г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А56-69832/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Яцук Е. А.
при участии:
от истца (заявителя): Подперигора Е. В. - доверенность от 01.09.2015
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33521/2016) Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2016 по делу N А56-69832/2016 (судья Синицына Е. В.), принятое
по заявлению Ленинградского областного государственного предприятия "Сланцевское дорожное ремонтно- строительное управление"
к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области
об оспаривании решения
установил:
Ленинградское областное государственное предприятие "Сланцевское дорожное ремонтно-строительное управление" (ОГРН 1024701707238, далее - Предприятие) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения от 28.09.2016 N 5219.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Предприятию в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Предприятия с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Управление, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Управлением была проведена выездная проверка в отношении Предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проверке установлено, что Обществом не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частью 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, виды указаны в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 26.08.2016 N 4750.
28.09.2016 года Управлением вынесено решение N 5219, в соответствии с которым Предприятию доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 71 703,31 рубль, Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 14 340,66 рублей, начислены пени в сумме 14 930,97 рублей.
Считая решение Управления не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы плательщика взносов, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил заявленные Предприятием требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2%.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно пункту 2 данной статьи с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-19756); аккумуляторщики (код позиции 23200000-10047).
В соответствии с п. 5 Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При этом 80% рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.
Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В пункте 5 Постановления N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В силу части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
С учетом изложенного, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
Из материалов дела следует, что в 2012 году Предприятием проведена аттестации рабочих мест.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда N 10 (аккумуляторщик) фактическое время воздействия вредных и опасных веществ не превышает в целом 60%, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесена к 2 классу (допустимый), рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
Оценив представленные доказательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Предприятия отсутствовала обязанность уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных аккумуляторщику.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о признании недействительным решения Управления от 28.08.2016 N 5219 в части доначисления страховых взносов в сумме 17 057,91, начисления соответствующих пеней привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 3 411,58 рублей.
Вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой: Определение Верховного Суда РФ N 301-КГ15-17887 от 24.12.2015 года, Определение Верховного Суда РФ N 307-КГ15-18130 от 22.01.2016 года, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2015 года по делу N А44-1480/2015.
Профессия электрогазосварщик входит в список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров ССССР от 26.01.1991 г. N 10.
Из содержания представленной в материалы дела карты аттестации рабочих мест N 18 (электрогазосварщик) следует, что фактическое время воздействия вредных и опасных веществ составляет 60%, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесена к 3.2 классу (вредные), рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
При наличии у плательщика страховых взносов актуальных результатов аттестации рабочих мест, страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.
При условии если работник занят на видах работ, определенных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, подлежат начислению по дополнительному тарифу, предусмотренному частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасному или вредному с учетом подклассов. При условии подкласса условий труда равного 3.2 дополнительный тариф начисляется в размере 4,0%.
Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции до 01.01.2014) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Из содержания представленной в материалы дела карты аттестации N 18 следует, что условия труда на этом рабочем месте являются вредными, рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда: "не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда".
На основании изложенного правовые основания для освобождения Предприятия от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в порядке ч. 4 ст. 58.3 Закона о страховых взносах отсутствуют.
Указанная правовая позиции отражена в Определении Верховного суда РФ от 21 октября 2016 г. N 309-КГ16-13371.
При изложенных обстоятельствах материалами дела подтвержден факт занижения Предприятием облагаемой базы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию ввиду неправомерного неначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу рассматриваемых физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 сп.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Ссылаясь на положения Федерального закона N 212-ФЗ, а также на результаты проведенной в 2012 году аттестации рабочих мест электрогазосварщиков, по итогам которой установлено отсутствие права у лиц, осуществляющих трудовую деятельность на указанных рабочих местах, на досрочное назначение трудовой пенсии, Предприятие полагает, что оно подлежит освобождению от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
Между тем положениями ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ обязанность страхователя начислять страховые взносы по дополнительным тарифам возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными и тяжелыми условиями труда, и не поставлена в зависимость от выводов аттестационной комиссии в отношении наличия или отсутствия у работников права на досрочное получение трудовой пенсии.
Оспаривая решение управления Пенсионного фонда РФ, заявитель указывает на то, что работники по профессии "электрогазосварщик" не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, соответственно, не имели права на досрочную пенсию.
В пункте 5 Постановления N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Материалами дела установлено, что документами, представленными Предприятием в период проведения выездной проверки, подтверждают занятость работников (Анисомова С.Ю., Юрасова В.В., Радиминович С.С., Соловьева С.В.) в течение полного рабочего дня на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу было произведено управлением с учетом фактически отработанного электрогазосварщиками времени.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприятием в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие выполнение электрогазосварщиками трудовой деятельности на условиях неполного рабочего дня, равно как и доказательства перевода названных выше работников в установленном порядке на осуществление работ по иной специализации. Раздельный учет рабочего времени занятости на работах с вредными и допустимыми условиями труда и раздельный учет начислений заработной платы за работу в разных условиях труда заявителем не велся.
На основании изложенного, Фондом обоснованно произведено доначисление страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат, производимых электрогазосварщикам, в сумме 54 645,40 рублей, начислены пени и штрафные санкции.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам по электрогазосварщикам сделан без учета результатов аттестации рабочих мест, отраженных в карте аттестации N 18.
Таким образом, требования Предприятия в части признания недействительным решения Фонда по доначислению страховых взносов в сумме 54 645,40 рублей, пени и штрафа в сумме 10 929,08 рублей подлежат оставлению без удовлетворения, а решение суда - изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2016 по делу N А56-69832/2016 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области от 28.09.2016 N 5249, в части доначисления недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 17 057,91 рубль, начисление соответствующей пени и штрафа в сумме 4 001,89 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области в пользу Ленинградского областного государственного предприятия "Сланцевское дорожное ремонтно-строительное управление" (ОГРН 1024701707238) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69832/2016
Истец: Ленинградское областное государственное предприятие "Сланцевское дорожное ремонтно- строительное управление"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( ) В СЛАНЦЕВСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ