Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А17-4634/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.11.2016 по делу N А17-4634/2016, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 29" (ИНН: 3702064755, ОГРН: 1043700116481)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
о признании недействительным решения от 01.04.2016 N 927,
установил:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 29" (далее - МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 01.04.2016 N 927 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 03.11.2016 заявленные требования МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29" удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.11.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд, считает, что в указанных статьях установлен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, в которых такой вид выплат, как единовременное пособие молодым специалистам не указан.
Фонд указывает, что спорные выплаты не являются государственным пособием, так как установлены законодательством городского округа Иваново, а не федеральным законодательством. Кроме того, целью выплат является компенсация расходов специалистов на повышение квалификации, между тем страхователь доказательств того, что специалисты несли такие расходы, не представил.
Также Фонд считает, что оплата работникам, которые являются победителями муниципального конкурса поддержки педагогов, денежного поощрения, и оплата работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами. По мнению Фонда, указанные выплаты произведены Учреждением в пользу своих работников в рамках трудовых отношений, в связи с чем, они подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка в отношении МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. В ходе проверки Фондом установлено, что МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29" в проверяемом периоде не уплатило страховые взносы с сумм, выплаченных пособий молодым специалистам; с сумм оплаты работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами; с сумм денежного поощрения, выплаченного своим работникам - победителям муниципального конкурса поддержки педагогов.
Результаты проверки отражены в акте от 15.02.2016 N 33 (л.д. 34-35).
01.04.2016 Фондом вынесено решение N 927 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением страхователю предложено уплатить страховые взносы в сумме 361 рубля 52 копеек, пени в сумме 3 рублей 31 копейки (л.д. 37-39).
Не согласившись с указанным решением, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 29" обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ивановской области, руководствовался положениями Закона N 125-ФЗ, статьями 15, 16, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Таким образом, базой для начисления страховых взносов являются выплаты работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Однако наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Согласно пункту 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, распоряжением Администрации города Иванова от 19.06.2009 N 253р "О долгосрочных целевых программах", в целях привлечения в учреждения социальной сферы города Иванова талантливой и квалифицированной молодежи, повышения престижа труда работников муниципальных учреждений социальной сферы, Постановлением Администрации г.Иванова от 12.10.2012 N 2261 утверждена долгосрочная целевая программа "Поддержка молодых специалистов муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова в 2013 - 2015 годах".
Согласно указанной Программы поддержка молодых специалистов осуществляется в том числе в виде единовременных муниципальных выплат компенсационного характера (по окончании первого года работы - 10,0 тыс. рублей, по окончании второго года работы - 15,0 тыс. рублей, по окончании третьего года работы - 20,0 тыс. рублей) с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов.
Программой установлено, что ежемесячные и единовременные выплаты компенсационного характера осуществляются учреждением без предъявления работником документов, подтверждающих его расходы на повышение квалификации.
На основании статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ Ивановской городской Думой в целях привлечения в муниципальные учреждения социальной сферы города Иванова талантливой и квалифицированной молодежи, повышения престижа труда работников социальной сферы принято решение от 26.12.2012 N 523 "О компенсационных выплатах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, повышение квалификации молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова" о предоставлении молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова компенсационных выплат, в том числе, на повышение квалификации указанной категории специалистов в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных Администрацией города Иванова.
Постановлением Администрации города Иванова 30.10.2013 N 2370 утверждена муниципальная программа "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий" на 2014 - 2018 годы.
Согласно специальной подпрограммы "Поддержка молодых специалистов" Программа поддержка молодых специалистов осуществляется, в том числе, в форме предоставления единовременных муниципальных выплат компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов. Выплаты производятся по окончании первого года работы - 10,0 тыс. рублей, по окончании второго года работы - 15,0 тыс. рублей, по окончании третьего года работы - 20,0 тыс. рублей.
Единовременная муниципальная выплата компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов является мерой социальной поддержки.
При этом условия выплат установлены в приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка молодых специалистов", данная выплата осуществляется не всем без исключения работникам, а только тем молодым специалистам, которые соответствуют определенным специальной подпрограммой требованиям, в пункте 6 указано, что муниципальные выплаты компенсационного характера осуществляются без предъявления документов подтверждающих расходы на повышение квалификации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17744/12 от 14.05.2013, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Материалами дела подтверждается, судом первой инстанции установлено и не оспаривается Фондом, что спорные выплаты Учреждение производило на основании Постановления Администрации города Иванова от 12.10.2012 N 2261 и Постановления Администрации города Иванова 30.10.2013 N 2370.
Таким образом, основанием данной выплаты является не трудовой договор, а нормативный акт исполнительного органа субъекта РФ, то есть, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, поэтому выплаты молодым специалистам не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств иного правового статуса произведенных Учреждением спорных выплат Фондом в материалы дела не представлено.
Апелляционная жалоба Фонда в указанной части удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2012 и 2013 годах на территории города Иванова реализовывались долгосрочная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Иванова в 2010-2012 годы", утвержденная постановлением Администрации г. Иванова от 15.10.2009 N 749, и долгосрочная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Иванова в 2013-2015 годы", утвержденная постановлением Администрации г. Иванова от 15.10.2012 N 2277.
Указанными программами предусматривалось, в том числе, осуществление следующего программного мероприятия: ежегодное вручение призов в денежной форме не менее 50 лучшим работникам образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования на конкурсной основе. На выполнение данного программного мероприятия в 2012 году предусматривалось выделение бюджетных средств в размере 1 045 тыс. рублей, в 2013 году- 1 045 тыс. рублей.
В целях реализации данного мероприятия был разработано и принято постановление Администрации г. Иванова от 23.07.2010 N 1427 "О денежном поощрении лучших воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Иванова".
Согласно названному постановлению организовано ежегодное вручение призов в денежной форме, начиная с 2010 года, лучшим воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Иванова за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие муниципальной системы образования и утверждено Положение о денежном поощрении лучших воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Иванова (далее - Положение).
В соответствии с Положением предоставление денежного поощрения осуществляется по результатам конкурса, размер одного денежного поощрения и количество денежных поощрений определяются правилами проведения конкурса, список победителей конкурса утверждается приказом управления образования, предоставление денежного поощрения лучшим воспитателям ДОУ осуществляется за счет средств бюджета города, предусмотренных на реализацию долгосрочной целевой программы, выплаты денежного поощрения лучшим воспитателям ДОУ осуществляются до конца текущего финансового года, в котором состоялся конкурс.
Приказами Управления образования Администрации г. Иванова от 04.09.2012 N 342 "О подведении итогов конкурса на предоставление денежного поощрения лучшим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений образовательных учреждений города Иванова в 2012 году" и от 27.06.2013 N 292 "О подведении итогов конкурса на предоставление денежного поощрения лучшим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений образовательных учреждений города Иванова в 2013 году" утверждался список победителей конкурса, утверждался размер призов в денежном выражении, заведующим дошкольных образовательных учреждений приказывалось произвести выплаты победителям конкурса за счет средств долгосрочных целевых программ.
Материалами дела подтверждается, что основанием для выплаты работникам Учреждения Макарьевой О.Ю. и Кабанцевой Т.В., которые были признаны лучшими работниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Иваново в 2013 году, явились приказ Управления образования Администрации г. Иванова от 14.06.2012 N 272 "О проведении конкурса на предоставление денежного поощрения лучшим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений муниципальных общеобразовательных учреждений города Иванова", в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Иванова в 2010-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Иванова от 15.10.2009 N 749, а также приказы Управления образования Администрации г. Иванова от 04.09.2012 N 342 и от 27.06.2013 N 292, согласно которым денежная премия подлежала выплате сотрудникам, признанным лучшими по итогам конкурсного отбора.
Оценив представленные в материалы дела документы, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорное денежное поощрение не является вознаграждением работников за исполнение ими своих трудовых обязанностей, не гарантировано ни трудовым, ни коллективным договорами, не зависит от их трудового вклада, было получено физическими лицами за победу в конкурсе, организованном Управлением образования Администрации г. Иваново в 2012-2013 годах.
Наличие трудовых отношений между сотрудниками и Учреждением, являющимся образовательным учреждением, является только условием допуска к участию в конкурсе, проводившемуся между работниками таких учреждений.
Выплата спорных денежных поощрений осуществлена не по решению самого Учреждения, а на основании постановления Администрации г. Иваново.
Таким образом, спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Апелляционная жалоба Фонда в указанной части удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Часть 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2015 (статьи 2, 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 468-ФЗ), содержит положение о том, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми - инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.
Такие перечисления для бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации закреплены в Федеральных законах от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ.).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Из материалов дела усматривается, что Фондом по результатам проверки доначислены страховые взносы на суммы выплат, связанных с оплатой его работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Материалами дела подтверждается, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, что спорные выплаты были произведены работникам за дополнительные выходные дни, предоставленные им для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные выше нормы права, апелляционный суд считает, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, апелляционный суд считает, что оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан и данные выплаты не подпадают под объект обложения страховыми взносами.
В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника либо материальной помощью, что исключает начисление в отношении таких выплат спорных страховых взносов.
При таких обстоятельствах Учреждение правомерно не включало в базу для начисления страховых взносов спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за детьми-инвалидами.
Ссылаясь на статью 8 Закона N 125-ФЗ, статью 14 Закона N 225-ФЗ, Фонд указывает, что пособие по временной нетрудоспособности является способом компенсации утраченного заработка при наступлении страхового случая (например, заболевание или травма самого сотрудника) и не включение в базу для начисления страховых взносов средств на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за детьми-инвалидами существенно снизит размер пособия по временной нетрудоспособности. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку в соответствии с пунктом 5 "Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если, работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ивановской области правомерно признал недействительным решение Фонда от 01.04.2016 N 927.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 03.11.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.11.2016 по делу N А17-4634/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4634/2016
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N29"
Ответчик: Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11484/16