Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
6 февраля 2017 г. |
А39-5014/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Ахметова Марата Камильевича (Республика Мордовия, Лямбирской район, с. Лямбирь)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.10.2016
по делу N А39-5014/2016,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Ахметова Марата Камильевича о признании незаконным решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 01.07.2016 N 2224,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - Сапунова А.М. по доверенности от 27.12.2016 б/н сроком действия один год, Токарева А.С. по доверенности от 12.01.2017 б/н сроком действия один год,
и установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Ахметов Марат Камильевич (далее - Предприниматель, ИП Ахметов М.К.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 01.07.2016 N 2224 решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство, уполномоченный орган) об отказе в подготовке основных условий пользования участком недр местного значения, расположенного в Тараспольском поисковом участке, для их геологического изучения и размещения на своем официальном сайте в сети Интернет. Заявитель просил суд обязать Министерство подготовить основные условия пользования участком недр местного значения, расположенного в Тараспольском поисковом участке, для их геологического изучения и разместить данные условия на своем официальном сайте в сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.10.2016 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Ахметов М.К. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению Предпринимателя, в связи с отсутствием установленного действующим законодательством порядка размещения условий пользования недрами определенных участков недр местного значения все неустранимые сомнения трактуются в его пользу, следовательно, решение Министерства об отказе в удовлетворении его заявления о размещении таких условий является незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание ИП Ахметов М.К. и его представитель не явились; заявитель направил в суд ходатайство об отложении дела слушанием в связи с невозможностью явиться в суд апелляционной инстанции ввиду болезни и невозможностью направить в судебное заседание представителя ввиду материальных затруднений.
Представители Министерства возражали против удовлетворения ходатайства ввиду его необоснованности; по существу указали на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными либо признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании в связи с необходимостью представления отсутствующим участником процесса дополнительных доказательств. Данной нормой установлено право, а не обязанность отложить судебное заседание.
Ранее в судебное заседания, назначавшееся на 16.01.2017, Предприниматель направлял аналогичное ходатайство, которое суд рассмотрел, удовлетворил и отложил дело слушанием.
В силу части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
Рассмотрев настоящее ходатайство, арбитражный апелляционный суд с учетом его полномочий и мнения представителей Министерства отказал в его удовлетворении, оценив как необоснованное и направленное на срыв судебного заседание, затягивание судебного процесса и рассмотрел дело по существу в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что Ахметов М.К. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за N 305131036100012, является главой крестьянского (фермерского) хозяйства; основным видом его деятельности является смешанное сельское хозяйство, дополнительным видом предпринимательской деятельности - разработка гравийных и песчаных карьеров; добыча глины и каолина (код ОКВЭД 14.21).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 15.08.2011 серии 13 ГА N 529598, N 529599, N 529600, N 529601, N 529602, N 529603; от 03.09.2011 серии 13 ГА N 530426, N 530427 Ахметову М. К. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0308001:267, 13:15:0308001:266, 13:15:0112026:8, 13:15:0308001:265, 13:15:0112026:9, 13:15:0308001:268, 13:15:0112010:567, 13:15:0112010:571, категория: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения коллективного садоводства (том 1 л.д.14-21).
Земельные участки расположены в Лямбирском районе Республики Мордовия.
03.06.2016 ИП Ахметов М.К. обратился в Министерство с заявлением о подготовке основных условий пользования (принадлежащих на праве собственности земельными участками) недр местного значения и размещении данных условий на своем официальном сайте в сети Интернет.
Письмом от 01.07.2016 N 2224 Министерство уведомило Предпринимателя о том, что 19.03.2013 Тараспольский поисковый участок в установленном порядке включен в Перечень участков недр местного значения в Республике Мордовия. В соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Мордовия уполномоченный орган подготовил основные условия пользования обозначенными участками недр местного значения. Основные условия пользования недрами Тараспольского поискового участка 20.03.2013 размещены на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в сети Интернет.
Считая такое решение Министерства незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ИП Ахметов М.К. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и исходил из того, что в рассматриваемом случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения государственного органа.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
Положениями статьи 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.
В силу статьи 18 Закона о недрах законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.04.2012 N 137 утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Мордовия (далее - Порядок N 137).
Согласно пункту 2 Порядка N 137 право пользования участками недр местного значения в Республике Мордовия предоставляется на основании решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия без проведения аукциона, в том числе в случае представления права пользования участком недр местного значения, включенным в утвержденный Министерством Перечень участков недр местного значения, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 N 1 утверждено Положение о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Положение N 1), в силу которого Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим государственное регулирование в области изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, недр, водных ресурсов, объектов животного мира, атмосферного воздуха и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в этой области.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 8 Положения N 1 Министерство, в том числе, разрабатывает и утверждает Перечень участков недр местного значения на территории Республики Мордовия по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; определяет условия пользования участками недр местного значения; принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в утвержденный перечень участков недр местного значения в Республике Мордовия, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Приказом от 31.07.2012 N 646 Министерство утвердило Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения.
Пунктом 2.2 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением Государственной геологической службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2003 N 47-р пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) рекомендовано относить к общераспространенным полезным ископаемым. Пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) включены в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Мордовия, утвержденный распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008 N 1-р/24-р "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Мордовия".
Во исполнение вышеприведенных правоположений Министерство по форме, утвержденной приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687, разработало Перечень участков недр местного значения по Республике Мордовия, в строку 2 которого включен Тараспольский поисковый участок, расположенный в 1,1 км северо-западнее с. Тарасполь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, вид полезного ископаемого - пески.
19.03.2013 Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия утвердил вышеуказанный Перечень.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 137 после включения в установленном порядке участков недр в Перечень участков недр местного значения в Республике Мордовия Министерство подготавливает основные условия пользования данными участками недр местного значения для их геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и размещает данные основные условия на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рассматриваемом случае 20.03.2013 Министерство на своем официальном сайте (www.e-mordovia.ru) в сети Интернет" разместило основные условия пользования недрами на рассматриваемом участке недр местного значения.
Согласно указанных основных условий срок начала работ на Тараспольском поисковом участке - не позднее 1 квартала 2014 года, срок окончания работ - не позднее 2 квартала 2014 года, срок предоставления геологических материалов на экспертизу - не позднее 3 квартала 2014 года.
При установленных обстоятельствах арбитражный суд считает, что со стороны Министерства отсутствует нарушение требований действующего законодательства.
В свою очередь, Предприниматель вопреки требованиям пунктов 3, 4, 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал конкретные нормы права, которым, по его мнению, не соответствует оспариваемое решение, а также не указал на права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением уполномоченного органа.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания незаконным решения государственного органа в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал ИП Ахметову М.К. в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.10.2016 по делу N А39-5014/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.10.2016 по делу N А39-5014/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Ахметова Марата Камильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5014/2016
Истец: ИП Ахметов Марат Кмильевич
Ответчик: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия