Требование: о взыскании долга по договору аренды
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
г. Хабаровск |
|
07 февраля 2017 г. |
А73-2083/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Монолог", Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 24 мая 2016 г.
по делу N А73-2083/2016
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Паниной А. А.,
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5)
к обществу с ограниченной ответственностью "Монолог" (ОГРН 1122722004206, ИНН 2722113102, место нахождения: 680042, г. Хабаровск, ул. Салтыкова-Щедрина, 1)
о взыскании 4 893 823, 28 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Монолог" о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 30.12.2014 N 1445/2014 за январь 2016 г. в размере 4 688 488,06 руб., из них: 1 562 829,39 руб. в доход федерального бюджета, 3 125 658,67 руб. в доход бюджета Хабаровского края.
Иск мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате арендных платежей в спорный период. Нормативно иск обоснован положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 94, 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Определением от 20.04.2016 судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение суммы исковых требований в связи с допущенной опечаткой в просительной части иска. Согласно уточнениям истец просит взыскать с ответчика 4 893 823,28 руб. (1 631 274,43 руб. в доход федерального бюджета и 3 262 548,85 руб. в доход бюджета Хабаровского края).
Ответчик в письменном отзыве иск не признал, ссылается на несоответствие договорного объема расчетной лесосеки, превышающего установленный лесохозяйственным регламентом лесничества, фактическому объему, поэтому размер арендной платы должен быть уменьшен.
Решением суда от 24 мая 2016 г. иск удовлетворен частично: с общества "Монолог" взыскана задолженность по арендной плате в размере 4 448 929 руб., из них в доход федерального бюджета в размере 1 482 976 руб., в доход краевого бюджета в размере 2 965 953 руб., в доход федерального бюджета 43 149,43 руб. государственной пошлины.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление лесами и общество "Монолог" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Управление в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить иск в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что размер платы по договору аренды правомерно увеличен управлением в соответствии с индексацией на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов" (далее - Постановление Правительства N 310) и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства N 947) поэтому не являются односторонними действиями.
ООО "Монолог" в жалобе просит решение суда изменить в пользу ответчика.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение размера арендной платы, которая поставлена в зависимость от ежегодного объема заготовки древесины. Полагает, что в связи с выявленным не соответствием ежегодно допустимого объема заготовки древесины на переданном в аренду участке, невозможностью заготовки древесины в установленном в договоре объеме, размер платы должен быть пропорционально снижен.
Управление лесами в судебном заседании, а также в отзыве просило отказать в удовлетворении жалобы ответчика как необоснованной со ссылкой на заключенный договор и отсутствие предусмотренных статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации оснований для изменения размера платежей.
Определением суда от 1 августа 2016 г. по ходатайству общества "Монолог" производство по апелляционным жалобам на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановлено до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации по жалобе Управления лесами Правительства Хабаровского края на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 по делу А73-2931/2015 об отказе в передаче на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2015 по делу N А73-2931/2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2015.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2015 по делу N А73-2931/2015 отменены, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 оставлено в силе.
Определением апелляционного суда от 26 декабря 2016 г. производство по апелляционным жалобам общества "Монолог" и Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение от 24 мая 2016 г. по делу N А73-2083/2016 Арбитражного суда Хабаровского края, возобновлено.
Назначено дело к слушанию на 1 февраля 2017 г., информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет.
В судебное заседание 1 февраля 2017 г. представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Повторно рассматривая дело с учетом доводов апелляционных жалоб и возражений на них, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 18.12.2014 N 7 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и обществом "Монолог" (арендатор) 30.12.2014 заключен договор аренды лесного участка N 1445/2014, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2 136 502 гектар, местоположение: кварталы N 1-389 Удыхинского участкового лесничества (бассейна); кварталы N 1-335 Верхнечогарского участкового лесничества (бассейна); кварталы N 1-83, 86-99, 104-112, 115-119, 121-136, 146-299 Верхнеудского участкового лесничества (бассейна); кварталы N 1-119, 127- 133, 147-307 Среднеудского участкового лесничества (бассейна); кварталы N 12-270 Шевлинского участкового лесничества (бассейна); кварталы N 1-344 Шевли-Ланского участкового лесничества (бассейна); кварталы N 1-375 Урминского участкового лесничества (бассейна); условный номер лесного участка 08:246:39:1445 (пункт 1, 2).
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации договора на 25 лет (пункт 29).
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован 12.02.2015, о чем имеется соответствующая отметка регистрирующего органа (номер регистрации 27-27/001-27/074/200/2015-2427/1).
Лесные участки переданы по акту приема-передачи от 28.01.2015.
Согласно пунктам 5, 6 договора и Приложению N 4 арендная плата составляет 53 387 163 руб. в год (из которых: 17 795 721 руб. оплачиваются в федеральный бюджет и 35 591 442 руб. - в бюджет субъекта) и вносится арендатором ежемесячно до 01 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Сумма ежемесячного платежа составляет 4 448 929 руб. (из них: 1 482 976 руб. в доход федерального бюджета, 2 965 953 руб. в доход бюджета Хабаровского края).
В 2016 году ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", применяются с коэффициентом 1,43 согласно пункту 1 части 1 Постановления Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В соответствии с этим положением размер арендной платы по договору изменен арендодателем с учетом применения коэффициента 1,43 и за январь 2016 года начислена арендная плата в размере 4 893 823, 28 руб., в том числе: 1 631 274, 43 руб. в доход федерального бюджета, 3 262 548, 85 руб. в доход бюджета Хабаровского края.
Истец письмом от 07.03.2015 N 07-24/1789 уведомил ответчика об изменении арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Неполное внесение оплаты арендатором, послужило основаниям для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
На основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом споре договор аренды заключен сторонами по результатам аукциона в 2014 году с определением размера арендной платы и порядка ее уплаты.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в части требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости индексации размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке, поскольку плата по заключенному на аукционе договору аренды не относится к категории регулируемых.
В апелляционной инстанции производство по делу приостанавливалось до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации по жалобе Управления лесами Правительства Хабаровского края на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 по делу N А73-2931/2015 об отказе в передаче на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2015 по делу N А73-2931/2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2015.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2015 по делу N А73-2931/2015 отменены, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 оставлено в силе.
По аналогичному спору требования управления удовлетворены, поскольку заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки.
По настоящему делу в пункте 7 договора аренды лесных участков от 18.12.2014 N 7 согласовано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендодатель в лице Управления в письменной форме уведомляет арендатора. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного соглашения и внесения изменений в договор.
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 во исполнение части 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса.
Таким образом, изменение условий, содержащихся в пункте 7 спорного договора недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 25 лет.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в главе 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
На период 2015-2017 годов индексация ставок арендной платы лесного участка предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947.
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 применяются в 2015 году с коэффициентом 1,37, в 2016 году с коэффициентом 1,43, в 2017 году с коэффициентом 1,49.
По настоящему делу в соответствии с указанным постановлением управление лесами с учетом размера коэффициента осуществило перерасчет арендной платы в 2015 г. и уведомило об этом арендатора.
Заключения дополнительного соглашения к договору аренды по правилам пункта 7 договора не требовалось и сторонами не заключалось.
При названных обстоятельствах заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
По изложенным основаниям вывод суда первой инстанции о невозможности изменения размера арендной платы путем применения коэффициента сделан без учета приведенных норм статей 73, 74, 79 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковые требования управлением лесами заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме с учётом уточнения суммы исковых требований.
Согласно уточнениям с ответчика следует взыскать 4 893 823,28 руб., из них: 1 631 274,43 руб. в доход федерального бюджета и 3 262 548,85 руб. - в бюджет Хабаровского края.
Доводы общества "Монолог" об уменьшении размера арендной платы в связи с не возможностью заготовки древесины в установленном в договоре объеме во внимание не приняты.
Договор аренды на условиях аукционной документации ответчик заключил без возражений, внесение изменений в договор в судебном порядке не инициировал.
Кроме того, по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора Лесным кодексом Российской Федерации введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников, в том числе в части как повышения, так и понижения размера арендной платы.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 19.04.2016 расчетная лесосека эксплуатационных лесов Чумиканского лесничества составляет 2 308,20 тыс. куб. м.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
С учетом указанного, довод ответчика о невозможности передаче по договору аренды объема заготовки древесины 900 000 куб. м. со ссылкой исключительно на Лесохозяйственный регламент Чумиканского лесничества о допустимом объеме изъятия древесины 825,9 тыс. куб.м. не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
По указанным основаниям, апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 мая 2016 г. по делу N А73-2083/2016 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Монолог" (ОГРН 1122722004206, ИНН 2722113102) в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053) задолженность по арендной плате за январь 2016 года в размере 4 893 823, 28 руб., в том числе в доход федерального бюджета 1 631 274, 43 руб., в доход бюджета Хабаровского края 3 262 548, 85 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Монолог" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 47 469 руб., по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2083/2016
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "Монолог"