г. Ессентуки |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А63-12129/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Шерпеева Заурбека Шатуевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 (судья Аксенов В.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шерпеева З.Ш. (а. Новкус-Артезиан, ОГРН 309264622700012, ИНН 261402443921) к Управлению сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (г. Нефтекумск, ОГРН 1072646000250, ИНН 2614019832) о признании незаконным отказа управления в выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выраженный в форме уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 18.08.2015 N 708, обязании управления устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии ИП главе КФХ Шерпееву З.Ш. в 2016 году в размере 7 434 253,84 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 7 062 577,48 руб., за счет бюджета Ставропольского края - 371 676,36 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601955970, ИНН 2634053310),
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Шерпеева Заурбека Шатуевича - Жидкова Л.С. (по доверенности от 02.06.2016);
от Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края: Кусогонов Т.К. (по доверенности N 01 от 24.06.2016), Голобурдин Ю.А. (по доверенности N 85 от 02.02.2016), Мустафаева Б.Т. (по доверенности N 84 от 02.02.2016);
от Министерства сельского хозяйства Ставропольского края: Дудников С.В. (по доверенности от 01.06.2015),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Шерпеев З.Ш. (далее - глава КФХ, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее-управление) о признании незаконным отказа управления в выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, обязании управления устранить допущенные нарушения путем выплаты в 2015 г. субсидии в размере 7 434 253,84 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 7 062 577,48 руб., за счет бюджета Ставропольского края - 371 676,36 руб.
Определением суда от 03.02.2016 было удовлетворено ходатайство заявителя об изменении заявленных требований от 03.02.2016 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которому просил признать незаконным отказ управления в выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводств, выраженный в форме уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 18.08.2015 N 708, обязании управления устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии ИП главе КФХ Шерпееву З.Ш. в 2016 году субсидии в размере 7 434 253,84 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 7 062 577,48 руб., за счет бюджета Ставропольского края - 371 676,36 руб.(том 2, л.д. 1, 29-31).
Определением суда от 09.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (том 2, л.д. 37-38).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя главы КФХ Шерпеева З.Ш. об обжаловании отказа Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выраженный в форме уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 18.08.2015 N 708, об обязании Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и выплатить ИП главе КФХ Шерпееву З.Ш. в 2016 году субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 7 434 253,84 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 7 062 577,48 руб., за счет бюджета Ставропольского края - 371 676,36 руб., отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с решением суда от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015, предприниматель обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме. По мнению заявителя, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В последующем представитель уточнил апелляционную жалобу и просил отменить решение суда первой инстанции в части отказа в выплате субсидии в общей сумме 7 237 818 рублей 64 копеек, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 6 875 963 рублей 08 копеек и за счет бюджета Ставропольского края в размере 361 855 рублей 56 копеек,
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 по делу N А63-12129/2015 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 в обжалуемой части отменено и принят новый судебный акт. Суд признал незаконным отказ управления в выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выраженный в форме уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 18.08.2015 N 708 и обязал Управление сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и выплатить индивидуальному предпринимателю главе Крестьянско-фермерского хозяйства Шерпееву Заурбеку Шатуевичу в 2016 году субсидии в размере 7 237 818,64 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 6 875 963,08 рублей, за счет бюджета Ставропольского края - 361 855,56 рублей. Суд взыскал с Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1072646000250, ИНН 2614019832) в пользу индивидуального предпринимателя главы КФХ Шерпеева Заурбека Шатуевича (ОГРН 309264622700012, ИНН 261402443921) государственную пошлину в размере 3 000 рублей. В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2016 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 в части признания незаконным отказа управления в выплате субсидии индивидуальному предпринимателю (главе крестьянско-фермерского хозяйства) Шерпееву Заурбеку Шатуевичу оставлено без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. В остальной части постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением суда от 25.10.2016 апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании на 05.12.2016, которое по ходатайству представителя главы КФХ Шерпеева З.Ш. было отложено на 10.01.2017. Кроме того, судом предложено сторонам урегулировать спор путем применения примирительных процедур, а в случае не урегулирования спора, ответчиком представить доказательства невозможности выплаты субсидий.
Определением от 10.01.2017 произведена замена судьи Егорченко И.Н., находящейся в отпуске, а ранее участвовавшей в рассмотрении дела, на судью Сулейманова З.М.
В судебном заседании 10.01.2017 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 16.01.2017.
В судебном заседании 10.01.2017-16.01.2017 представитель индивидуального предпринимателя главы КФХ Шерпеева Заурбека Шатуевича доводы уточненной апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции в части отказа в выплате субсидии отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края с доводами апелляционной жалобой в обжалуемой части не согласились, просили решение суда первой инстанции в указанной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в части отказа в выплате субсидий, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Оставляя постановление суда апелляционной инстанции в части признания действий управления незаконными, суд кассационной инстанции указал, что суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что непрерывное пользование в течение нескольких лет земельными участками получателем субсидии по краткосрочным договорам аренды не противоречит порядку предоставления спорной субсидии N 84-п, установленному Правительством Ставропольского края (в период спорных отношений и обращения предпринимателя к администрации и отказа в предоставлении субсидии действовала редакция данного Порядка от 13.03.2015), а представление предпринимателем договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения на общую площадь 8843 га, не свидетельствует о предоставлении противоречивых данных, поскольку в пользовании предпринимателя могли находиться земельные участки по иным основаниям, в том числе с использованием части земельного участка другого производителя сельскохозяйственной продукции. При этом нормы порядка N 84-п не содержат требований о том, что субсидия выдается исключительно лицам, обладающим зарегистрированными правами на используемые земельные участки. Разница в площади земельных участков свидетельствует о том, что предприниматель представил сведения о площади произведенных посевов и о том, площадь каких именно земельных участков находится в его пользовании по договорам субаренды и такая разница является основанием для перерасчета субсидии, а не для отказа в ее предоставлении. Размер субсидии следует определить из расчета использования предпринимателем земельных участков общей площадью 8843 га, подтвержденных документально правоустанавливающими документами, а общая сумма субсидии должна составить 7 237 818 рублей 64 копейки, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств по делу в части признания незаконным отказа управления в выплате субсидии.
Вместе с тем, отменяя постановление апелляционной инстанции только в части возложения обязанности на управление по выплате субсидий судом кассационной инстанции указано следующее.
Удовлетворяя заявление предпринимателя в части обязания управления устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии и выплатить предпринимателю в 2016 году субсидии в размере 7 237 818 рублей 64 копейки, суд апелляционной инстанции не учел следующего.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу части 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее -Правила N 1431).
В соответствии с пунктами 10 и 11 правил N 1431 (в редакции от 27.01.2015, действовавшей на дату отказа в предоставлении субсидии) распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) принятым в соответствии с ним актом Правительства Российской Федерации. В случае увеличения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусмотренных пунктом 2 указанных правил, расчет размера субсидии, предоставляемой бюджету иного субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании данных, применяемых при расчете размера субсидии в соответствии с пунктом 4 указанных правил на соответствующий финансовый год. Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением о предоставлении субсидии, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, значений показателей результативности использования субсидии, но не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования расходного обязательства из федерального бюджета.
В пункте 5 порядка N 84-п установлено, что документы для получения субсидии предоставляются получателем не позднее 05 декабря текущего года.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Далее суд кассационной инстанции указал о том, что суд апелляционной инстанции, обязывая управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии и выплатить предпринимателю в 2016 году (следующем после обращения в 2015 по итогам 2014 года) субсидии в размере 7 237 818 рублей 64 копеек, не учел указанные выше положения бюджетного законодательства, не установил, освоены ли выделенные на названные цели бюджетные средства, и осуществлено ли их распределение.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции в части возложения обязанности на управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии и выплате предпринимателю в 2016 году субсидии в размере 7 237 818 рублей 64 копеек, и направляя дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции указано о необходимости установить следующие обстоятельства.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, исследовать вопрос об освоении управлением лимитов за 2015 год, предусмотренных на выплату субсидий из федерального и краевого бюджетов, установить наличие или отсутствие зависимости выдачи субсидии от периода заявки и бюджетного финансирования, а также возможность возложения на управление обязанности по выплате субсидии в 2016 году.
Выполняя указание суда кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции предложено Управлению сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края представить суду апелляционный инстанции доказательства о выделении лимитов на предоставление субсидии и освоении Управлением лимитов на 2015 и 2016 годы, предусмотренных на выплату субсидий из федерального и краевого бюджетов и об остатке субсидий, не выплаченных в 2015 и 2016 годах.
Представить доказательства о том, какая имеется зависимость в выдаче субсидий от периода заявки и бюджетного финансирования, с учетом того обстоятельства, что действия Управления об отказе в выплате предпринимателю Шерпееву З.Ш. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выраженный в форме уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 18.08.2015 N 708, признаны незаконными судами апелляционной и кассационной инстанций.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431, Законом Ставропольского края от 06 февраля 2009 г. N 3 -кз "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае", Порядком предоставления субсидии N 84-п, установленному Правительством Ставропольского края, Управлению сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края были выделены субсидии для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства из федерального бюджета и краевого бюджета.
При этом в 2015 году были выделены денежные средства за счет федерального бюджета в сумме 37 716 000 рублей, за счет краевого бюджета в сумме 1 985 100 рублей, а всего в общей сумме 39 701 600 рублей.
В 2016 году были выделены денежные средства за счет федерального бюджета в сумме 32 864 000 рублей, за счет краевого бюджета в сумме 1 745 000 рублей, а всего в общей сумме 34 609 000 рублей.
Как следует из представленных суду отчетов об освоении выделенных денежных средств, сводных реестров получателей на выплату субсидии как помесячно, так и за 2015 и 2016 гг., утвержденных приказами Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выделенные из бюджетов денежные средства были полностью распределены между получателями и освоены в указанных периодах (том 4, л.д. 69-110).
Доказательств того, что имелись остатки денежных средств, а также о том, что выделенные из бюджетов денежные средства не освоены, суду апелляционной инстанции не представлено.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при установленных обстоятельствах суд не вправе в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагать на управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии и выплатить предпринимателю в 2016 году субсидии в размере 7 237 818 рублей 64 копейки, а поэтому в указанной части требования не подлежат удовлетворению.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что денежные средства из федерального бюджета для распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в установленном порядке на 2017 год не выделялись.
Учитывая, что по настоящему делу при новом рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования в части возложения обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии и выплатить предпринимателю в 2016 году субсидии в размере 7 237 818 рублей 64 копейки, не подлежат удовлетворению по иным основаниям, по сравнению с выводами суда первой инстанции, однако, судом первой инстанции в удовлетворении иска в указанной части было отказано, суд апелляционной инстанции считает возможным оставить решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска в указанной части без изменения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с учетом установленных обстоятельств отсутствия в распоряжении управления бюджетных денежных средств для устранения допущенных нарушений, глава КФХ Шерпеев З.П. вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав путем предъявления иска о взыскании денежных средств за счет казны публично-правовых образований.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 в обжалуемой части об отказе в удовлетворении заявления о возложении на управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выплате субсидии и выплатить предпринимателю в 2016 году субсидии в размере 7 237 818 рублей 64 копейки, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2016 по делу N А63-12129/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12129/2015
Истец: Шерпеев Заурбек Шатуевич
Ответчик: Управление сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Управление сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Нефтекумского района
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2806/17
09.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1642/16
23.01.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1642/16
10.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6901/16
04.07.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1642/16
11.03.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12129/15