г. Москва |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А40-144988/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2016 по делу N А40-144988/16
принятое судьей Е.А. Аксеновой
по заявлению ОАО "РЖД"
к ФАС России
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Индриксон А.Л. по доверенности от 25.02.2015; |
от ответчика: |
Удалых А.Д. по доверенности от 06.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 21.06.2016 N 223-ФЗ-242/15/АК524-16.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2016 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 21 июня 2016 г. ФАС России вынесено постановление в отношении ОАО "РЖД" о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 223-ФЗ-242/15/АК524-16 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.7 ст.7.32.3 КоАП РФ. Вышеуказанным постановлением ОАО "РЖД" назначен штраф в сумме 5 000 руб.
26 июня 2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно- коммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 1007/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД".
При проведении данного Конкурса ОАО "РЖД" руководствовалось требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", введенным в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 17 июля 2014 г. N1663р, принятым во исполнение Закона N223-ФЗ и конкурсной документацией, разработанной на основании закрепленных в Положении о закупке ОАО "РЖД" требований к проводимой закупке, которые должным образом были исполнены.
ФАС России в условиях документации по Конкурсу вменил ОАО "РЖД" ряд нарушений, указав на нарушении Обществом требований действующего законодательства.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что со стороны ОАО "РЖД" допущено установление противоречивых сведений в конкурсной документации и извещении о проведении Конкурса о начальной (максимальной) цене договора по лоту N 1 что, как полагает антимонопольный орган, является нарушением ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции, отменяя постановление антимонопольного органа, исходил из следующего.
Согласно п. 3.4. конкурсной документации, размещенной на Официальном сайте НМЦК по лоту N 1 составляет 612 370 561,81 руб. без НДС, при этом извещение о проведении конкурса, опубликованное на Официальном сайте содержит информацию о том, что НМЦК по лоту N 1 составляет 612 370 561,81 руб. без НДС.
Таким образом, при проведении конкурса ОАО "РЖД" в полной мере выполнило требования ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, поскольку сведения о НМЦК в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации полностью соответствуют друг другу, что исключает наличие вменяемого ОАО "РЖД" нарушения и является незаконным основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности.
В соответствии с пп. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно требованиям п. 231 Положения о закупке ОАО "РЖД" заказчик обязан ответить на запрос о разъяснении конкурсной документации, оформленный и направленный в соответствии с требованиями раздела 28 настоящего Положения, в случае его получения не позднее, чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок, в течение 5 рабочих дней со дня его поступления.
Во исполнение требований пп. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в соответствии с п. 231 Положения о закупке ОАО "РЖД" в п. 7.2.1 конкурсной документации прямо предусмотрено, что запрос о разъяснении конкурсной документации может быть направлен с момента размещения конкурсной документации, извещения о проведении конкурса на сайтах и не позднее, чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Ввиду того, что дата размещения извещения на Официальном сайте четко отображена, как и указана дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, без всяких затруднений возможно определить дату начала и окончания предоставления разъяснений.
Дата размещения извещения о проведении конкурса, а также размещения конкурсной документации установлена пунктом 1.8 конкурсной документации, самим извещением и информацией на Официальном сайте, и указана как 26.06.2015.
Соответственно, согласно п. 7.2.1 конкурсной документации датой начала предоставления разъяснений является 26.06.2015.
В свою очередь пунктом 1.8 конкурсной документации, в извещении и информации, размещенной на Официальном сайте также установлена дата окончания срока подачи заявок, которая указана как 20.07.2015 г.. Соответственно, на основании п. 7.2.1 конкурсной документации датой окончания предоставления разъяснений является 13.07.2015, как и предусмотрено - за 7 дней до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, требованиями п.п.1.8 и 7.2.1 конкурсной документации определены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, в том числе, руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации и положением о закупке.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ срок может определяться календарной датой, истечением периода времени, который может исчисляться днями, а также указанием на событие, которое неизбежно должно наступить.
Вместе с тем, на основании п. 1.8 конкурсной документации участники знают точные даты наступления и окончания события, а именно дату размещения извещения, которая является датой начала срока предоставления разъяснений, и дату окончания срока подачи заявок, установленную п. 1.8 конкурсной документацией, которая с учетом требований п. 7.2.1 конкурсной документации устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики, в том числе руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Таким образом, ОАО "РЖД" во исполнение требований ч. 1 ст. 2 и п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, руководствуясь ГК РФ и Положением о закупке ОАО "РЖД" указало в п. 7.2.1 конкурсной документации определенные п. 231 Положения о закупке ОАО "РЖД" дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации.
Кроме того, ни Закон N 223-ФЗ, ни иные нормативные акты в сфере применения Закона N 223-ФЗ не содержат требования о конкретизации сведений, в каком именно виде должны быть установлены даты начала и окончания срока предоставления частникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Использование формулировки, изложенной в п. 7.2.1 конкурсной документации, при наличии исчерпывающих сведений о дате начала и дате окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений документации не является нарушением пп. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Установленный п.п.1.8, 7.2.1 конкурсной документации порядок предоставления разъяснений, в том числе, в части установления даты начала и окончания предоставления разъяснений конкурсной документации, в полной мере соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что подтверждает правомерность установления указанных дат в виде, определенном п.п. 1.8 и 7.2.1. конкурсной документации.
Установленная и размещенная в установленном Законом N 223-ФЗ порядке в свободном доступе на Официальном сайте, в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации конкретная дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе ни коим образом не препятствуют потенциальным участникам закупки направлять запросы о разъяснении положений конкурсной документации в соответствующие сроки.
Порядок направления разъяснений конкурсной документации, установленный пунктом 7.2.1 конкурсной документации содержит однозначную формулировку и исчерпывающую информацию о датах предоставления соответствующих разъяснений, что исключает возможность субъективного толкования указанной нормы.
Часть 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
При этом все сведения, которые предусмотрены Законом N 223-ФЗ в пп. 10 ч. 10 ст. 4 и ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ относительно содержания в извещении, в закупочной документации публично размещены.
Следовательно, в действиях ОАО "РЖД" при проведении Конкурса отсутствует нарушение положений Закона о закупках, вменяемые оспариваемым постановлением, следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, отсутствует.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.11.2016 по делу N А40-144988/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144988/2016
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ФАС России