Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2017 г. N Ф07-4386/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А05-9905/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2016 года по делу N А05-9905/2016 (судья Шашков А.Х.),
установил:
Федеральное агентство научных организаций (место нахождения: 119991, Москва, просп. Ленинский, д. 32а; ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Архангельское" (место нахождения: 163032, Архангельская обл., Приморский р-н, п. Луговой; ОГРН 1022901494516, ИНН 2921000537; далее - Предприятие) о взыскании 236 765 руб. 91 коп. задолженности по перечислению в федеральный бюджет части прибыли за 2015 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (место нахождения: 163061, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 302; ОГРН 1022900530278; ИНН 2900000367; далее - Министерство).
Решением суда от 28 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Агентство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на ошибочность вывода суда о том, что полученные Предприятием из бюджета субсидии являются целевым финансированием. Предоставленные унитарному предприятию субсидии подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе нереализационных доходов, возможность их исключения из налогообложения нормами статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не предусмотрена. По мнению Агентства, поскольку полученные Предприятием бюджетные средства подлежат учету в составе его доходов, они также подлежат учету при перечислении части чистой прибыли Предприятия в федеральный бюджет.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу доводы истца не признало, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим судебное заседание состоялось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом, Агентство в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 года N 959, осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
Предприятие, именовавшееся ранее Федеральное государственное унитарное предприятие "Архангельское" Российской академии сельскохозяйственных наук, в силу пункта 89 раздела II Перечня организаций, подведомственных Агентству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2591-р, отнесено к подведомственности Агентства.
Приказом Агентства от 29 апреля 2016 года N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" предписано подведомственным Агентству предприятиям в срок до 15 июня 2016 года перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
Согласно представленной Предприятием бухгалтерской отчетности за 12 месяцев 2015 года и справке о величине чистой прибыли, полученной Предприятием в 2015 году, чистая прибыль Предприятия составила 947 063 руб. 64 коп.
В соответствии с реестром начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2015 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственным Агентству (приложение 2 к протоколу от 29.04.2016 N 3 заседания Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Агентству) Предприятию начислено для перечисления в федеральный бюджет 236 765 руб. 91 коп. прибыли (пункт 49 приложения 2).
В претензии от 07.07.2016 N 007-18.1.2-11/СК-5 Агентство предложило Предприятию перечислить сумму прибыли, подлежавшую внесению в срок до 15.06.2016.
Поскольку в добровольном порядке требования Агентства о перечислении прибыли Предприятием не исполнены, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила), предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В силу пункта 5 указанных Правил руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятиями до 15 июня.
При рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу об отсутствии у Предприятия прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2015 года, расшифровки строки 2340 отчета, следует, что чистая прибыль Предприятия за указанный период в сумме 947 000 руб. образовалась за счет получения Предприятием субсидий из бюджетов в общей сумме 6 424 000 руб., в том числе из федерального бюджета - 1 807 000 руб., из регионального бюджета - 4 617 000 руб.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для получения субсидий в 2015 году явилось исполнение Предприятием обязательств по соглашению от 27.02.2015 N 01-34/126 об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства в 2015 году.
Данные обстоятельства Агентством не опровергнуты, доказательств наличия у Предприятия в 2015 году чистой прибыли без учета денежных средств, направленных на целевое финансирование либо их использование с иной целью, а также доказательств наличия чистой прибыли в результате использования государственного имущества, материалы дела не содержат.
Апелляционная коллегия находит верным вывод суда о том, что предоставленные Предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидии могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия, представителем которого в настоящее время является Агентство.
Полученные Предприятием средства субсидии не могут быть квалифицированы в качестве прибыли от использования государственного имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение, и направление части данных средств Агентству приведет к снижению эффективности их предоставления и не достижению изначальной цели выделения, что противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, поскольку отраженная в отчете о финансовых результатах за 2015 год чистая прибыль Предприятия сложилась вследствие предоставления ему субсидий из федерального и регионального бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственникам унитарных предприятий, суд правомерно указал на отсутствие оснований для взыскания денежных средств и отказал Агентству в удовлетворении иска.
Доводы истца о том, что полученные унитарным предприятием субсидии подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе нереализационных доходов, возможность их исключения из налогообложения нормами статьи 251 НК РФ, не предусмотрена, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой (пункт 1 статьи 247 НК РФ).
К доходам в силу пункта 1 статьи 248 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В силу положений статьи 78 БК РФ субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования. При этом целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 НК РФ). Статья 250 НК РФ не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Агентства - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2016 года по делу N А05-9905/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9905/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2017 г. N Ф07-4386/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ответчик: ФГУП "АРХАНГЕЛЬСКОЕ"
Третье лицо: Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области