Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Томск |
|
7 февраля 2017 г. |
Дело N А27-20267/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего: судьи Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи (до и после перерыва в судебном заседании)
при участии:
от заявителя: Сухов К.Ю. по доверенности от 17.11.2015 (до 29.06.2018) (до перерыва); Михайлова Е.О. по доверенности от 17.11.2015 (до 29.06.2018) (после перерыва)
от административного органа: без участия
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 08 декабря 2016 года по делу N А27-20267/2016 (судья Власов В.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Москва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
об оспаривании постановления от 22.09.2016 по делу N 50
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Росреестр, Управление, административный орган) о назначении административного наказания по делу N 50 от 22.09.2016.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Кемеровской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2016 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "РЖД" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на отсутствие события и состава вменного административного правонарушения в действиях Общества, поскольку административным органом не представлено доказательств самовольного занятия земельного участка под 283 опорами электроснабжения, линии электропередач вместе с опорами электроснабжения внесены в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, ОАО "РЖД" дважды подвергнуто административному наказанию, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт о признании незаконным Постановления Управления Росреестра.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, с учетом взаимосвязанных положений статей 266, 268, части 1 статьи 272.1 АПК РФ о единоличном рассмотрении апелляционных жалоб на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, с учетом объявленного в судебном заседании 27.01.2017 перерыва на 03.02.2017 (статья 163 АПК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ОАО "РЖД", изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам материалов проверки исполнения земельного законодательства в Тайгинской дистанции электроснабжения и в Кузбасском региональном центре связи, проведенной Тайгинской транспортной прокуратурой, направленных в порядке статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в Управлением Росреестра по Кемеровской области, Яшкинский отдел 19.08.2016 составил в отношении ОАО "РЖД" протокол об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ.
22.09.2016 главным государственным инспектором Яшкинского района и города Тайги по использованию и охране земель рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 50 о нарушении земельного законодательства ОАО "Российские железные дороги", выразившиеся в самовольном занятии ОАО "РЖД" земельного участка под 283 опорами электроснабжения, площадью 283 кв.м, расположенный в границах Тайгинского городского округа вне полосы отвода железной дороги на станции Тайга: ВЛФ1-35 -23 опоры по ул. Пушкина; ВЛФ2-35 21 опора по ул.Добролюбова; ВЛФ610-6 -16 опор по ул. Подгорная и ул. Веерная; ВЛФ608-6 -15 опор по ул. Чкалова и ул. Привокзальная; ВЛФ-606-6 -43 опоры по ул. Чкалова и ул.Щетинкина; ВЛФ1СЦБ -113 опор по ул. Некрасова; ФЗСЦБ -52 опоры по ул. Чкалова, что явилось основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере по 50 000 руб. (с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта наличия в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного ему административного правонарушения, сделав вывод о том, что линии электропередач, принадлежащие ОАО "РЖД" на праве собственности, размещены за пределами полосы отвода железной дороги на землях населенных пунктов, в отсутствие оформленных правоустанавливающих документов на земельный участок, заняты самовольно.
Между тем, судом первой инстанции не учтены следующие нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства.
Статья 7.1 КоАП РФ включена в Главу 7 названного Кодекса "Административные правонарушения в области охраны собственности" и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В силу пунктов 1 статей 25 и 26 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
Из анализа положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ и статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником.
К таким лицам, в соответствии со статьями 5, 41 Земельного кодекса РФ, относятся землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что административный орган вменяет Обществу в вину использование земельного участка под 283 опорами электроснабжения вне полосы отвода железной дороги на станции Тайга общей площадью 283 кв.м.
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В данный Перечень согласно пункту 5 входят линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, исходя из содержания приведенных правовых норм, размещение специальных объектов может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а использование названного объекта недвижимости (земельного участка) возможно без правоустанавливающих документов на землю, а также иных документов, подтверждающих право на использование данного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, федеральным законодательством предусмотрены как основания использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании разрешения уполномоченного органа, так и случаи использования земельных участков, находящихся в государственной собственности без их предоставления в установленном порядке.
Порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Порядок N 486).
Пунктом 4 данного Порядка установлены нормы отвода земли под опоры в зависимости от класса напряжения ВЛ.
Как следует из пункта 5 Порядка N 486 конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
В данном случае из материалов дела следует, что спорные линейные объекты эксплуатируются и находятся в собственности Тайгинской дистанции электроснабжения -структурного подразделения Кузбасского отделения-структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги Филиала ОАО "РЖД" (свидетельство о государственной регистрации права от 04.03.2004, выписка N 32:000/2003-1824 из Единого Госреестра объектов градостроительной деятельности), в качестве основания права собственности на указанные линейные объекты явился сводный передаточный акт от 30.09.2003, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р.
В связи с этим, учитывая, что опоры электроснабжения были установлены до создания ОАО "РЖД" (создано на основании Распоряжения Правительства РФ от 18.09.2003 N 585), в последующем переданы в собственность Общества, использование Обществом спорного земельного участка при отсутствии воли какого-либо владельца этого земельного участка Обществу не вменяется, выводы суда о непредставлении ОАО "РЖД" решения органов местного самоуправления о размещении объектов электроснабжения (линии и опоры электроснабжения) (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 N 213), о самовольном занятии ОАО "РЖД" земельного участка под линиями электропередач за пределами полосы отвода железной дороги на землях населенных пунктов, являются необоснованными.
Административным органом не представлено доказательств того, что спорные линейные опоры электроснабжения не относятся к Перечню объектов, установленному пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
При этом, в нарушение Порядка N 486, Управлением ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не указан, какой именно земельный участок самовольно занят Обществом и где он расположен, указаны только улицы без точного размера, расположенного под спорными линиями земельного участка, общая площадь 283 кв.м. документально не подтверждена, отнесения указанной площади к количеству опор 283, с учетом размещения из них 44 опор на земельном участке, который находится в аренде у ОАО "РЖД" (договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 28.04.2007), не обоснован.
Исходя из изложенного, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, доказательств самовольного занятия или использования земельного участка в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель, административным органом не получено; вопрос о правомерности использования земельного участка под линиями электропередачи определенного класса напряжения, которые ОАО "РЖД" не размещало, административным органом при производстве дела об административном правонарушении с учетом вышеперечисленных положений не исследовался.
При рассмотрении спора судом первой инстанции также непринято во внимание, что фактически Обществу вменяется использование линий электропередач без наличия оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельные участки под опорами электропередач (протокол об административном правонарушении от 19.08.2016, письмо КУМИ Администрации Тайгинского городского округа об отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки), в то время как, с 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В связи с этим, вменяемое ОАО "РЖД" деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Довод ОАО "РЖД" о том, что Общество подвергнуто дважды наказанию за одно нарушение, при указанных обстоятельствах, не имеет правового значения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, исходя из положения части 2 статьи 211 АПК РФ, заявленное ОАО "РЖД" требование подлежит удовлетворению с признанием незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 декабря 2016 года по делу N А27-20267/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 22.09.2016 N 50 о назначении открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" административного наказания по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20267/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области