Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконными действий в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А56-23416/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Безгина О.В. по доверенности от 29.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34040/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Спектр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2016 по делу N А56-23416/2016 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спектр"
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (место нахождения: 129226, город Москва, проспект Мира, дом 131, офис 3, ОГРН 1127746167350, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 103781101587, далее - таможенный орган, заинтересованное лицо, Таможня), выраженных в отказе в корректировке таможенной стоимости товаров по цене сделки и невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары (далее ДТ) N N 10216100/170113/0003001 в размере 1 249 991 руб. 48 коп., 10216100/220113/0004630 в размере 1 879 085 руб. 27 коп., 10216100/010213/0008745 в размере 1 110 971 руб. 30 коп., 10216100/010213/0008736 в размере 1 001 034 руб. 87 коп., 10216100/260213/0018307 в размере 309 606 руб. 56 коп., 10216100/280213/0019353 в размере 2 084 523 руб. 22 коп., 10216100/150413/0037093 в размере 3 690 83 руб. 75 коп., 10216100/150413/0037088 в размере 2 316 57 руб. 30 коп., 10216100/130513/0046891 в размере 1 466 927 руб. 92 коп., 10216100/270513/0052991 в размере 1 238 191 руб. 52 коп., обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем корректировки таможенной стоимости товаров по цене сделки по вышеуказанным ДТ и возврата Обществу 10 941 073 руб. 19 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 18.11.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает необоснованным отказ Таможни в применении основного (первого) метода определения таможенной стоимости ввезенных товаров; указывает, что Обществом были представлены в таможенный орган и в суд документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров по стоимости сделки и факт излишней уплаты (в том числе, платежные документы), в связи с чем отказ Таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в заявленной сумме неправомерен.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2013 году в рамках внешнеторгового контракта от 23.05.2012 N 1, заключенного с компанией "SHNGHAI BUILDING MATERIALS TRADING CO. LIMITED" (продавец) Общество на условиях поставки СFR Санкт-Петербург ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и задекларировало по ДТ NN 10216100/170313/0003001, 10216100/220113/0004630, 10216100/010213/0008745, 10216100/010213/0008736, 10216100/260213/0018307, 10216100/280213/0019353, 10216100/150413/0037093, 10216100/150413/0037088, 10216100/130513/0046891, 10216100/270513/0052991, следующие товары: крепежные изделия из черных металлов (коды 7318130000, 7318169109, 7318169900, 7326909808 ТН ВЭД ТС); цепи металлические со сварными звеньями (код 7315821000 ТН ВЭД ТС); цепи винтовые (код 7315890000 ТН ВЭД ТС); изделия из недрагоценных металлов заклепки трубчатые (код 8308200000 ТН ВЭД ТС); сменные насадки для ручных инструментов (код 8207903000 ТН ВЭД ТС); шурупы с шестигранной головкой (код 7318129000 ТН ВЭД ТС); изделия из черных металлов без резьбы (код 7318220009 ТН ВЭД ТС); инструмент ручной из недрагоценных металлов (код 8205598099 ТН ВЭД ТС); шпильки с метрической резьбой без головок (код 7318154100 ТН ВЭД ТС); изделия из алюминия (код 7916999008 ТН ВЭД ТС); прочие изделия из черных металлов (код 7326909808 ТН ВЭД ТС); тросы для растяжки из некоррозийной углеродистой стали (коды - 7312108309, 7312109800, 7312104900, 7312108109 ТН ВЭД ТС).
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по указанным ДТ, определена Обществом по шестому (резервному) методу на базе третьего, т.е. "по стоимости сделки с однородными товарами". Таможенным органом вынесены решения о принятии заявленной таможенной стоимости товаров путем проставления в установленном порядке соответствующих отметок в декларациях таможенной стоимости и ДТ.
Посчитав неправильным применение шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10216100/170313/0003001, 10216100/220113/0004630, 10216100/010213/0008745, 10216100/010213/0008736, 10216100/260213/0018307, 10216100/280213/0019353, 10216100/150413/0037093, 10216100/150413/0037088, 10216100/130513/0046891, 10216100/270513/0052991, Общество 23.12.2015 обратилось в таможенный орган с заявлением о корректировке таможенной стоимости товаров.
28.12.2015 в порядке статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311-ФЗ) Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
12.01.2016 таможенным органом отказано Обществу в корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по вышеуказанным ДТ, а 14.01.2016 заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что к заявлению не приложен документ подтверждающий факт излишней уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о необоснованности требований Общества.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии со статьей 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары; порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Порядок и методы определения таможенной стоимости товара установлены в вышеуказанном Соглашении.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении условий, указанных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
В силу пункта 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров.
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 ТК ТС) либо решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров, либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 ТК ТС).
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 ТК ТС).
Законом N 311-ФЗ предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (пункт 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых приведен в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, а именно: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указал, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения (пункт 10 Постановления).
В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Из материалов дела следует, что Общество при таможенном оформлении товаров самостоятельно определило их таможенную стоимость по резервному (шестому) методу - по стоимости сделки с однородными товарами, предусмотренному статьей 7 Соглашения; Таможня, согласившись с применением декларантом указанного метода определения таможенной стоимости, выпустила товары в обращение.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, установил, что в ходе таможенного оформления товаров Общество представило таможенному органу все необходимые документы, которые подтверждают достоверность заявленной в декларациях таможенной стоимости товара и обосновывают избранный им метод определения таможенной стоимости товара (метод 6 на базе метода 3). Таможня при этом не установила каких-либо расхождений в представленных Обществом документах.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что у Таможни отсутствовали законные основания для корректировки заявленной Обществом таможенной стоимости.
Доводы Общества относительно необоснованных отказов в выпуске товаров задекларированных по спорным ДТ, в которых таможенная стоимость определена по 1 методу, отклоняются апелляционным судом, поскольку не находят своего подтверждения в материалах дела. К тому же, эти обстоятельства, по мнению апелляционного суда, не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора.
Поскольку недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров на момент их ввоза на территорию Таможенного союза Таможней обнаружено не было, то оснований для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров у таможенного органа в силу пункта 1 статьи 68 ТК ТС не имелось.
Кроме того, судом установлено, что материалами дела также не подтверждается соблюдение Обществом требований части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, что явилось правомерным основанием для оставления заявления Общества без рассмотрения в силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2016 по делу N А56-23416/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23416/2016
Истец: ООО "Спектр"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34040/16