Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2017 г. N Ф04-1780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
9 февраля 2017 г. |
Дело N А67-4046/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 февраля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Павловой Ю.И.,
судей: Ждановой Л.И., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Винник А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента финансов Томской области и Администрации города Томска (апелляционное производство N 07АП-10969/2016(1,2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 20 октября 2016 года по делу N А67-4046/2016 (судья Шилов А.В.)
по иску муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска (ИНН 7017004461 ОГРН 1037000087706)
к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (ИНН 7000000885 ОГРН 1037000100719)
о взыскании убытков в размере 1 065 988 рублей 35 копеек,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска (далее по тексту - Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - Департамент финансов, ответчик), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 065 988 рублей 35 копеек убытков.
Исковые требования обоснованы статьями 1, 7, 11, 18, 19, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 10, 84, 85, 86, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статьей 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 55, 60, 61 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Томской области от 10 сентября 2003 года N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и мотивированы отсутствием финансирования расходов, необходимых для исполнения вступившего законную силу решения Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2013 года по делу N2-1693/2013 по обеспечению жильем нуждающегося в получении жилого помещения инвалида Атауллина С.С.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец заявил отказ от требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Определением Арбитражный суд Томской области от 15 сентября 2016 года отказ истца от иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации принят, производство по делу в данной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20 октября 2016 года требования истца удовлетворены частично, с субъекта Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов за счет казны Томской области в пользу муниципального образования "Город Томск" взыскано 966 322 рубля 50 копеек, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами.
Истец, в своей апелляционной жалобе, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку истец впоследствии будет вынужден израсходовать денежные средства из местного бюджета для предоставления жилого помещения другому лицу, нуждающемуся в предоставлении квартиры по договору социального найма в размере рыночной стоимости, кадастровая стоимость объекта устанавливается на уровне рыночной стоимости, следовательно, размер подлежащих взысканию убытков должен определяться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик, в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Департамента финансов, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение для настоящего спора решением Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2013 года по делу N 2-1693/2013 расходное обязательство по предоставлению Атауллину С.С. жилого помещения по договору социального найма признано за муниципальным образованием "Город Томск"; компенсация расходов на предоставление жилого помещения Атауллину С.С. должна осуществляться из федерального бюджета; спорные правоотношения носят межбюджетный характер; произведенные истцом расходы убытками по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются; компенсация расходов со стороны другого публично-правового образования не может ставиться в зависимость от даты их произведения муниципальным образованием "Город Томск", поскольку истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права (возникновении убытков) на дату вступления решения Советского районного суда в законную силу.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором возражал относительно довода Администрации о расчете цены иска.
Истец отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении заседания не направили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу истца, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Атауллин С.С. поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения 25 июля 2000 года.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2013 года по делу N 2-1693/2013 на муниципальное образование "Город Томск" возложена обязанность предоставить Атауллину С.С., как гражданину - инвалиду, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования "Город Томск", соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 28,05 кв. м. по договору социального найма.
Согласно распоряжению главы администрации Кировского района г. Томска от 02 апреля 2014 года N 425 из муниципального жилого фонда Атауллину С.С. предоставлено жилое помещение общей площадью 28,6 кв.м.
04 апреля 2014 года с Атауллиным С.С. заключен договор социального найма N 170. По договору передачи от 09 июня 2014 года N 5704 передано в собственность жилое помещение общей площадью 28,6 кв.м. в порядке приватизации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05 августа 2014 года.
Ссылаясь на то, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма инвалиду и нуждающемуся в улучшении жилищных условий, должно производиться за счет средств Томской области, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
При вынесении решения, суд первой исходил из правомерности заявленных требований; ошибочности определения цены иска исходя из фактической площади переданного объекта недвижимости и его кадастровой стоимости.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
В силу статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона (часть 2).
На основании части 1 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ).
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом N 181-ФЗ граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее - Правила N 614).
Согласно пункту 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил N 614).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области:
формируют списки из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. Очередность в списках устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отдельно из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, формируются списки лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, установленное жилищным законодательством;
ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный Администрацией Томской области, указанные списки, а также иные сведения по запросам Администрации Томской области, предусмотренные действующим законодательством.
Социальная выплата в соответствии с настоящим Законом предоставляется гражданам после зачисления на счет областного бюджета средств федерального бюджета на указанные цели (статья 2 данного закона).
В соответствии со статьей 3 названного закона порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом социальной выплаты гражданам для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность определяется постановлением Администрации Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а "О Порядке предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность" органам местного самоуправления муниципальных образований предписано представлять в Департамент социальной защиты населения Томской области:
1) ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 6 июня 2006 года N 116-ОЗ;
2) ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 6 июня 2006 года N 116-ОЗ.
Социальные выплаты предоставляются только один раз в порядке очередности в соответствии со сводным списком, сформированным и утвержденным в целом по Томской области Департаментом социальной защиты населения Томской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 2 Порядка предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность, утвержденного названным постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а).
В соответствии с пунктами 4-6 указанного Порядка, после поступления средств из федерального бюджета в течение десяти рабочих дней на основании сводного списка Департамент архитектуры и строительства Томской области письменно уведомляет орган местного самоуправления о планируемом выделении социальной выплаты очереднику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты направления Департаментом архитектуры и строительства Томской области уведомления вручает гражданину под роспись письменное уведомление о планируемом предоставлении социальной выплаты и дает разъяснения о порядке предоставления и реализации социальной выплаты.
Гражданин в течение двадцати рабочих дней после получения уведомления представляет в Департамент архитектуры и строительства Томской области заявление на предоставление социальной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с приложением документов.
Принимая во внимание вышеназванные нормы, поскольку Атауллин С.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилой площади до 01.01.2005, то в рассматриваемом случае подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия по реализации мер социальной поддержки инвалидов, включая обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе Томской области.
При этом предоставление жилья на основании договоров социального найма является альтернативой предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, исходя из того, что договор социального найма носит бессрочный характер, и права нанимателей обременяют право собственности муниципального образования на жилые помещения, устраняя, по общему правилу, собственника от реализации правомочий распоряжения ими.
Учитывая, что предоставление мер социальной поддержки нуждающимся на улучшение жилищных условий гражданам производится путем финансирования через систему межбюджетных трансфертов, доведение социальной выплаты до конечного получателя подчинено процедуре согласования сформированного органами местного самоуправления муниципальных образований перечня управомоченных на получение льготы граждан с Департаментом социальной защиты населения Томской области.
Администрацией не представлены доказательства того, что Атауллин С.С. включен в список получателей мер социальной поддержки, и истцом предприняты предусмотренные указанными выше нормативными правовыми актами меры для получения финансирования из федерального бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу для взыскания убытков нужно доказать факт нарушения прав и законных интересов, наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками, виновность причинителя вреда, размер убытков (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал причинения ему убытков неисполнением Российской Федерацией расходных обязательств по предоставлению субвенций для обеспечения жильем граждан, и соответственно нераспределением этих субвенций субъектом Российской Федерации - Томской областью.
В связи с этим, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Неправильное применение норм материального права в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Томской области от 20 октября 2016 года в части удовлетворения иска и принятия в указанной части нового судебного акта об отказе в иске.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 20 октября 2016 года по делу N А67-4046/2016 отменить в части взыскания с субъекта Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области за счет казны Томской области в пользу муниципального образования "Город Томск" 966 322 рублей 50 копеек и принять в указанной части новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4046/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2017 г. N Ф04-1780/17 настоящее постановление отменено
Истец: Муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрация города Томска
Ответчик: Росийская Федерация в лице Министерства Финансов РФ, Томская область в лице Департамента финансов Томской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1780/17
02.06.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1780/17
17.04.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10969/16
09.02.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10969/16
20.10.2016 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4046/16