества о необходимости признания незаконным и отмены рассматриваемого постановления с применением положений статьи 1.7 КоАП РФ по причине отмены вышеуказанных Требований, ввиду принятия нового нормативно-правового акта, регламентирующего требования транспортной безопасности в области автомобильного транспорта.
В силу части 1 статья 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В связи с изданием и вступлением в силу с 01.10.2016 г. Постановления Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесения изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" фактически утратил силу Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства".
Учитывая, что на момент проведения проверки, выявления нарушения, а также на момент рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении, вышеуказанные Требования N 42 фактически действовали, следовательно, они и подлежали применению при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 1.7. КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Вновь введенными в действие Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 (далее - Требования N 924) не была отменена и не смягчалась административная ответственность за рассматриваемое правонарушение.
Иного улучшения положения лица, привлеченного к ответственности, ввиду издания новых Требований, суд не усматривает, поскольку вновь введенный в действие нормативно-правовой акт не отменил фактически требования транспортной безопасности, нарушение которых установлено в ходе проверки.
При этом само по себе изменение законодательства не свидетельствует о факте улучшения положения лица, привлеченного к ответственности. Не указывает на улучшение положения лица также и факт самостоятельной отмены административным органом предписания, вынесенного по результатам той же проверки, что и рассматриваемое нарушение, поскольку отмена предписания ввиду изменения законодательства, устанавливающего требования транспортной безопасности имела формальный характер.
В частности, согласно пункту 6 Требований N 924, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
- проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" (подпункт 11);
- обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры (подпункт 12);
- утверждать в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану объекта транспортной инфраструктуры, порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков (подпункт 9).
В силу пункта 7 указанных Требований N 924, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:
- обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме (подпункт 5);
- представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства (подпункт 6);
- реализовывать план транспортного средства поэтапно в предусмотренные планом транспортного средства сроки, но не позднее одного года со дня присвоения категории транспортному средству (подпункт 7);
- утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства организационно - распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану транспортного средства, перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (подпункт 9 пункта 7).
Согласно пункту 25 Приложения к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства "Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", образцы пропусков согласовываются с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел в целях их соответствия положениям пунктов 3, 4 и 6 настоящих Правил и прилагаются к положению (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры.
Следовательно, по обоснованному выводу суда, в рассматриваемом случае, ранее действовавшие требования транспортной безопасности нашли свое отражение в новом нормативно-правовом документе, устанавливающим таковые требование, что свидетельствует об отсутствии оснований для придания обратной силу вновь вступившим в силу требованиям в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Кроме того, вышеуказанное свидетельствует о том, что даже в случае применения обратной силы закона, положение лица не изменится и выявленные нарушения не утратят своей значимости.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих ответственность судом не установлено.
Совокупность выявленных нарушений, их общественная опасности, как правильно определил суд первой инстанции, свидетельствует о том, что оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку каких-либо чрезвычайных обстоятельств, при которых допущено нарушение, судом не установлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом также не установлено. Сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Расчет штрафа с учетом отсутствия отягчающего вину обстоятельства и наличия смягчающего обстоятельства правомерно применен в пределах санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в минимальной её границе.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела, правомерно отказал АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2016 по делу N А73-10989/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10989/2016
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу