город Ростов-на-Дону |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А53-27790/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр магнитно-резонансной томографии Эксперт Ростов" - Тавровой О.В. по доверенности от 01.02.2016 N 2, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр магнитно-резонансной томографии Эксперт Ростов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2016 по делу N А53-27790/2016, принятое судьей Паутовой Л.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр магнитно-резонансной томографии Эксперт Ростов" к заинтересованному лицу - Территориальному органу Росздравнадзора по Ростовской области, о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр магнитно-резонансной томографии Эксперт Ростов" (далее - ООО "МРТ Эксперт Ростов", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к территориальному органу Росздравнадзора по Ростовской области (далее - управление Росздравнадзора, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2016 N 05-445-2016 о привлечении ООО "МРТ Эксперт Ростов" к административной ответственности, предусмотренной ч. 21 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, а также о признании незаконным предписания от 09.09.2016 N 485.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2016 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, сославшись, в том числе в дополнениях к апелляционной жалобе, на то, что в ответ на предписание от 30.06.2016 N 309 обществом в адрес управления Росздравнадзора направлено письмо от 09.08.2016, в котором указало, что действующее законодательство предусматривает возможность осуществления приема медицинскими работниками представителей компаний только в порядке, установленном администрацией медицинской организации, однако не обязывает медицинские организации издавать такие порядки. Внутренний контроль качества в организации ведется, что подтверждается документами, представленными при проведении проверки, а требование Росздравнадзора о необходимости издания единого приказа, а не нескольких локальных актов является необоснованным по причине того, что законодательство не устанавливает требования к формулировкам и/или качеству документов, применяемых при осуществлении внутреннего контроля качества. Управлением Росздравнадзора проверка исполнения предписания от 30.06.2016 N 309 проведена еще до истечения срока его исполнения, то есть до 29.09.2016, а также до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности, в том числе по факту выявления вышеуказанных нарушений. В пункте 5 части 1 статьи 74 и пункте 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ не установлена обязанность медицинской организации осуществлять медицинскую деятельность посредством принятия порядка участия представителей в собраниях медицинских работников. Суд неверно истолковал нормы статьи 87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, которыми установлены общие требования контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В силу статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представил письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 23.05.2016 N ФСТ-16-61.3/309 в отношении ООО "МРТ Эксперт Ростов", установлено, в том числе, что обществом в нарушение действующего законодательства в сфере охраны здоровья граждан не установлен порядок участия представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, а также не установлен порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, данный вид контроля не осуществляется.
Указанные нарушения зафиксированы в пунктах 2, 5 акта проверки от 30.06.2016 N 309, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.06.2016 N 309 (пункты 2, 5) в срок до 12.08.2016.
В период с 15.08.2016 по 09.09.2016 на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 03.08.2016 N ФСТ-16-61.3/485 по адресу места осуществления деятельности общества: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, д. 105, проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за устранением выявленных нарушений, указанных в предписании от 30.06.2016 N 309. По результатам проверки выявлен факт неисполнения предписания от 30.06.2016 N 309 в части пунктов 2 и 5, а именно:
в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) администрацией медицинской организации не установлен порядок участия представителей организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;
в нарушение требований ст. 90 Федерального закона N 323-ФЗ руководителем медицинской организации не установлен порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.09.2016 N 485, обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 09.09.2016 N 485, которым установлен срок для устранения выявленных нарушений - до 09.10.2016.
По факту неисполнения требований пунктов 2, 5 предписания от 30.06.2016 N 309 в отношении общества составлен протокол от 13.09.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 22.09.2016 N 05-445-2016 ООО "МРТ Эксперт Ростов" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлением от 22.09.2016 N 05-445-2016 и предписанием от 09.09.2016 N 485, ООО "МРТ ЭКСПЕРТ Ростов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 21 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 74 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Пунктом 5 части 1 статьи 74 Федерального закона N 323-ФЗ фактически предусмотрено право медицинских работников владеть такой профессиональной информацией, в том числе посредством участия в мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня, а также предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Указанные положения корреспондируют, в частности, с положениями статьи 41 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.
Данные положения также соответствуют части 3 статьи 64 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в силу которой субъекты обращения лекарственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах.
Кром того, положения пункта 5 части 1 статьи 74 Федерального закона N 323-ФЗ корреспондируют с требованиями Приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", которым установлена периодичность обязательного повышения квалификации медицинских работников в зависимости от конкретной специальности.
В силу изложенного администрацией медицинской организации должен быть утвержден порядок участия медицинских работников в собраниях и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Пунктом 2 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
Согласно пункту 1 статьи 85 Федерального закона N 323-ФЗ контроль в сфере охраны здоровья включает в себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 87 Федерального закона N 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется, в том числе в форме внутреннего контроля.
Статьей 90 Федерального закона N 323-ФЗ также предусмотрено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Согласно подпункту "и" пункта 4 Положения "О лицензировании медицинской деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), наличие внутреннего контроля качества является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности также является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности (подпункт "б" пункта 5 Положения N 291).
Однако актом проверки от 30.06.2016 N 309 подтверждается, что в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 74 Федерального закона N 323-ФЗ обществом не установлен порядок участия представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации; не установлен порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, данный вид контроля не осуществляется.
Требование предписания от 30.06.2016 N 309 в части устранения указанных нарушений в срок до 12.08.2016 обществом не исполнены, что подтверждается актом проверки от 09.09.2016 N 485.
В связи с неисполнением указанных требований предписания в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, установленного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе указало, что внутренний контроль качества в организации ведется, что подтверждается документами, представленными при проведении проверки, а требование Росздравнадзора о необходимости издания единого приказа, а не нескольких локальных актов является необоснованным по причине того, что законодательство не устанавливает требования к формулировкам и/или качеству документов, применяемых при осуществлении внутреннего контроля качества.
Однако судом установлено, что в направленном обществом в адрес органа Росздравнадзора письме от 09.08.2016 по вопросу исполнения предписания от 30.06.2016 N 309, а также в ходе проверки в качестве локальных актов, устанавливающих внутренний контроль, представлены приказы от 01.01.2016 N 9 "О назначении ответственного лица по работе с обращениями граждан", от 01.03.2016 N 20 "О назначении ответственного лица по работе с обращениями граждан", от 01.03.2016 N 21 "О создании врачебной комиссии и утверждения положения о врачебной комиссии", от 01.03.2016 N 24 "Об утверждении графика приема граждан", от 01.07.2016 N 30/1 "О создании врачебной комиссии и утверждения положения о врачебной комиссии".
Представленные локальные акты не содержат каких-либо положений, устанавливающих порядок осуществления внутреннего контроля в соответствии с требованиями статей 87, 90 Федерального закона N 323-ФЗ, в том числе в части порядка обеспечения контроля за соблюдением обязательных требований к качеству и безопасности медицинской деятельности, а также порядка персонифицированной оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
Довод общества о том, что управлением Росздравнадзора проверка исполнения предписания от 30.06.2016 N 309 проведена еще до истечения срока его исполнения, то есть до 29.09.2016, а также до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности, в том числе по факту выявления вышеуказанных нарушений, не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из представленных в материалы дела копий предписания от 30.06.2016 N 309, в том числе копии предписания, представленной обществом и заверенной печатью заявителя (том 1, л.д. 16), копии предписания, представленной управлением Росздравнадзора (том 1, л.д. 76 - 77), срок исполнения предписания от 30.06.2016 N 309 был установлен до 12.08.2016. Проверка проведена в период с 15.08.2016 по 09.09.2016, что зафиксировано в акте проверке от 09.09.2016 N 485, подписанном представителем ООО "МРТ ЭКСПЕРТ Ростов" - главным врачом Андреевой Е.А.
Экземпляр копии предписания от 30.06.2016 N 309, в которой указан срок исполнения до 21.09.2016 (том 1, л.д. 34 - 35), критически оценен судом первой инстанции, указанное доказательство не принято судом ввиду сомнений в его достоверности (статья 71 АПК РФ).
То обстоятельство, что общество привлечено к ответственности за неисполнение предписания до того, как арбитражным судом принято решение по вопросу о привлечении общества к ответственности за допущенные им нарушения, не имеет существенного значения. Неисполнение предписания является правонарушением против порядка управления и состоит в невыполнении законных требований предписания контролирующего органа. Доказательства того, что действие предписания было приостановлено, или его требования не соответствовали закону, в том числе по причине отсутствия в действиях организации вмененных ей правонарушений, в материалы дела не представлены.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2016 по делу N А53-27790/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27790/2016
Истец: ООО "ЦЕНТР МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ ЭКСПЕРТ РОСТОВ"
Ответчик: Территориальный орган Росздравнадзор, Территориальный орган Росздравнадзора по РО