г. Челябинск |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А47-8852/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Пирской О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2016 по делу N А47-8852/2016 (судья Кофанова Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "СтройСитиИнвест" - Татьянкина Е.А. (доверенность от 03.02.2017 N 1/2).
Администрация города Оренбурга (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СтройСитиИнвест" (далее - ООО "СтройСитиИнвест", ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "Восточный логистический комплекс" (далее - ООО "ВЛК", ответчик) об обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:031501:101, 56:44:031501:102, 56:44:031501:85 разрешенное использование: "для размещения производственных зданий" на разрешенное использование "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (группа 5 приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"), приведя в соответствие с фактическим видом использования земельных участков.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.12.2016 (резолютивная часть объявлена 06.12.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение норм материального права. Так, по мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления и не может осуществляться правообладателями земельных участков, основан на неверном толковании и применении судом норм материального права. Администрация указывает, что разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:031501:101, 56:44:031501:102, 56:44:031501:85 не соответствует их фактическому использованию, так как на участках расположены объекты торговли. Податель жалобы отмечает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (часть 3 статьи 20, пункт 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Администрация полагает, что вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физических или юридических лиц, не может быть изменен решением органа местного самоуправления, поскольку будет являться превышением полномочий.
До начала судебного заседания от ответчиков поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца и ООО "ВЛК" не явились. От ООО "ВЛК" поступило ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя. С учетом мнения представителя ООО "СтройСитиИнвест" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца и ООО "ВЛК".
В судебном заседании представитель ООО "СтройСитиИнвест" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройСитиИнвест" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 56:44:0315001:101, 56:44:0315001:85 и 252 041/266 700 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:44:0315001:102; ООО "ВЛК" принадлежит 14 659/266 700 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:44:0315001:102, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.2016 N N 56/000/018/2016-9319, 56/000/018/2016-9316, 56/000/018/2016-9317 (л. д. 29, 31, 34).
Земельный участок площадью 7671 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская обл., г. Орен6бург, ул. Терешковой, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:44:0315001, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 24.12.2009, с кадастровым номером 56:44:0315001:101, с разрешенным использованием: размещение производственных зданий, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 21.07.2016 N 56/16-401863 (л. д. 28).
Земельный участок площадью 2667 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская обл., г. Орен6бург, ул. Терешковой, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:44:0315001, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 24.12.2009, с кадастровым номером 56:44:0315001:102, с разрешенным использованием: размещение производственных зданий, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 21.07.2016 N 56/16-402324 (л. д. 30).
Земельный участок площадью 4670 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская обл., г. Орен6бург, ул. Терешковой, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:44:0315001, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2008, с кадастровым номером 56:44:0315001:85, с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, сбыта и заготовок с размещением оптового рынка строительных материалов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 21.07.2016 N 56/16-402012 (л. д. 32, 33).
Ссылаясь на то, что ответчики фактически используют земельные участки для размещения рынка, магазинов и автосервиса, истец обратился к ответчикам с уведомлениями от 15.01.2014 N 1-24-1/138 и от 22.01.2014 N 1-24/296 об обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков на 5 группу видов разрешенного использования: "размещение объектов торговли" (л. д. 12, 13).
21 декабря 2015 года Администрацией составлены акты обследований N N 179/068, 180/068, 181/068, согласно которым спорные земельные участки используются для размещения магазинов и автосервиса (л. д. 14-27).
Полагая, что фактическое использование земельных участков не соответствует сведениям о разрешенном использовании земельных участков, указанным в государственном кадастре недвижимости, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что при наличии у органа местного самоуправления соответствующих полномочий на обращение в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земельных участков, обращение в суд с иском о понуждении ответчика к изменению вида разрешённого использования земельного участка по существу означает реализацию органом местного самоуправления своих административных полномочий в судебном порядке, что противоречит содержанию судебной защиты.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителя ООО "СтройСитиИнвест", не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, подлежат регулированию Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату судебного разбирательства в суде первой инстанции) (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 названного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок, в качестве дополнительных (пункт 14 части 2).
Земельным кодексом Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6-9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 названного Кодекса правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу части 3 статьи 37 названного Кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изменение вида разрешённого использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что возложение судом на ответчика в рамках рассмотренного спора обязанности по изменению вида разрешённого использования земельного участка по существу означает возложение на ответчика публично-правовых полномочий органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
Кроме того, Администрация нормативно не обосновала возможность обязания собственников земельных участков в принудительном порядке изменить вид разрешенного использования участков.
Ввиду указанного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2016 по делу N А47-8852/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8852/2016
Истец: Администрация города Оренбурга
Ответчик: ООО "Восточный логистический комплекс", ООО "СтройСитиИнвест"