Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А46-15538/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16531/2016) акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2016 по делу N А46-15538/2016 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) о признании недействительным предписания N 02-02-12/54 от 15.09.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" - Матус Елена Анатольевна по доверенности N 74 от 01.01.2017 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Татьяна Александровна по доверенности N 3-ю от 09.01.2017 сроком действия по 31.12.2017, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
Акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, АО "Омск РТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании предписания N 02-02-12/54 от 15.09.2016 недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.12.2016 по делу N А46-15538/2016 в удовлетворении заявленных АО "Омск РТС" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Омск РТС" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что оспариваемое предписание содержит незаконное требование Обществу осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) по квартире 81 спорного многоквартирного дома исходя из количества постоянно и временно проживающих в данном жилом помещении. По мнению подателя жалобы, размер платы за горячее водоснабжение в указанной квартире был правильно определен Обществом по нормативу потребления исходя из количества постоянно проживающих в данном жилом помещении потребителей на основании сведений представленных Обществу исполнителем коммунальных услуг. Так, ТСЖ "Континенталь - 6 " в присутствии представителя АО "Омск РТС" был составлен акт о фактическом проживании по адресу: бульвар Архитекторов, д. 6, кв. 81, которым руководствовалось Общество при расчете платы за коммунальную услугу. В ноябре 2015 года на основании сведений, предоставленных ТСЖ "Континенталь - 6" в базу данных Общества внесена информация о 2-х фактически проживающих граждан в кв.81 многоквартирного дома по адресу: бульвар Архитекторов, д. 6. При этом нарушения, установленные ГЖИ Омской области в части несоответствия формы акта о фактическом проживании на АО "Омск РТС" распространяться не могут поскольку данный акт был составлен не ресурсоснабжающей организацией.
Представленные Обществом с апелляционной жалобой документы, поименованные в пунктах N N 3, 4, 5, 6 приложения к апелляционной жалобе не приобщены к материалам дела и возвращены явившемуся в судебное заседанию представителю Общества, поскольку соответствующего ходатайства заявлено не было и вышеуказанные документы уже имеются в деле.
ГЖИ Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором Инспекция не согласилась с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель АО "Омск РТС" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ГЖИ Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
16.08.2016 в ГЖИ Омской области поступило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 6 по ул. Бульвар Архитекторов в г. Омске, содержащее информацию о том, что Обществом нарушены обязательные требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления услуг.
На основании распоряжения ГЖИ Омской области от 19.08.2016 N 2339 государственным жилищным инспектором Омской области Коротун С.В. проведена внеплановая документарная проверка АО "Омск РТС", в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, о чем составлен акт проверки от 15.09.2016 N 02-03-12/285.
В акте проверки от 15.09.2016 N 02-03-12/285 зафиксировано нарушение жилищного законодательства, а именно: части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354.
В целях устранения выявленного нарушения АО "Омск РТС" было выдано предписание от 15.09.2016 N 02-02-12/54, обязывающее Общество в срок до 18.11.2016 осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) по квартире N 81 за период с 01.11.2015 по 24.06.2016 исходя из количества постоянно и временно проживающих в указанном жилом помещении потребителей.
Не согласившись с выданным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
02.12.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как усматривается из акта проверки от 15.09.2016 N 02-03-12/285, оспариваемого предписания, Инспекцией выявлено нарушение Обществом части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил предоставления Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее Правила N 354), выразившееся в начислении платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) по квартире 81 многоквартирного жилого дома по адресу: бульвар Архитекторов, 6 по нормативу потребления исходя из количества 2 человек. При этом АО "Омск РТС" руководствовалось актом от октября 2015 года о фактическом проживании в указанной квартире двух человек, составленным представителем АО "Омск РТС" в присутствии председателя многоквартирного жилого дома по адресу: бульвар Архитекторов, 6, и реестром о количестве проживающих в вышеуказанном жилом доме, предоставленным ТСЖ "Континенталь - 6".
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу законности выданного АО "Омск РТС" предписания ввиду отсутствия у Общества правовых оснований для начисления по квартире 81 многоквартирного жилого дома по адресу: бульвар Архитекторов, 6 платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) по нормативу потребления исходя из количества 2 человек. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, основанием для начисления собственнику кв. 81 дома N 6 по ул. Бульвар Архитекторов с ноября 2015 года платы по коммунальной услуге (горячее водоснабжение) за 2-х фактически проживающих граждан явился Акт о фактическом проживании от октября 2015 года, составленный представителем АО "ОМСК РТС" в присутствии председателя совета многоквартирного дома (старшего по дому) (т.1 л.д. 46).
Инспекцией в ходе проверки установлено, что индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения в спорной квартире установлен 23.12.2008, но по неподтвержденной информации АО "Омск РТС" в 2012 году у этого индивидуального прибора учета истек срок эксплуатации.
Вместе с тем согласно пунктам 56, 56 (1) Правил N 354 если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта -исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В рассматриваемом случае вышеприведенные требования Правил N 354 не были соблюдены при составлении Акта о фактическом проживании от октября 2015 года.
В Акте о фактическом проживании от октября 2015 года не указана дата составления, акт составлен специалистом Общества, представителем ТСЖ "Континенталь-6" и двумя соседями в отсутствие собственника квартиры, не был им подписан, в акте отсутствует отметка о том, что собственник отсутствовал в момент составления акта, данный акт собственником не получен, в его адрес не направлялся.
В этой связи Акте о фактическом проживании от октября 2015 года не является надлежащим доказательством проживания в спорной квартире двух человек, и соответственно не является основанием для начисления коммунальных услуг исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей.
Между тем согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.04.2013 серии 55-АА N 827160 собственником спорной квартиры является Фольц Э.В. Согласно копии лицевого счета кв.81 многоквартирного дома N 6 по ул. Бульвар Архитекторов в г. Омске в указанной квартире прописан один человек Фольц Э.В.
При таких обстоятельствах АО "Омск РТС" не представлено надлежащих доказательств правомерности начисления платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) по спорной квартире исходя из нормативов потребления коммунальных услуг из расчета на двух потребителей.
Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что требование о признании недействительными и незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов может быть удовлетворено при доказанности в арбитражном суде совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов и закону или иному правовому акту и нарушения ими прав лица, оспаривающего ненормативные акты, решения, действия (бездействия) государственных органов.
В рассматриваемом случае Обществом не приведено норм законодательства, которому, по его мнению, не соответствует оспариваемое предписание, равно как и не приведено доводов о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого предписания незаконным, отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на АО "Омск РТС".
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы АО "Омск РТС" надлежало уплатить государственную пошлину в сумме 1500 руб., а фактически обществом была уплачена в сумме 3000 руб., то 1500 руб. является излишне уплаченной государственной пошлиной и подлежит возврату АО "Омск РТС" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2016 по делу N А46-15538/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Омские распределительные тепловые сети" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 12499 от 22.11.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15538/2016
Истец: АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ