Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А32-35201/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ - Стройсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2016 по делу N А32-35201/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ - Стройсервис"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ - Стройсервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 08.09.2016 N 000867 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.12.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ - Стройсервис" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество является субъектом малого предпринимательства, правонарушение является малозначительным.
Отзыв на апелляционную жалобу инспекцией не представлен.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.07.2016 прокуратурой Ленинградского района была проведена проверка соблюдения требований исполнения жилищного законодательства управляющей компанией - ООО "ЖКХ-Стройсервис", осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края на основании предоставленной в установленном порядке лицензии от 12.05.2015 N 281.
В ходе проведения проверки было установлено, что 13.04.2016 в адрес руководителя общества от Алексеева С.В., проживающего в квартире N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края, поступила заявка о проверке и прочистке вентиляционного канала, расположенного в указанной квартире.
В то же время, согласно представленным актам от 02.10.2015, 20.01.2016, 19.04.2016 обследование технического состояния и чистки вентиляционных каналов с целью определения пригодности их для отвода продуктов сгорания газа от газовых приборов в квартире N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края специализированной организацией (ИП Горбань Е.Н., действующей на основании лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выданной 31.07.2012 N 8-Б/00995 и договора от 02.10.2015 N 210) не проводилось. Иные акты, свидетельствующие о проведении и прочистке вентиляционного канала, расположенного в квартире N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края, на момент проверки не представлены.
При этом в ходе обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов с целью определения пригодности их для отвода продуктов сгорания газа от газовых приборов прокуратурой района 05.07.2016 совместно с представителями специализированной организации (ИП Горбань Б.П.), ООО "ЖКХ-Стройсервис установлено, что тяга в вентиляционном канале, расположенном в квартире N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края, отсутствует.
В нарушение требований пунктов 5.5.12, 5.5.6, 2.2.6 Правил N 170 общество, несмотря на поступившую заявку от 13.04.2016, не проведены работы по проверке, прочистке вентиляционных каналов, а также не обеспечено исправное состояние вентиляционных каналов.
Также, не менее чем за три дня до начала проведения работ внутри помещения собственника время доступа в помещение ООО "ЖКХСтройсервис" с собственником помещения с целью проведения работ не согласовано; управляющая организация не приняла меры, необходимые для устранения указанных в заявке недостатков, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявки от Алексеева С.В. не проинформировала заявителя о решении, принятом по заявленному вопросу.
По результатам проверки прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.08.2016, материалы проверки направлены в административный орган для рассмотрения по существу.
Рассмотрев материалы проверки, Государственная жилищная инспекция вынесла постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества от 08.09.2016 N 000867, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, составляет нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Из данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (далее - Правил N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В пункте 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МДК, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с Правилами N 170, статьями 161, 162 ЖК РФ техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 5.6.6 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда, должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях; не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега; проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям; согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с п. 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Согласно подпункту б) п. 5.5.12 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда. Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Пунктом 5.7.2 Правил N 170 установлено, что персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 21.08.2015 между собственником квартиры N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края и ООО "ЖКХ-Стройсервис" заключен договор управления многоквартирным домом N Л-19/51, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Пунктами 3.1.9, 3.1.12 данного договора предусмотрена обязанность управляющей организации выполнять заявки собственника, принимать необходимые для устранения указанных в заявках недостатков. Согласно пункту 3.1.23 договора не менее чем за три дня до начала проведения работ внутри помещения собственника согласовать с ним время доступа в помещение или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри помещения.
Заявка о проверке и прочистке вентиляционного канала в квартире N 51 дома N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края получена обществом "ЖКХ-Стройсервис" 13.04.2016, доказательств исполнения данной заявки и проведения работ по проверке и прочистке вентиляционных каналов материалы дела не содержат.
Кроме того, исходя из актов от 02.10.2015, 20.01.2016, 19.04.2016 обследование технического состояния и чистки вентиляционных каналов с целью определения пригодности их для отвода продуктов сгорания газа от газовых приборов в квартире N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края специализированной организацией не проводилось.
В ходе проведенного при прокурорской проверке 05.07.2016 совместно с представителями специализированной организации обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов с целью определения пригодности их для отвода продуктов сгорания газа от газовых приборов установлено, что тяга в вентиляционном канале, расположенном в квартире N 51 в многоквартирном доме N 19 по ул. Ленина в ст. Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края, отсутствует.
При указанных обстоятельствах административным органом и судом сделан правильный вывод о том, что ООО "ЖКХ-Стройсервис" нарушены требования Жилищного кодекса РФ, Правил N 491, Правил N 170, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку материалы дела не содержат сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении обществом не допущено.
Размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции ст. 7.22 КоАП РФ. Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, как следствие, оснований для снижения штрафа ниже низшего предела санкции статьи 7.22 КоАП РФ у суда не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2016 по делу N А32-35201/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35201/2016
Истец: ООО "ЖКХ - СТРОЙСЕРВИС", ООО "ЖКХ-Стройсервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20616/16