Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2017 г. N Ф05-6230/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А40-251414/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2016 по делу N А40-251414/15, принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
к ФАС России
третьи лица: 1.ЗАО "УГМК-Вторцветмет", 2.ООО "Дельтамет", 3.ООО "ИНТЭК ГРУПП", 4.ООО "Технолит"
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Петухов В.А. по доверенности от 09.01.2017; |
от ответчика: |
Цембелев Д.С. по доверенности от 15.03.2016; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Фомина И.В. по доверенности от 17.02.2016; 3. не явился, извещен; 4.Сон О.Е. по доверенности от 01.01.2016 |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ, Организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы России от 09.10.2015 N Т-102/15 (дело N А40-251414/15-17-2107) и о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России от 19.01.2016 г. по делу N 4-19.5-11.35/00-04-15 об административном правонарушении (дело N А40-23573/2016-93-195).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2016 года дела N А40-23573/2016-93-195 и N А40-251414/15-17-2107 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен N А40-251414/15-17-2107.
Как усматривается из материалов дела, ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ на сайтах www.mil.ru, www.torgi.gov.ru и в газете "Красная звезда" 15.07.2015 опубликовано информационное сообщение N 65 о продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, 6 лотов (далее - ВДВИ), на аукционе (далее - Аукцион).
Согласно информационному сообщению от 15.07.2015 N 65 (далее - информационное сообщение) срок подачи заявок на участие в Аукционе: с 27 июля 2015 г. по 20 августа 2015 г.; срок рассмотрения поданных заявок: 28 августа 2015 г. ЗАО "УГМК-Вторцветмет" 18.08.2015 г. была подана заявка на участие в Аукционе в отношении лотов NN 3, 4, 5.
Комиссией Организатора торгов по проведению продажи ВДВИ на Аукционе 28.08.2015 рассмотрены поданные претендентами заявки на участие в Аукционе, подготовлен и подписан протокол от 28.08.2015 N 65/1 определения участников продажи, который впоследствии размещен в сети Интернет на сайтах www.mil.ru, www.torgi.gov.ru.
Согласно протоколу N 65/1 определения участников продажи от 28.08.2015 г. Комиссией Организатора торгов по проведению продажи ВДВИ на Аукционе ЗАО "УГМК-Вторцветмет" отказано в признании участником продажи на Аукционе по лотам NN 3, 4, 5.
Результаты Аукциона по лотам N N 3, 4, 5 Организатором торгов оформлены протоколами N 65/2-15.0086, 15.0084. 15.0082, 15.0080 от 15 сентября 2015 г. (лот N3), N65/2 - 15.0083, 15.0085. 15.0006. 15.0052. 15.0055 от 15 сентября 2015 г. (лот N 4), N 65/2- 15.0072, 15.0081, 15.0061 от 15.09.2015 г. (лот N5).
Победителями Аукциона признаны: по лоту N 3 ООО "Дельтамет", по лоту N 4 ООО "Технолит"; по лоту N 5 ООО "ИНТЭК ГРУПП".
ЗАО "УГМК-Вторцветмет", считая отказ в допуске к участию в Аукционе необоснованным, обратилось в ФАС России с жалобой на действия ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ.
Комиссия ФАС России рассмотрела жалобу ЗАО "УГМК-Вторцветмет" и приняла решение от 11.09.2015 N Т-82/15, согласно которому жалоба общества признана обоснованной.
На основании указанного решения комиссией ФАС России ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ выдано предписание от 11.09.2015 N Т-82/15 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, путем отмены в срок до 18.09.2015 пунктов 9-10 Протокола определения участников продажи от 28.08.2015 N 65/1, содержащих выводы об отказе ЗАО "УГМК- Вторцветмет" в признании участником продаж в Аукционе по лотам N 3-5.
Согласно решениям ФАС России от 11.09.2015 N N Т-81/15 и Т-84/15 жалобы ЗАО "БАЗИС" и ООО "Цветметинвест" на действия ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ при проведении Аукциона также были признаны обоснованными.
Организатором торгов предписания ФАС России от 11.09.2015 N N Т-81/15, Т- 82/15 об отмене пунктов 9-10 Протокола определения участников продажи от 28.08.2015 N 65/1 были исполнены, новая дата рассмотрения поданных заявок назначена на 28.09.2015, о чем соответствующая информация размещена на сайтах www.mil.ru, www.torgi.gov.ru.
Комиссией Организатора торгов по проведению продажи ВДВИ на Аукционе 28.09.2015 (далее - Комиссия Организатора торгов) рассмотрены поданные претендентами заявки на участие в Аукционе, подготовлен и подписан протокол от 28.09.2015 N 65/1 определения участников продажи, который впоследствии размещен в сети Интернет на сайтах www.mil.ru, www.torgi.gov.ru.
В соответствии с вышеуказанным протоколом (пункты 6,8,10) ЗАО "УГМК- Вторцветмет" повторно отказано в участии в Аукционе по лотам N N 3-5.
ЗАО "УГМК-Вторцветмет", считая отказ в признании его участником Аукциона незаконным, вновь обратилось с жалобой на действия Организатора торгов в ФАС России.
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия ФАС России) по результатам рассмотрения жалобы ЗАО "УГМК-Вторцветмет" приняла решение от 09.10.2015 N Т- 102/15, согласно которому жалобу данного акционерного общества признала обоснованной (пункт 1); ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ выдала обязательное для исполнения предписание (пункт 2).
В соответствии с предписанием от 09.10.2015 N Т-102/15 ФАС России о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ предписано до 16.10.2015 аннулировать Аукцион; разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru, а также в иных средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где было опубликовано сообщение о проведении Аукциона; ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
ФАС России в связи с неисполнением Организатором торгов оспариваемого предписания было вынесено постановление от 19.01.2016 г. по делу об административном правонарушении N 4-19.5-11.35/00-04-15 о наложении на ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ административного штрафа.
Заявитель, не согласившись с решением, предписанием и постановлением ФАС России, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из материалов дела, ФАС России, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона о защите конкуренции, рассмотрела жалобу ЗАО "УГМК-Вторцветмет" на действия ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ и пришла к выводу о том, что отстранение Комиссией Организатора торгов данного акционерног о общества от участия в Аукционе по лотам N N 3-5 является необоснованным.
Однако с данными выводами антимонопольного органа нельзя согласиться, поскольку они противоречат действующему законодательству и основаны на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Способы приватизации государственного имущества регламентированы Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Статьей 13 Закона о приватизации (пункты 2, 3) предусмотрено, что продажа государственного имущества осуществляется на аукционе или конкурсе.
Частью 1 статьи 18 Закона о приватизации установлено, что на аукционе продается государственное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, условия продажи ВДВИ на Аукционе определены Организатором торгов в информационном сообщении в соответствии с требованиями Закона о приватизации.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о приватизации одновременно с заявкой претенденты - юридические лица представляют заверенные копии учредительных документов; документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности. В случае, если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.
В соответствии с информационным сообщением к участию в продаже военного имущества допускались физические и юридические лица, своевременно подавшие заявку на участие в Аукционе и представившие документы в соответствии с перечнем, объявленным в информационном сообщении, в том числе копии учредительных документов.
Организатором торгов в информационном сообщении (приложение N 1) установлены требования к форме заявки на участие в аукционе и документам, которые необходимо подать претенденту вместе с заявкой.
В информационном сообщении также содержалось указание на то, что в случае если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий oт имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности.
Согласно протоколу Комиссии по проведению продажи ВДВИ на Аукционе от 28.09.2015 N 65/1 определения участников продажи (пункты 6,8,10) Организатором торгов отказано ЗАО "УГМК-Вторцветмет" в признании участником Аукциона по лотам NN 3-5 в соответствии с п. 8 ст. 18 Закона о приватизации и информационным сообщением.
Данный отказ мотивирован тем, что представленные акционерным обществом документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: учредительные документы представлены не в полном объеме (не все редакции устава), не представлена первоначальная редакция устава и все изменения к нему; не подтверждены полномочия лица, подписавшего заявку, доверенность выдана только на тендер, представлена противоречивая информация об акционерах.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208- ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) учредительным документом общества является устав.
Согласно статье 12 Закона об АО внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров.
Пунктом 1 статьи 14 Закона об АО установлено, что изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего закона для регистрации общества.
В силу пункта 2 вышеуказанной статьи изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
ЗАО "УГМК-Вторцветмет", как претендентом на участие в Аукционе, к заявке приложена одна из редакций устава ЗАО "УГМК-Вторцветмет", утвержденная решением внеочередного собрания акционеров (протокол от 13.09.2010) и лист изменений в устав, который утвержден протоколом заседания Совета директоров от 26.06.2014. Акционерным обществом представлена действующая редакция устава.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 16 Закона о приватизации и информационного сообщения представлению подлежат заверенные копии учредительных документов (устава акционерного общества и всех зарегистрированных изменений и дополнений к нему), а не только действующая редакция устава.
Следовательно, вопреки доводам ФАС России ЗАО "УГМК-Вторцветмет" не выполнены в полном объеме требования пункта 1 статьи 16 Закона о приватизации и информационного сообщения о предоставлении вместе с заявкой на участие в Аукционе заверенных копий учредительных документов.
Такие же выводы содержатся и в решениях Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2522/2012, Арбитражного суда города Москвы по делу А40- 8173/12, вступивших в законную силу.
Статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.02.2009 г. N 20- В08-16 разъяснено, что доверенность подтверждает наличие у поверенного прав действовать от имени доверителя, определяет условия и границы реализации этих прав; она предназначена для предъявления третьим лицам, с которыми поверенный вступает в отношения от имени доверителя. В этой связи третьи лица должны иметь возможность убедиться в наличии у поверенного необходимых полномочий.
Из материалов дела следует, что заявки по лотам N N 3, 4, 5, поданные Организатору торгов, подписаны от имени ЗАО "УГМК-Вторцветмет" коммерческим директором Колчиным Анатолием Викторовичем, действующим на основании доверенности от 14.04.2015 г. N 60/15.
Колчиным А.В. к заявкам приложены нотариальные копии доверенности от 14.04.2015 г. N 60/15 и копии доверенности от 30.08.2015 N 66 АА 3143384, удостоверенной нотариусом города Уральска Свердловской области Томилиной Л.А., а также подписаны и заверены приложенные к заявкам другие документы.
Комиссия Организатора торгов, изучив копию доверенности от 14.04.2015 г. N 60/15, пришла к обоснованному выводу об отсутствии у Колчина А.В. полномочий на представление Организатору торгов заявок на участие в Аукционе oт имени ЗАО "УГМК-Вторцветмет".
Согласно доверенности от 14.04.2015 г. N 60/15 ЗАО "УГМК-Вторцветмет", в лице генерального директора Немойкина В.А., действующего на основании устава, уполномочило коммерческого директора Колчина А.В. представлять интересы общества и вести от его имени переговоры во всех организациях, органах государственной власти и управления, местного самоуправления и иных административных учреждениях в Российской Федерации по вопросам заключения договоров купли-продажи лома черных, цветных металлов, готовой медесодержащей продукции; участия в тендерах с правом подачи заявок на участие в отборах совместно с комплектом требуемых для участия в отборе документов, а также право сличать и заверять копии представляемых на отбор документов, получать документы и совершать все иные действия и формальности, связанные с выполнением данного поручения.
Таким образом, доверенностью от 14.04.2015 N 60/15 Колчин А.В. уполномочен ЗАО "УГМК-Вторцветмет" на участие в тендерах. При этом положения, наделяющие его правом на подписание и подачу от имени данного акционерного общества заявок на участие в Аукционе и подписание документов, перечисленных в информационном сообщении, в доверенности отсутствуют. Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что доверенность от 14.04.2015 N 60/15 не содержит полномочий, необходимых для подачи заявок для участия в Аукционе Колчиным А.В. от имени ЗАО "УГМК-Вторцветмет".
Следовательно, передать эти полномочия третьим лицам в порядке передоверия Колчин А.В. не имеет права.
Кроме того, из материалов дела следует, что все заявки на участие в Аукционе и приложенные к ним документы поданы и подписаны Колчиным А.В., а не вышеуказанными третьими лицами.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2016 по делу N А40-251414/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251414/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2017 г. N Ф05-6230/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений " Миистерства обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: ЗАО УГМК-Вторцветмет, ООО "ДЕЛЬТАМЕТ", ООО "ИНТЭК ГРУПП", ООО "Технолит"