Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2017 г. N Ф10-2216/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
9 февраля 2017 г. |
Дело N А09-9234/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Григорьевой М.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва) - Петренко П.Г. (доверенность от 04.03.2016 N 212/1/67), в отсутствие представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Мемориал" (г. Брянск, ОГРН 1093254003633, ИНН 3250510793), ответчика - Военного комиссариата Брянской области (г. Брянск), третьих лиц - Кузнецовой Н.А. (Брянская область, Брянский район, п. Супонево), Аноховой Н.К. (Брянская область, г. Фокино), Байрацкой А.Г. (г. Брянск), Бабуриной Т.И. (г. Брянск), Михалевой А.А. (Брянская область, Трубчевский район, д. Телец), Ковалевой А.Н. (Брянская область, Суземский район, с. Негино), Иванюшиной А.Л. (г. Брянск), Макарцевой Н.В. (Брянская область, п. Суземка), Шупиковой Л.А. (Брянская область, п. Суземка), Фроленковой С.П. (Брянская область, г. Севск), Потаповой Н.Г. (Брянская область, г. Фокино), Желнова В.А. (Брянская область, г. Фокино), Дороховой Н.В. (Брянская область, Дятьковский район, д. Березино), Трубкина С.Н. (Брянская область, Дятьковский район, д. Березино), Карпейкиной Н.И. (Брянская область, Дятьковский район, д. Березино), Ковардаковой Л.П. (Брянская область, г. Фокино), Тихомировой Л.В. (Брянская область, г. Фокино), Симаковой Т.В. (Брянская область, г. Фокино), Малышева К.П. (Брянская область, г. Фокино), Федорцовой Т.Е. (Брянская область, г. Фокино), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2016 по делу N А09-9234/2016 (судья Данилина О.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Мемориал" (далее по тексту - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Брянской области (далее по тексту - ответчик) о взыскании 497 780 рублей в счет оплаты работ, выполненных в соответствии с договорами на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников льготной категории граждан.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Кузнецова Н.А., Анохова Н.К., Байрацкая А.Г., Бабурина Т.И., Михалева А.А., Ковалева А.Н., Иванюшина А.Л., Макарцева Н.В., Шупикова Л.А., Фроленкова С.П., Потапова Н.Г., Желнов В.А., Дорохова Н.В., Трубкин С.Н., Карпейкина Н.И., Ковардакова Л.П., Тихомирова Л.В., Симакова Т.В., Малышев К.П., Федорцова Т.Е.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован наличием у комиссариата обязанности компенсировать истцу расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Брянской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что ООО "Мемориал" письменно не обращалось в Военный комиссариат Брянской области с заявлением и необходимыми документами для возмещения именно расходов, указанных в иске, за изготовлением и установкой надгробных памятников, а следовательно, ответчик не отказывал в рассмотрении заявлений с необходимыми документами и возмещении расходов за изготовление и установку надгробных памятников. Сообщает, что в нарушение пункта 7 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в иске общества не указан расчет взыскиваемой суммы. Указывает на непредставление документов, предусмотренных пунктом 38 Порядка. Ссылается на то, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права ввиду неуказания в резолютивной части решения суда, за счет каких средств взыскивается задолженность с Военного комиссариата Брянской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Мемориал", Карпейкина Н.И., Трубкин С.Н., опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда отменить.
Кузнецова Н.А., Анохова Н.К., Байрацкая А.Г., Бабурина Т.И., Михалева А.А., Ковалева А.Н., Иванюшина А.Л., Макарцева Н.В., Шупикова Л.А., Фроленкова С.П., Потапова Н.Г., Желнов В.А., Дорохова Н.В., Ковардакова Л.П., Тихомирова Л.В., Симакова Т.В., Малышев К.П., Федорцова Т.Е. отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Мемориал" (исполнитель) в рамках заключенных с третьими лицами - гражданами (заказчиками) договоров на изготовление и установку надгробных памятников обязался оказать заказчику услуги по изготовлению надгробных памятников на месте погребения умерших (погибших) (пункт 2.2.1 договоров).
Цена и порядок расчетов за выполненные работы согласованы сторонами в разделе 3 заключенных договоров.
Во исполнение условий договора истец по поручению заказчиков выполнил работы на общую сумму 497 780 рублей.
От имени заказчиков в Военный комиссариат Брянской области по районам были направлены заявления о возмещении истцу (исполнителю) в соответствии с действующим законодательством расходов по изготовлению и установке надгробных памятников несовершеннолетним узникам фашизма.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Мемориал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Мемориал" имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с установкой надгробных памятников несовершеннолетним узникам фашизма, оплата которых производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее по тексту - Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235) и Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 8 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в статье 1 которого предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же Закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Закона о ветеранах (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности, льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Закона о ветеранах не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Закона о ветеранах, согласно которой погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей).
Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.
Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы.
При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Закона о ветеранах.
Указанными статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Закона о ветеранах и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
С учетом изложенного гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Закона о ветеранах, пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2017 по делу N А09-7,27/2016, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 53-КГ16-13, от 07.11.2016 N 53-КГ16-20.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2016 по делу N А09-9234/2016 следует отменить, а в иске ООО "Мемориал" отказать.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.08.2016 по делу N А09-9234/2016 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9234/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2017 г. N Ф10-2216/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Мемориал"
Ответчик: Военный комиссариат Брянской области
Третье лицо: Анохова Надежда Константиновна, Бабурина Тамара Ильинична, Байрацкая Анна Григорьевна, Дорохова Наталья Владимировна, Желнов Виктор Александрович, Иванюшина Анжелинка Леонидовна, Карпейкина Нина Ивановна, Ковалева Антонина Николаевна, Ковардакова Любовь Петровна, Кузнецова Наталья Андреевна, Макарцева Нина Викторовна, Малышев Константин Павлович, Министерство обороны Российской Федерации, Михалева Анастасия Андреевна, Потапова Наталья Григорьевна, Симакова Тамара Викторовна, Тихомирова Лариса Петровна, Трубкин Сергей Николаевич, ФедорцоваТатьяна Егоровна, Фроленкова Светлана Павловна, Шупикова Лидия Александровна