Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф05-3944/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 февраля 2017 г. |
Дело N А41-57968/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
от заявителя, ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение": Володин А.В. по доверенности от 03.02.16 б/н;
от заинтересованного лица, Администрация Истринского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2016 года по делу N А41-57968/16, принятое судьей Плотниковой Н.В., по иску ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" к Администрации Истринского муниципального района Московской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Истринского муниципального района Московской области об обязании ответчика принять у истца по Акту приема-передачи в муниципальную собственность часть жилищного фонда (неприватизированные квартиры) по адресу: МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Советская, д.1, кв. N 1,2, 3; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Гагарина, д.33, кв. N 2; МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.35, кв. N1,4, 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская,д.48, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.49, кв. N 2, 3, 4; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.50, кв. N 1,3; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.51, кв. N 7; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.52, кв. N 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.60 А, кв. N 3, 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.67, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.68, кв. N 2, М.О., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.69, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д 74, кв. N1,4.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие Администрация сельского поселения Букаревское Истринского муниципального района МО, ТУ ФАУГИ по МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2016 года по делу N А41- 57968/16 суд обязал Администрацию Истринского муниципального района Московской области принять у ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" по Акту приема-передачи в муниципальную собственность часть жилищного фонда (неприватизированные квартиры) по адресу: М.О., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Советская, д.1, кв. N1,2, 3; М.О., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Гагарина, д.33, кв. N 2; МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.35, кв. N1,4, 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская,д.48, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.49, кв. N 2, 3, 4; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.50, кв. N 1,3; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.51, кв. N 7; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.52, кв. N 6; М.О., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.60 А, кв. N 3, 6; М.О., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.67, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.68, кв. N 2, М.О., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.69, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д 74, кв. N1,4:.
Не согласившись с решением суда, Администрация Истринского муниципального района Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований в отношении жилищного фонда (неприватизированной квартиры) по адресу: МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п. Глебовский, ул. Октябрьская, д. 60 А, кв. N 3, 6 в связи с нижеследующим.
Согласно исковому заявлению, ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" является правопреемником АОЗТ "Глебовское производственное птицеводческое объединение, образованного в 1992 г. в результате приватизации государственного сельскохозяйственного предприятия - Глебовское производственное птицеводческое объединение.
При приватизации Глебовского производственного птицеводческого объединения объекты жилого фонда в уставной капитал созданного общества не вошли согласно заявления ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение". На балансе ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: М.О, Истринский район, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул. Октябрьская, д.35, д.48, д.49, д.50, д.51, д.60 А, д.67, д.68, д.69, д.74, ул. Советская, д.1, ул.Гагарина, д.33, многоквартирный дом, расположенный по адресу: М.О., Истринский район, с/п Букаревское,.Глебовский, ул. Советская, д.1, жилой дом, расположенный по адресу: М.О., Истринский район, с/п Букаревское, п.Глебовс-й, ул.Гагарина, д.33.
Часть жилых помещений, в судебном порядке были оформлены в собственность гражданами проживающими в указанных жилых домах.
Однако, на часть из них, право собственности не зарегистрировано, что подтверждается представленными в материалы дела Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
В частности, право собственности не зарегистрировано на следующие объекты, расположенные: МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Советская, д.1, кв. N 1,2, 3; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Гагарина, д.33, кв. N 2; МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.35, кв. N1,4, 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская,д.48, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.49, кв. N 2, 3, 4; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.50, кв. N 1,3; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.51, кв. N 7; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.52, кв. N 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.60 А, кв. N 3, 6; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.67, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.68, кв. N 2; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д.69, кв. N 1; МО., Истринский р-н, с/п Букаревское, п.Глебовский, ул.Октябрьская, д 74, кв. N1,4. Истец письмом N 32-ГПО от 26.05.2016 обратился в Администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о принятии жилого фонда по Акту приема-передачи в муниципальную собственность.
Письмом N 3137 от 24.06.2016 ответчик сообщил о невозможности принятия данных объектов в муниципальную собственность.
Отказ ответчика от принятия в муниципальную собственность части жилого фонда (неприватизированных квартир) истец считает незаконным, в связи с чем обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. При этом заинтересованное лицо должно доказать, что факт нарушения его прав и законных интересов имеет место быть.
Согласно п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено гл. 24 АПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" действие данного закона не распространяется на объекты жилищного фонда, ввиду чего объекты жилищного фонда не подлежали приватизации в порядке, предусмотренном данным законом.
Согласно пункту 5 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, принятого Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, стоимость объектов жилищного фонда не включалась в уставный капитал обществ.
Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.
Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), в соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 N 8 относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
В силу положений п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе, здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, должны быть переданы в муниципальную собственность.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.12.1993 N 1325 "О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий" и Положением о порядке передачи объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, обязанность по эксплуатации жилого фонда сохраняется за приватизируемым предприятием до осуществления передачи указанных объектов в установленном порядке в муниципальную собственность.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", предусмотрено, что утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В пункте 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в вышеупомянутом Приложении к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Суд первой инстанции указал, что при рассмотрении дела N А41-18922/16 судом было отмечено, что спорные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность Истринского района.
Согласно пункту 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 (в ред. от 01.08.2000), если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты социально-бытовой сферы, жилищного фонда и предусмотрена передача их в муниципальную собственность, соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации принять их на баланс и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально - бытовой сферы.
Учитывая, что каких-либо действий по принятию в собственность спорных объектов жилого фонда ответчиком не производилось, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии факта незаконного бездействия Администрации Истринского муниципального района Московской области выразившегося в неисполнении обязанности по принятию в собственность объектов недвижимости, несоответствия данного бездействия требованиям указанных выше нормативных правовых актов и нарушения этим бездействием прав и законных интересов общества, которое неосновательно несет бремя по обслуживанию спорных объектов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал требования истца обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда первой инстанции, однако не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований в отношении жилищного фонда (неприватизированной квартиры) по адресу: МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п. Глебовский, ул. Октябрьская, д. 60 А, кв. N 3, 6 в связи со следующим.
В предмет исследования при рассмотрении заявленных в рамках настоящего дела требований входит обстоятельство включения или невключения спорного объекта в план приватизации предприятия - Глебовского производственного птицеводческого объединения.
Так, в материалы дела представлена копия плана приватизации указанного предприятия, утвержденного Председателем комитета по управлению имуществом Истринского района.
Так, в плане приватизации отсутствуют данные в отношении жилищного фонда (неприватизированной квартиры) по адресу: МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п. Глебовский, ул. Октябрьская, д. 60 А, кв. N 3, 6.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции председатель ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" пояснил, что представить необходимые доказательства в отношении данных объектов не может.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств, что жилые помещения, расположенные по адресу: МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п. Глебовский, ул. Октябрьская, д. 60 А, кв. N 3, 6 согласно плана приватизации находятся на балансе заявителя и соответственно подлежат передаче в муниципальную собственность.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика принять у истца по Акту приема-передачи в муниципальную собственность часть жилищного фонда расположенного по адресу: МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п. Глебовский, ул. Октябрьская, д. 60 А, кв. N 3, 6.
Таким образом, решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2016 года в данной части подлежит отмене, требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2016 года по делу N А41-57968/16 отменить в части удовлетворения требований в отношении жилищного фонда (неприватизированной квартиры) по адресу: МО, Истринский р-н, с/п Букаревское, п. Глебовский, ул. Октябрьская, д. 60 А, кв. N 3, 6.
В указанной части иска отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57968/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф05-3944/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение"
Ответчик: Администрация Истринского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Букаревское Истринского муниципального района Московской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ