Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А41-64447/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Шакуровым И.И.,
рассмотрев в судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток Авто" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2016 по делу N А41-64447/16, принятое судьей Обарчуком А.А. в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта Московской области (далее - министерство) от 23.08.2016 серии 50АА N 017689 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 8.4 Кодекса Московской области об административных правонарушениях (далее - КоАП МО), в виде 70 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производств с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения 28.07.2016 мониторинга по пассажирским перевозкам установлено, что в транспортных средствах "Луидор 225000", государственные регистрационные знаки КВ 232 50, Р 195 МУ 750, следовавших по маршруту регулярных перевозок N 8 "а/с Южная-Балашиха-2 - Хим. Завод - а/с Южная" отсутствовали терминалы безналичной оплаты проезда единой транспортной картой.
В связи с этим министерство в лице своего структурного подразделения - Управления регионального административно-транспортного контроля (далее - управление) 09.08.2016 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 23.08.2016 вынесло постановление серии 50АА N 017689, которым привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.4 КоАП МО, в виде 70 000 рублей штрафа.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 8.4 КоАП МО предусмотрена ответственность за нарушение требования к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
Объектом состава вмененного обществу правонарушения являются правоотношения в сфере транспортного обслуживания на территории Московской области.
Объективная сторона данного состава правонарушения состоит в осуществлении перевозки пассажиров по смежным межрегиональным маршрутам (начальный остановочный пункт - Московская область), межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам в отсутствии терминала безналичной оплаты проезда единой транспортной картой.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, городским наземным электрическим, железнодорожным и водным транспортом на территории Московской области, регулируются Законом об организации транспортного обслуживания.
Согласно части 2 статьи 3 Закона об организации транспортного обслуживания, а также пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в сообщении с городом федерального значения (смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок) - межрегиональный маршрут регулярных перевозок между субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом или Севастополем и граничащим с ним субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14.1 Закона об организации транспортного обслуживания на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, должна быть обеспечена возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Из материалов дела следует, что транспортные средства, используемые обществом для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заявленному маршруту N 8 "а/с Южная-Балашиха-2 - Хим. Завод - а/с Южная" не были оборудованы устройством, обеспечивающим пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актом обследования транспортного средства от 28.07.2016 и приложенным к нему фотоматериалами.
Из материалов административного дела также следует, что проверяемое транспортное средство начинало свое движение из городского округа Балашиха Московской области.
Кроме того, в регламентированном Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ порядке спорный смежный маршрут не был установлен, так как до настоящего момента отсутствует Соглашение между Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и Министерством транспорта Московской области об организации смежных маршрутов, сведения о маршруте не включены в Реестр смежных маршрутов, свидетельство об осуществлении перевозок по указанному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок и карта маршрута обществом не получены.
В ходе рассмотрения административного дела обществом доказательств прохождения согласования открытия маршрута с министерством не представлено.
В соответствии со статьей 5 Закона об организации транспортного обслуживания Правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
Согласно Закону об организации транспортного обслуживания и постановлению Правительства Московской области от 27.09.2013 N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Правительство Московской области постановлением от 10.09.2014 N 727/36 утвердило Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком определены правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда на общественном транспорте в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по тарифам, утверждаемым Правительством Московской области и самими перевозчиками, с использованием электронных средств платежа, регулирует вопросы формирования, использования и прекращения действия приобретаемых с их помощью билетов в электронном виде.
Под системой обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Система) в данном Порядке понимается технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области (далее - проезд на общественном транспорте), осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок.
В состав участников названной системы входят, в том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками (далее - перевозчики).
Все участники системы подключаются к ней за счет собственных средств на основе утвержденных Министерством транспорта Московской области и Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области технических условий подключения к системе и протоколов обмена данными с ее использованием.
В рамках созданной системы пользователям обеспечиваются возможности безналичной оплаты проезда на общественном транспорте Московской области, в том числе, оплата проезда с использованием единой транспортной карты.
В соответствии с указанным Порядком функционирования системы Единая транспортная карта и ее приложение на банковской транспортной карте принимаются для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок всеми Перевозчиками в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания.
В данном случае материалами административного дела подтверждается, что на момент проведения министерством (управления) мониторинга терминалы для безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты в транспортных средствах отсутствовали.
Постановление Правительства Московской области от 27.09.2013 N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" издано до внесения изменений в Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" и с момента внесения таких изменений, как подзаконный нормативный правовой акт, применяется в части не противоречащей закону.
По содержанию указанное постановление Правительства Московской области направлено на организацию функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, которая до вступления в силу Закона Московской области от 25.06.2015 N 102/2015-ОЗ носила добровольный характер. Отсутствие соответствующих изменений в постановление Правительства Московской области носит юридико-технический характер и не приостанавливает действие Закона Московской области от 25.06.2015 N 102/2015-ОЗ, имеющего большую юридическую силу, и не препятствует его дальнейшему применению с учетом изменений в законодательстве.
Субъектом административного правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее регулярные перевозки по смежным межрегиональным маршрутам (начальный/ остановочный пункт - Московская область), межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам в отсутствие терминала безналичной оплаты проезда.
В настоящем случае общество является субъектом вмененного ему правонарушения, так как фактически выполняло перевозки по межрегиональному маршруту, открытие и согласование которого с министерством оформлено не было.
Материалами дела подтверждается наличие в его действиях события и состава вмененного ему правонарушения.
Довод общества о нарушении министерством требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) отклоняется как несостоятельный.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц, в редакции Закона, действовавшей на дату мониторинга, его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае факт правонарушения выявлен при проведении мониторинга маршрута N 8 "а/с Южная-Балашиха-2 - Хим. Завод - а/с Южная" без какого-либо взаимодействия сотрудником Минтранса Московской области с обществом, какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований на него не возлагались.
Таким образом, положения Закона о защите прав юридических лиц к действиям министерства в данном случае по проведению мониторинга на маршруте перевозок не применимы.
Что касается доводов общества об отсутствии у министерства (в лице управления) полномочий на проведении мониторинга, что в соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве (транспорта Московской области), утвержденного постановлением Правительства Московской области от 28.11.2007 N 905/28, министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере транспортно-дорожного комплекса Московской области, в том числе транспортного обслуживания населения, проводящим единую государственную политику, осуществляющим координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.
Пунктом 12.24 данного Положения к полномочиям министерства было отнесено осуществление регионального государственного контроля в сфере транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом.
Ссылка общества на незаконность данных норм не может быть принята: на даты совершения указанных действий они не были отменены, изменены, оспорены, признаны недействующими либо недействительными.
Управление (регионального административно-транспортного контроля Министерства транспорта Московской области) является структурным подразделением министерства согласно Приказу Министра транспорта Московской области от 29.08.2014 N 20П-151.
Согласно Положению об управлении (регионального административно-транспортного контроля), утвержденного приказом Министра транспорта Московской области от 31.12.2013 N 288 и действовавшего в период совершения сотрудниками управления оспариваемых действий, последнее создано в целях осуществления административно-транспортного контроля в сфере транспортного обслуживания населения автомобильным, в том числе легковым такси, городским наземным электрическим, водным и железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Московской области.
Данным Положением к задачам управления отнесено:
- осуществление административно-транспортного контроля в сфере транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом;
- осуществление регионального государственного контроля в сфере транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом;
- осуществление мониторинга (систематического наблюдения) за исполнением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области в сфере транспортного обслуживания населения, на территории Московской области;
- осуществление контроля за соблюдением условий договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок;
- организация работы по выявлению и прекращению незаконной деятельности перевозчиков при осуществлении пассажирских перевозок на территории Московской области.
К функциям управления этим Положением отнесены:
- мониторинг (систематическое наблюдение) за исполнением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области в сфере транспортного обслуживания населения, на территории Московской области;
- контроль за соблюдением условий договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок;
- проведение проверки информации, изложенной в заявлениях, обращениях, жалобах граждан и организаций о нарушениях, связанных с качеством обеспечения населения транспортными услугами и по фактам незаконных пассажирских перевозок на территории Московской области;
Названное Положение об управлении (утвержденное приказом Министра транспорта Московской области от 31.12.2013 N 288) не было отменено, оспорено, признано недействующим либо недействительным, а, следовательно, действовало.
Осуществляя мониторинг (систематическое наблюдение) выявления правонарушений в сфере пассажирских перевозок, анализ качества транспортных услуг, предоставляемых населению, выявлению нелегальных перевозчиков на территории Московской области на указанном маршруте, сотрудники управления действовали в соответствии с указанным Положением.
Требования КоАП РФ к порядку, назначению наказания и сроку давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не усматривается.
По сути, доводы общества основаны на необоснованном применении судом отдельных норм права нормативных правовых актов. Между тем эти нормы не оспаривались в порядке нормоконтроля, не признавались судом недействующими, в связи с чем подлежали применению при рассмотрении настоящего дела.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2016 по делу N А41-64447/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64447/2016
Истец: ООО "ВОСТОК АВТО"
Ответчик: Министерство транспорта Московской области Управление регионального административно-транспортного контроля Территориальный отдел N 3
Третье лицо: Министерство транспорта Московской области Управление регионального административно-транспортного контроля Территориальный отдел N 3
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18052/16