6 февраля 2017 г. |
Дело N А83-659/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2017.
В полном объёме постановление изготовлено 06.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Елагиной О.К. и Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,
при участии представителей:
от Администрации города Армянска Республики Крым - Мацак А.И., доверенность от 09.01.2017 исх.N 02-02-10/5;
от Управления Федерального казначейства по Республике Крым - Крамаренко М.В., доверенность от 24.12.2016 исх.N 10-29/118;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Армянска Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 октября 2016 года по делу N А83-659/2016 (судья Гайворонский В.И.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Крымтепло" к Администрации города Армянска Республики Крым о взыскании 338 946,52 руб.; при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства по Республике Крым, Финансовое управление администрации города Армянск, общество с ограниченной ответственностью "АСКРОС-Украина",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Крымтепло" (далее - ООО "Компания "Крымтепло") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Армянска Республики Крым о взыскании.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил свои исковые требования, уменьшив сумму иска.
Арбитражный суд Республики Крым определением от 04.05.2016 принял к производству заявление истца об уменьшении исковых требований. Привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "АКРОС-УКРАИНА".
От истца в процессе рассмотрения дела поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания процентов за пользование денежными средствами, с учетом требований статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в размере 69 597,02 руб.
Арбитражный суд Республики Крым определением от 31.10.2016 принял отказ от исковых требований в части взыскания сумы процентов за пользование денежными средствами, с учетом требований ст. 395 ГК РФ, в размере 69 597,02 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31 октября 2016 года исковые требования удовлетворены полностью. Взысканы с Администрации города Армянска Республики Крым в пользу ООО "Компания "Крымтепло" сумма долга по договору подряда N 1 от 02.09.2013 в размере 40 644,00 грн. в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа, сумма долга по договору подряда N 2 от 02.09.2013 в размере 5 298,30 грн. в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа, сумма долга по договору подряда N 3 от 09.12.2013 в размере 17 805,00 грн. в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа, сумма долга по договору подряда N 4 от 09.12.2013 в размере 20 494,00 грн. в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа, сумма долга по договору подряда N 5 от 09.12.2013 в размере 30 890,00 грн. в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа, расходы по оплате государственной пошлины в размере 9267,97 руб., расходы, связанные с привлечением адвоката в размере 50 000,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Армянска Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
До начала судебного заседания 23.01.2017 от ООО "Компания "Крымтепло" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия заявленное ходатайство считает подлежащим удовлетворению.
Представитель Администрации города Армянска Республики Крым в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Крым в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 02.09.2013 между исполнительным комитетом Суворовского сельского совета (заказчик) и ООО "АКРОС-УКРАИНА" (подрядчик) заключен договор подряда N 1 (далее - договор N1).
Согласно пункту 1 договора N 1 заказчик поручает, а подрядчик обеспечивает в соответствии с проектной документацией и условиями договора исполнение работ по текущему ремонту улицы Таврической в селе Суворово.
В соответствии с пунктом 3 договора N 1 состав и объемы работ текущего ремонта, определены сметной документацией, которая является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 4 договора N 1 подрядчик начинает выполнение работ в течение 10 дней с дня подписания договора N 1 и завершает выполнение работ до 31.12.2013.
Пункт 10 договора N 1 определяет, что договорная цена составляет 54 200,00 грн., в т.ч. НДС.
Подрядчик определяет объемы работ и стоимость выполненных работ, которые подлежат оплате, готовит соответствующие документы и предоставляет их для подписания заказчику на протяжении 5 дней после выполнения работ. Заказчик обязан подписать предоставленные подрядчиком документы, которые подтверждают выполнение работ или обосновать причины отказа от их подписания на протяжении 5 дней со дня получения. Оплата выполненных работ осуществляется на протяжении 5 дней со дня подписания документов заказчиком (пункт 60 договора N 1).
Сводным сметным расчетом стоимости строительства (форма N 1) установлена стоимость работ в размере 54 200 грн.
Согласно графику финансирования работ по объекту: "Текущий ремонт улица Таврическая, с. Суворово" и календарному плану выполнения работ стороны согласовали срок выполнения работ (т.1, л.27-28).
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписаны акты выполненных работ по форме КБ-2в и справки о стоимости работ по форме КБ-3, всего на сумму 40 644,00 грн.
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписан акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.03.2014 по объекту: "Текущий ремонт ул.Таврическая, с.Суворово", согласно которому задолженность исполнительного комитета Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК перед ООО "АКРОС-УКРАИНА" составляет 40 644 грн. или 154 447,20 руб.
03.12.2015 между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и ООО "Компания "Крымтепло" подписан договор уступки прав требования (цессии) N 1/3/1ц, согласно которому ООО "АКРОС-УКРАИНА" уступило право требования задолженности за выполненные работы по договору N 1 в сумме 119 655,93 руб. (40 644,00 грн.) ООО "Компания "Крымтепло" (т.1, л.37).
03.12.2015 ООО "АКРОС-УКРАИНА" в адрес Администрации города Армянска Республики Крым направило уведомление об уступке прав требования исх.N 7, которое получено последним 09.12.2015 (т.1, л.36).
02.09.2013 между исполнительным комитетом Суворовского сельского совета (заказчик) и ООО "АКРОС УКРАИНА" (подрядчик) заключен договор подряда N 2 на текущий ремонт ул.Таврическая, с.Суворово (далее -договор N2).
Согласно пункту 1 договора N 2 заказчик поручает, а подрядчик обеспечивает в соответствии с проектной документацией и условиями договора исполнение работ по текущему ремонту улицы Таврической в селе Суворово.
В соответствии с пунктом 3 договора N 2 состав и объемы работ текущего ремонта определены сметной документацией, которая является неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 4 договора N 2 подрядчик начинает выполнение работ в течение 10 дней с дня подписания договора N 2 и завершает выполнение работ до 31.12.2013.
Согласно пункту 5 договора N 2 начало и окончание работ определяется календарным графиком исполнения работ и сдача их заказчику.
Пункт 10 договора N 2 определяет, что договорная цена составляет 7500 грн., в т.ч. НДС.
Подрядчик определяет объемы работ и стоимость выполненных работ, которые подлежат оплате, готовит соответствующие документы и предоставляет их для подписания заказчику на протяжении 5 дней после выполнения работ. Заказчик обязан подписать предоставленные подрядчиком документы, которые подтверждают выполнение работ или обосновать причины отказа от их подписания на протяжении 5 дней со дня получения. Оплата выполненных работ осуществляется на протяжении 5 дней со дня подписания документов заказчиком (пункт 60 договора N 2).
Сводным сметным расчетом стоимости строительства (форма N 1) установлена стоимость работ в размере 7500 грн.
Согласно графику финансирования работ по объекту: "Текущий ремонт улица Таврическая, с. Суворово" и календарному плану выполнения работ стороны согласовали срок выполнения работ (т.1, л.59-60).
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписаны акты выполненных работ по форме КБ-2в и справки о стоимости работ по форме КБ-3, всего на сумму 5298,30 грн.
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписан акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.03.2014 по объекту: "Текущий ремонт ул.Таврическая, с.Суворово", согласно которому задолженность исполнительного комитета Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК перед ООО "АКРОС-УКРАИНА" составляет 5298,30 грн. или 20133,54 руб.
03.12.2015 между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и ООО "Компания "Крымтепло" подписан договор уступки прав требования (цессии) N 1/3ц, согласно которому ООО "АКРОС-УКРАИНА" уступило право требования задолженности за выполненные работы по Договору N 2 в сумме 15 598,19 руб. (5298,30грн.) ООО "Компания "Крымтепло" (т.1, л.69).
03.12.2015 ООО "АКРОС-УКРАИНА" в адрес Администрации города Армянска Республики Крым направило уведомление об уступке прав требования исх.N 6, которое получено последним 09.12.2015 (т.1, л.68).
09.12.2013 между исполнительным комитетом Суворовского сельского совета (заказчик) и ООО "АКРОС УКРАИНА" (подрядчик) заключен договор подряда N 3 на текущий ремонт ул.Бережного, с.Суворово (далее -договор N3).
Согласно пункту 1 договора N 3 заказчик поручает, а подрядчик обеспечивает в соответствии с проектной документацией и условиями договора исполнение работ по текущему ремонту улицы Бережного в селе Суворово.
В соответствии с пунктом 3 договора N 3 состав и объемы работ текущего ремонта определены сметной документацией, которая является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 4 договора N 3 подрядчик начинает выполнение работ в течение 10 дней с дня подписания договора N 3 и завершает выполнение работ до 31.12.2013.
Согласно пункту 5 договора N 3 начало и окончание работ определяется календарным графиком исполнения работ.
Пункт 10 Договора N 3 определяет, что договорная цена составляет 17 805 грн., в т.ч. НДС.
Подрядчик определяет объемы работ и стоимость выполненных работ, которые подлежат оплате, готовит соответствующие документы и предоставляет их для подписания заказчику на протяжении 5 дней после выполнения работ. Заказчик обязан подписать предоставленные подрядчиком документы, которые подтверждают выполнение работ или обосновать причины отказа от их подписания на протяжении 5 дней со дня получения. Оплата выполненных работ осуществляется на протяжении 5 дней со дня подписания документов заказчиком (пункт 60 договора N 3).
Сводным сметным расчетом стоимости строительства (форма N 1) установлена стоимость работ в размере 17 805 грн.
Согласно графику финансирования работ по объекту: "Текущий ремонт улица Бережного, с. Суворово" и календарному плану выполнения работ стороны согласовали срок выполнения работ (т.1, л.75-76).
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписаны акт выполненных работ по форме КБ-2в и справка о стоимости работ по форме КБ-3, всего на сумму 17 805 грн.
03.12.2015 между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и ООО "Компания "Крымтепло" подписан договор уступки прав требования (цессии) N 1/3, согласно которому ООО "АКРОС-УКРАИНА" уступило право требования задолженности за выполненные работы по договору N 3 в сумме 52417,92 руб. (17 805,00 грн.) ООО "Компания "Крымтепло" (т.1, л.81).
03.12.2015 ООО "АКРОС-УКРАИНА" в адрес Администрации города Армянска Республики Крым направило уведомление об уступке прав требования исх.N 5, которое получено последним 09.12.2015 (т.1, л.80).
09.12.2013 между исполнительным комитетом Суворовского сельского совета (заказчик) и ООО "АКРОС УКРАИНА" (подрядчик) заключен договор подряда N 4 на текущий ремонт ул.Октябрьская, с.Суворово (далее -договор N4).
Согласно пункту 1 договора N 4 заказчик поручает, а подрядчик обеспечивает в соответствии с проектной документацией и условиями договора исполнение работ по текущему ремонту улицы Октябрьской в селе Суворово.
В соответствии с пунктом 3 договора N 4 состав и объемы работ текущего ремонта определены сметной документацией, которая является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 4 договора N 4 подрядчик начинает выполнение работ в течение 10 дней с дня подписания договора N 4 и завершает выполнение работ до 31.12.2013.
Согласно пункту 5 договора N 4 начало и окончание работ определяется календарным графиком исполнения работ.
Пункт 10 договора N 4 определяет, что договорная цена составляет 20 494 грн., в т.ч. НДС.
Подрядчик определяет объемы работ и стоимость выполненных работ, которые подлежат оплате, готовит соответствующие документы и предоставляет их для подписания заказчику на протяжении 5 дней после выполнения работ. Заказчик обязан подписать предоставленные подрядчиком документы, которые подтверждают выполнение работ или обосновать причины отказа от их подписания на протяжении 5 дней со дня получения. Оплата выполненных работ осуществляется на протяжении 5 дней со дня подписания документов заказчиком (пункт 60 договора N 4).
Сводным сметным расчетом стоимости строительства (форма N 1) установлена стоимость работ в размере 20 494,00 грн.
Согласно графику финансирования работ по объекту: "Текущий ремонт улица Октябрьская, с. Суворово" и календарному плану выполнения работ стороны согласовали срок выполнения работ (т.1, л.86-87).
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписаны акт выполненных работ по форме КБ-2в и справка о стоимости работ по форме КБ-3, всего на сумму 20 494,00 грн.
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписан акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.03.2014 по объекту: "Текущий ремонт ул.Октябрьская, с.Суворово", согласно которому задолженность исполнительного комитета Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК перед ООО "АКРОС-УКРАИНА" составляет 20 494,00 грн. или 77 877,20 руб.
03.12.2015 между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и ООО "Компания "Крымтепло" подписан договор уступки прав требования (цессии) N 1/3/3ц, согласно которому ООО "АКРОС-УКРАИНА" уступило право требования задолженности за выполненные работы по договору N 4 в сумме 60 334,33 руб. (20 494,00 грн.) ООО "Компания "Крымтепло" (т.1, л.94).
03.12.2015 ООО "АКРОС-УКРАИНА" в адрес Администрации города Армянска Республики Крым направило уведомление об уступке прав требования исх.N 8, которое получено последним 09.12.2015 (т.1, л.93).
09.12.2013 между исполнительным комитетом Суворовского сельского совета (заказчик) и ООО "АКРОС УКРАИНА" (подрядчик) заключен договор подряда N 5 на текущий ремонт ул.Октябрьская, с.Суворово (далее -договор N5).
Согласно пункту 1 договора N 5 заказчик поручает, а подрядчик обеспечивает в соответствии с проектной документацией и условиями договора исполнение работ по текущему ремонту улицы Октябрьской в селе Суворово.
В соответствии с пунктом 3 договора N 5 состав и объемы работ текущего ремонта определены сметной документацией, которая является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 4 договора N 5 подрядчик начинает выполнение работ в течение 10 дней с дня подписания договора N 4 и завершает выполнение работ до 31.12.2013.
Согласно пункту 5 договора N 5 начало и окончание работ определяется календарным графиком исполнения работ.
Пункт 10 договора N 5 определяет, что договорная цена составляет 30 890 грн., в т.ч. НДС.
Подрядчик определяет объемы работ и стоимость выполненных работ, которые подлежат оплате, готовит соответствующие документы и предоставляет их для подписания заказчику на протяжении 5 дней после выполнения работ. Заказчик обязан подписать предоставленные подрядчиком документы, которые подтверждают выполнение работ или обосновать причины отказа от их подписания на протяжении 5 дней со дня получения. Оплата выполненных работ осуществляется на протяжении 5 дней со дня подписания документов заказчиком (пункт 60 договора N 5).
Сводным сметным расчетом стоимости строительства (форма N 1) установлена стоимость работ в размере 30 890 грн.
Согласно графику финансирования работ по объекту: "Текущий ремонт улица Октябрьская, с. Суворово" и календарному плану выполнения работ стороны согласовали срок выполнения работ (т.1, л.100-101).
Между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и исполнительным комитетом Суворовского сельского совета Красноперекопского района РК подписаны акт выполненных работ по форме КБ-2в и справка о стоимости работ по форме КБ-3, всего на сумму 30 890 грн.
01.12.2015 между ООО "АКРОС-УКРАИНА" и ООО "Компания "Крымтепло" подписан договор уступки прав требования (цессии) N 1/1, согласно которому ООО "АКРОС-УКРАИНА" уступило право требования задолженности за выполненные работы по договору N 5 в сумме 90 940,16 руб. (30 890,00 грн.) ООО "Компания "Крымтепло" (т.1, л.106).
03.12.2015 ООО "АКРОС-УКРАИНА" в адрес Администрации города Армянска Республики Крым направило уведомление об уступке прав требования исх.N 4, которое получено последним 09.12.2015 (т.1, л.105).
ООО "Компания "Крымтепло" в адрес Администрации города Армянска Республики Крым направило претензию от 08.12.2015 исх. N 3 с требованием оплаты задолженности по договорам N N 1, 2, 3, 4, 5 до 20.12.2015. Претензия оставлена ответчиком без ответа.
Неисполнение Администрацией города Армянска Республики Крым требований, изложенных в претензии, в добровольном порядке послужило основанием для обращения ООО "Компания "Крымтепло" в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, заслушав представителей, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом (часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", далее - N 6-ФКЗ).
Согласно правовой позиции, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939, нормы N 6-ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
При этом следует отметить, что правоотношения между сторонами возникли на основании законодательства Украины, что в соответствии со статьей 14 АПК РФ является основанием для применения к разрешению спора в вышеуказанных правоотношениях норм материального права Украины, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Таким образом, учитывая то, что условия договоров N N 1, 2, 3, 4, 5 тесно связаны с правом Украины, так как они были заключены на момент нахождения Республики Крым в ее составе и в соответствии с требованиями законодательства Украины, а также то, что нарушение договорных обязательств произошло в период действия на территории Республики Крым гражданского законодательства Украины, применению к спорным взаимоотношениям подлежат нормы материального права Украины.
Заключенные между сторонами договоры N N 1, 2, 3, 4, 5 по своей правовой природе являются договорами подряда, что регулируются главой 61 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) и главой 37 ГК РФ.
В соответствии с требованиями статьи 509 ГК Украины и статьи 173 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХК Украины) обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.
Обязательства возникают по основаниям, установленным статьей 11 ГК Украины и статьей 174 ХК Украины, в частности, из договоров и иных сделок (соглашений); из других юридических фактов, а также непосредственно из актов гражданского законодательства.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 8, 307 ГК РФ.
В соответствии со статьей 837 ГК Украины по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
В силу статьи 526 ГК Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями Кодекса, иных актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины.
Согласно статье 525 ГК Украины односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
В соответствии со статьей 629 ГК Украины договор является обязательным для исполнения сторонами договора.
Статьями 530 ГК Украины определено, что если у обязательства установлен срок его исполнения, то оно подлежит исполнению в этот срок.
Эти статьи корреспондируются со статьями 309, 310, 314, 702 ГК РФ.
В отсутствие доказательств оплаты по договорам суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований о взыскании задолженности по договору N 1 в размере 40 644,00 грн., по договору N 2 в размере 5 298,30 грн., по договору N 3 в размере 17 805,00 грн., по договору N 4 в размере 20 494,00 грн., по договору N 5 в размере 30 890,00 грн. в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа, поскольку основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ подрядчиком.
Факт выполнения работ по указанным выше договорам подтверждается актами выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, подписанными сторонами без замечаний, актами сверки взаимных расчетов, размер задолженности ответчиком не оспаривается.
Срок оплаты, установленный договорами N N 1, 2, 3, 4, 5 наступил, однако обязательства по оплате исполнены не были.
Доказательств оплаты результатов работ ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" от 21.08.2014 N 54-ЗРК (далее - 54-ЗРК) с изменениями, - до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Статьей 40 54-ЗРК, предусмотрено, что полномочия вновь избранных представительных органов муниципальных образований, созданных в соответствии с Законом Республики Крым от 05.06.2014 N 16-ЗРК "О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым", начинаются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.
Полномочия городских, районных, поселковых и сельских советов, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, заканчиваются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.
Полномочия городского, поселковых и сельских советов, а также городского, поселковых и сельских голов города, поселков, сел, не входящих в состав районов Республики Крым, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, прекращаются в день открытия первой сессии представительного органа первого созыва соответствующего городского округа.
Согласно статье 43 54-ЗРК полномочия исполнительных органов городского, поселковых и сельских советов города, поселков, сел, не входящих в состав районов Республики Крым, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, заканчиваются в день образования на соответствующих территориях территориальных органов администраций городских округов, но не позднее 01.11.2014.
На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Крым от 05.05.2014 г. N 16-ЗРК "О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым", Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" в муниципальном образовании городской округ Армянск Республики Крым была создана Администрация города Армянска Республики Крым.
Согласно преамбуле Устава муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым (далее-Устав), утвержденного 3-й сессией 1 созыва Армянского городского совета Республики Крым 14 ноября 2014 года N 19, настоящий Устав разработан в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Крым и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым (далее - муниципальное образование или городской округ), устанавливает формы и порядок участия жителей городского округа в решении вопросов местного значения, определяет структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия и взаимодействие, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий.
Статья 7 Устава определяет, что в состав городского округа Армянск Республики Крым входят следующие населенные пункты: город Армянск; село Суворово; село Волошино; село Перекоп.
В соответствии со статьей 9 Устава правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Крым, Закон Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", иные законы и нормативные правовые акты Республики Крым, настоящий Устав, решения, принятые на местном референдуме, и иные муниципальные правовые акты.
Таким образом, данный Устав должен соответствовать и не противоречить, в том числе, Федеральному закону Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, Закону Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республики Крым" N 54 -ЗРК от 21.08.2014.
Согласно статье 38 Устава - Администрация города Армянска Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенная настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Пунктом 1 решения 2-й сессии Армянского городского совета 1 созыва Республики Крым от 23.10.2014 N 18 "О ликвидации исполнительных органов Армянского городского и Суворовского сельских советов, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014" принято решение ликвидировать исполнительный комитет Суворовского сельского совета (код ЕГРПОУ 36839131). Пунктом 2.6 указанного решения определено обеспечить передачу имущества, находящегося у исполнительного комитета и иных исполнительных органов Армянского городского совета и Суворовского сельского совета, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Армянск. Согласно пункту 3 данного решения вопросы правопреемства исполнительного комитета и иных исполнительных органов Армянского городского совета и Суворовского сельского совета, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, подлежат урегулированию правовыми актами Армянского городского совета.
Решением Армянского городского совета Республики Крым от 30.12.2014 N 63 "Об утверждении ликвидационных балансов и передаче имущества исполнительных органов Армянского городского и Суворовского сельского советов, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014 года" утвержден ликвидационный баланс исполнительного комитета Суворовского сельского совета.
В связи с тем, что Армянским городским советом до настоящего времени не урегулированы вопросы правопреемства относительно исполнительного комитета Суворовского сельского совета, а его полномочия перешли Администрации города Армянска, в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правопреемником исполнительного комитета Суворовского сельского совета (код ЕГРПОУ 3683933) по договорам: N 1 от 02.09.2013 (текущий ремонт ул. Таврическая в с. Суворово); N 2 от 02.09.2013 (текущий ремонт ул. Таврическая в с. Суворово); N 3 от 09.12.2013 (текущий ремонт ул. Бережного в с. Суворово); N 4 от 09.12.2013 (текущий ремонт ул. Октябрьская в с. Суворово); N 5 от 09.12.2013 (текущий ремонт ул. Октябрьская в с. Суворово) является Администрация города Армянска Республики Крым (ОГРН 1149102100542).
В силу п. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По смыслу вышеприведенной статьи необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, т.е. процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Процессуальное правопреемство возможно в силу прямого указания закона и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация города Армянска Республики Крым является функциональным правопреемником исполкома Суворовского сельского совета и ответчиком по настоящему делу.
Таким образом, довод об отсутствии правопреемства между исполкомом и Администрацией является несостоятельным и основан на неверном толковании норм права.
Отсутствие финансирования работ в рамках правоотношений между заказчиком, осуществляющим полномочия по распределению бюджетных средств, и подрядчиком, не может служить основанием для освобождения заказчика от обязанности по оплате в соответствии с условиями договора подряда. Обязанность по оплате результата выполненных работ лежит на заказчике как стороне спорного договора. Обусловленность этой обязанности внешним по отношению к подрядному обязательству обстоятельством, в отношении которого существует неизвестность наступления, противоречит выраженной в части 1 статьи 837 ГК Украины (в пункте 1 статьи 702 ГК РФ) сущности договора подряда как возмездного договора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "Компания "Крымтепло".
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что расходы на финансирование работ по договорам подряда были предусмотрены в бюджете Суворовского сельского совета на 2013 год за счет средств субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам, что все необходимые документы для оплаты данных расходов были предоставлены в отделение Государственной казначейской службы в г.Армянске АРК, но в связи с не прохождением (возвратом) платежей в течение 2013 года через счета распорядителей бюджетных средств, открытых в отделении Государственной казначейской службы в г.Армянске АРК для оплаты данных расходов по состоянию на 01.01.2014, по вышеуказанным расходам сложилась задолженность. В связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации остатки бюджетных средств на счетах местного бюджета были заблокированы Государственной казначейской службой Украины.
В силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N 551 "Об учете средств, заблокированных Государственной казначейской службой Украины на счетах бюджетных учреждений по состоянию на 01.04.2014" установлено, что суммы денежных средств государственных и местных бюджетов на лицевых, регистрационных, специальных регистрационных и прочих счетах, открытых в органах Государственной казначейской службы Украины, заблокированные Государственной казначейской службой Украины по состоянию на 01.04.2014, отнесенные бюджетными учреждениями при формировании бюджетной отчетности на расчеты с дебиторами, подлежат списанию на результат исполнения сметы общего/специального фонда.
Однако, указанные выше правила не означают прекращения гражданско-правового обязательства, а лишь регламентируют вопросы бюджетного учета соответствующих денежных сумм.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Таким образом, оспариваемый судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам, исследованным доказательствам. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ не распределяются, поскольку при подаче жалобы государственная пошлина не уплачена в силу освобождения администрации от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 октября 2016 года по делу N А83-659/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Армянска Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-659/2016
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "КРЫМТЕПЛО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ООО "Акрос-Украина", Управление Федерального казначейства по Республике Крым, Финансовое управление администрации города Армянск
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2621/16