Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2017 г. N Ф09-2459/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А50-9068/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.
судей Гладких Д.Ю., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии:
от истца, ООО "ЭСК "ПАРМА": Котельников В.А. на основании доверенности от 09.01.2017, паспорта, Петров А.Ю. на основании доверенности от 31.05.2016, паспорта, Андрушко А.А. на основании доверенности от 09.01.2017, паспорта,
от ответчика, ОАО "МРСК УРАЛА": Огредик О.А. на основании доверенности N ПЭ-020-2017 от 30.12.2016, паспорта,
от третьих лиц: ПАО "Пермская энергосбытовая компания", РСТ Пермского края - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания "Парма",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2016 года
по делу N А50-9068/2016, принятое судьей О.В. Балякиной
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания
"Парма" (ОГРН 1145958004862, ИНН 5904992132)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
третьи лица: публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания", Региональная служба по тарифам Пермского края
о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания "Парма" (далее - ООО "ЭСК "Парма", истец), обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Пермского края к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", ответчик) с требованием о взыскании 5623239,31 руб. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные за период с июля по декабрь 2015 года (с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 АПК РФ протокольным определением от 24.10.2016).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания", Региональная служба по тарифам Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2016 года (резолютивная часть от 24.10.2016, судья О.В. Балякина) исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 3018 573,53 руб. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в период с июля по декабрь 2015 года, 27439 руб. в возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная по платежному поручению N 251 от 19.04.2016 государственная пошлина в размере 8 880 руб.
Истец, не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что суд первой инстанции незаконно применил к отношениям сторон в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 постановление РСТ Пермского края от 16.09.2015 N 69-э, учитывая, что данное постановление вступает в силу со дня его подписания (п. 2 постановления). Ссылаясь на определения Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 578-О, от 21.06.2011 N 778-О-О, от 29.05.2014 N 1082-О, от 27.10.2015 N 2417-О, п. п. 8, 9 Правил юридико-технического оформления проектов правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденных Указом Губернатора Пермского края 11.12.2015 N 170, полагает, что для применения к спорным отношениям в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 Постановления от 16.09.2015 N 69-э должно содержаться в самом постановлении или в ином нормативном акте специальное указание о распространении его действия на отношения, возникшие с 01.07.2015. Учитывая, что такого указания не имелось, в спорный период к отношениям сторон подлежало применению Постановление от 30.06.2015 N 55-э. Полагает, что в спорный период у сторон и суда отсутствовали законные основания не применять Постановление от 30.06.2015 N 55-э, поскольку подобные действия являются нарушением статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Полагает, что принятие судом выписки из протокола заседания правления РСТ в качестве основания для придания обратной силы Постановлению от 16.09.2015 N 69-э является нарушением норм материального права. Пунктом 1 Указа Губернатора Пермского края от 24.07.2008 N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края" установлено, что неопубликованные акты Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, акты исполнительных органов государственной власти Пермского края, подлежащие обязательному опубликованию, не применяются. В соответствии с п.п. 4.2.2, 5.6 Положения о РСТ Пермского края, Региональная служба обязана: публиковать свои решения в установленном порядке, в том числе на официальном сайте РСТ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Принятые РСТ постановления вступают в силу в порядке, определенном указом Губернатора Пермского края. Согласно п. 12 Положения о порядке деятельности правления РСТ Пермского края, утвержденного приказом РСТ Пермского края от 16.06.2014 N СЭД-46-04-02-44, решение правления издается в форме постановления, которое содержит: регистрационный номер и дату принятия; основания для рассмотрения; федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Пермского края, которыми руководствовалось правление при принятии решения; содержание принятого решения по вопросу, выносимому на заседание правления; срок вступления решения в силу. Для того чтобы какое-либо решение правления РСТ Пермского края имело юридическую силу, необходимо, чтобы оно было оформлено постановлением, опубликованным в установленном порядке. Выписка из протокола заседания правления указанным требованиям не соответствует, т.е. не содержит решений РСТ Пермского края по спорному вопросу и применению при разрешении спора не подлежит; ее применение как основание для придания обратной силы Постановлению от 16.09.2015 N 69-э и признания недействительным Постановления от 30.09.2015 N 55-э является нарушением законодательства Пермского края о порядке принятия и действия региональных нормативных правовых актов.
В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали, просил и решение суда изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
От ответчика поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.02.2015 между ОАО "МРСК Урала" (заказчик) и ООО "ЭСК "Парма" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности N 07-89/2015, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии и мощности от точек приема и до точек отпуска (поставки) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих
исполнителю на праве собственности или на ином законном основании в пределах пропускной способности данных объектов, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
Стороны являются смежными сетевыми организациями.
Согласно расчету истца, во исполнение условий договора истец в период с июля по декабрь 2015 год оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии в объеме 37 216 654 кВтч на сумму 4 907 574,08 руб. исходя из ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 0,11175 руб./кВт ч и услуги по передаче мощности в объеме 69 834 кВтч на сумму 18 180 419 руб. исходя из ставки за содержание электрических сетей в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 в размере 264,87694 руб./кВт мес., в период с 16.09.2015 по 31.12.2015 в размере 189,01668 руб./кВт мес. Таким образом, по расчету истца в спорный период ответчику оказаны услуги на 23 087 993,08 руб., услуги оплачены в сумме 17 464 753,77 руб.
Наличие задолженности послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что к отношениям сторон в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 подлежит применению Постановление N 69-э от 16.09.2015, которым устранена техническая ошибка, имевшая место в Постановлении N 55-э от 30.06.3015 (ставка за содержание электрических сетей с 01.07.2015 установлена в размере 189,01668 руб./кВт мес.).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг, обязательной предпосылкой которого является участие покупателя в оптовом рынке или наличие у покупателя заключенного с поставщиком договора купли-продажи электроэнергии, который исполняется надлежащим образом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок заключения и исполнения таких договоров (в том числе между смежными сетевыми организациями) устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежными сетевыми организациями), в соответствии с разделом III Правил N 861.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Для потребителей Пермского края в 2015 году утверждены единые (котловые тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "МРСК Урала" является "котлодержателем", на территории Пермского края установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, где необходимая валовая выручка (НВВ) ОАО "МРСК Урала" определена с учетом затрат смежных сетевых организаций (в том числе и истца). Потребители услуг по передаче электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, оплачивают ОАО "МРСК Урала" стоимость услуг по передаче электроэнергии по сетям сетевых организаций по единым "котловым" тарифам. ОАО "МРСК Урала" производит оплату услуг иных сетевых организаций по индивидуальным тарифам.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и их объемы подтверждены материалами дела, доказательства оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности в ином объеме ответчиком не представлены (ст. 65 АПК РФ), суд первой инстанции правомерно признал обоснованными исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 3018573,53 руб., установив, что оснований для взыскания суммы, превышающей 3018573 руб. 53 коп., не имеется.
При этом, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
По расчету истца в спорный период ответчику оказаны услуги на 23087993,08 руб., услуги оплачены в сумме 17464753,77 руб. В подтверждение объема оказанных услуг истец представил акты снятия показаний с приборов учета конечных потребителей. Объемы конечных потребителей подтверждены третьим лицом - ПАО "Пермская энергосбытовая компания".
При этом, согласно ко контррасчету ответчика объем оказанных услуг соответствует заявленному истцом, стоимость оказанных истцом услуг составляет 20483327,30 руб., услуги оплачены в сумме 17464753,77 руб.
Судом установлено, что ответчик не оспаривает заявленные истцом объемы переданной электрической энергии и мощности, но возражает в отношении стоимости за единицу переданной мощности в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 ссылаясь на следующее.
Постановлением РСТ Пермского края от 24.12.2014 N 56-э истцу на второе полугодие 2015 года установлен двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания "Парма": ставка за содержание электрических сетей - 264,87694 руб./кВт мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 0,10933 руб./кВт ч.
Постановлением РСТ Пермского края от 30.06.2015 N 55-э в Постановление от 24.12.2014 N 56-э внесены изменения, на второе полугодие 2015 года установлена ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 0,11175 руб./кВт ч, ставка за содержание электрических сетей установлена в том же размере - 264,87694 руб./кВт мес.
Постановлением РСТ Пермского края от 16.09.2015 N 69-э в Постановление от 24.12.2014 N 56-э внесены изменения, на второе полугодие 2015 года установлена ставка за содержание электрических сетей в размере 189,01668 руб./кВт мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) установлена в том же размере - 0,11175 руб./кВт ч.
Из протокола заседания правления РСТ Пермского края от 05.10.2016 следует, что в Постановлении N 55-э от 30.06.2015 допущена техническая ошибка, в частности вместо ставки за содержание электрических сетей с 01.07.2015 в размере 189,01668 руб./кВт мес., указана ставка в размере 264,87694 руб./кВт мес. В связи с чем, в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 подлежит применению ставка в размере 189,01668 руб./кВт мес., установленная Постановлением N 69-э от 16.09.2015.
При этом, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом наличие именно технической ошибки в Постановлении N 55-э от 30.06.2015 не оспаривалось.
Более того, третье лицо РСТ Пермского края, привлеченное к участию в деле в отзыве на исковое заявление указало на то, что в Постановлении N 55-э от 30.06.2015 допущена техническая ошибка, в частности вместо ставки за содержание электрических сетей с 01.07.2015 в размере 189,01668 руб./кВт мес., указана ставка в размере 264,87694 руб./кВт мес. С целью устранения указанной ошибки РСТ Пермского края приняло Постановление N 69-э от 16.09.2015, которым данная техническая ошибка устранена, ставка за содержание электрических сетей с 01.07.2015 установлена в размере 189,01668 руб./кВт мес. В связи с чем, в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 подлежала применению ставка в размере 189,01668 руб./кВт мес., установленная Постановлением N 69-э от 16.09.2015 (т. 9 л.д. 122-124). Наличие технической ошибки в Постановлении N 55-э от 30.06.2015 подтверждается выпиской из протокола заседания правления РСТ Пермского края от 05.10.2016.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции установлено, что РСТ Пермского края, действуя в пределах своей компетенции, указало о необоснованности применения истцом в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 ставки в размере 264,87694 руб./кВт мес.; Постановление РСТ Пермского края от 16.09.2015 N 69-э в установленном законом порядке не признано недействующим, учитывая изложенное, а также положения ст. 424 ГК РФ, условия раздела 6 договора от 24.02.2015 о расчетах по тарифам, установленным РСТ Пермского края, суд верно отклонил доводы истца и пришел к выводу о необоснованности применения в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 ставки в размере 264,87694 руб./кВт мес. и применении в указанный период ставки за содержание электрических сетей в размере 189,01668 руб./кВт мес.
Довод о том, что суд первой инстанции незаконно применил к отношениям сторон в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 Постановление РСТ Пермского края от 16.09.2015 N 69-э, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1.1 Положения о РСТ Пермского края, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 N 1057-п (далее - Положение об РСТ Пермского края) РСТ Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края.
Согласно п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6 Положения об РСТ Пермского края основными задачами Региональной службы, в том числе, являются: государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию Региональной службой в соответствии с настоящим Положением; осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением федерального и краевого законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и применению регулируемых цен (тарифов, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на территории Пермского края.
На основании п. п. 3.1.1, 3.1.10 Положения об РСТ Пермского края к функциям РСТ Пермского края относятся, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, осуществление регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности их применения.
В соответствии с п. п. 4.1.5, 4.1.6 Положения об РСТ Пермского края Региональная служба вправе проверять деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам формирования и применения регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, индексов, ставок, размеров платы); разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Региональной службы.
Таким образом, РСТ Пермского края является уполномоченным органом, имеющим право устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги), осуществлять региональный государственный контроль (надзор) за их применением, проверять деятельность юридических лиц по вопросам формирования и применения тарифов, разрабатывать методические материалы и давать рекомендации по всем вопросам, входящим в компетенцию службы, в том числе, и по вопросам применения цен (тарифов).
На основании изложенного, РСТ Пермского края, указав в Протоколе заседания правления РСТ Пермского края от 05.10.2016 на наличие технической ошибки при расчете долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги но передаче электрической энергии по сетям истца, утвержденных Постановлением РСТ Пермского края от 30.06.2015 N 55-э, на необоснованность применения истцом в период с 01.07.2015 но 15.09.2015 ставки в размере 264,87694 руб./кВт мес. и на необходимость применения в указанный период ставки в размере 189,01668 руб./кВт мес., действовала в пределах своей компетенции.
Не подлежит принятию довод о том, что применение в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 Постановления РСТ Пермского края от 16.09.2015 N 69-э, является нарушением действующего законодательства, учитывая, что неприменение указанного постановления регулирующего органа в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 приведет к нарушению норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение указанного положения ФСТ РФ разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), по расчету тарифов на электрическую (тепловую) энергию, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Согласно п. 49 Методических указаний расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с п. 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта РФ. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта РФ на каждом уровне напряжения суммируется НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Основным принципом расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии является обеспечение равенства тарифов для всех потребителей услуг на территории субъекта РФ, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, для чего устанавливаются единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии в целях обеспечения принципа равенства тарифов.
Соответственно, сетевая организация, применяющая в расчетах с потребителями электрической энергии единые (котловые) тарифы, должна оплачивать услуги по передаче электрической энергии других сетевых организаций, участвующих в передаче электрической энергии, по утвержденным органом регулирования тарифам, применяемым для взаимозачетов пары сетевых организаций.
В соответствии с Постановлением РСТ Пермского края N 77-э от 29.12.2014 на территории Пермского края установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, где необходимая валовая выручка (НВВ) ОАО "МРСК Урала" определена с учетом затрат смежных сетевых организаций. Потребители услуг по передаче электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, оплачивают ОАО "МРСК Урала" стоимость услуг по передаче электроэнергии по сетям сетевых организаций по единым "котловым" тарифам, в которые включены затраты на оплату стоимости услуг по передаче электроэнергии по сетям всех сетевых организаций Пермского края.
Для целей распределения между сетевыми организациями средств, полученных от держателя "котла", каждой сетевой организации РСТ Пермского края устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.11.2011. N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), с учетом пункта 42 Правил N 861.
Согласно Основам ценообразования N 1178 и пункта 15 Методических указаний, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. При этом расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации (п. 52 Методических рекомендаций), таким образом, расчет ставки на содержание сетей производится регулирующим органом из объема заявленной мощности, который был представлен сетевой организацией в тарифное дело.
Соответственно, в случае установления двухставочного тарифа, получение регулируемой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности, следовательно, для получения сетевой организацией заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенная регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной территориальной сетевой организацией мощностью.
Как следует из обстоятельств настоящего дела, между сторонами возник спор по вопросу применения индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности), утвержденного для ООО "ЭСК "Парма" на 2-е полугодие 2015 года.
При этом, Постановлением РСТ Пермского края от 24.12.2014 N 56-э для ООО "ЭСК "Парма" на 2015 год утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Согласно указанному постановлению на 1-е полугодие 2015 года ставка на содержание сетей составила 264,87694 руб./кВт, ставка на оплату потерь - 0,10933 руб./кВтч; на 2-е полугодие 2015 года ставка на содержание сетей составила 189,01668 руб./кВт, ставка на оплату потерь - 0,11175 руб./кВтч.
Изменение тарифа для истца во втором полугодии 2015 года обусловлено увеличением состава электросетевого имущества у данной сетевой организации, что следует из письма РСТ Пермского края от 28.07.2015 N СЭД-46-06-12-108, направленном в адрес ответчика. Учитывая, что во втором полугодии 2015 года состав электросетевого имущества у истца увеличился, соответственно размер НВВ увеличился с 3 228,11 тыс. руб. до 13 199,79 тыс. руб., ставка на оплату потерь в этой связи увеличилась с 0,10933 до 0,11175 руб./кВтч, а ставка на содержание сетей, которая также должна измениться, в постановлении РСТ N 55-э осталась прежней - 264,87694 руб./кВт.
Обладая информацией о размере НВВ ООО "ЭСК "Парма" на 2-е полугодие 2015 года - 13 199,79 тыс.руб., а также сведениями о ставке на содержание сетей в размере 264,87694 руб./кВт (из опубликованного Постановления РСТ Пермского края от 30.06.2015 N 55-э), ответчик путем осуществления простого арифметического расчета: размер НВВ/ставку на содержание сетей/6 месяцев (13199,79/264,87694/6) установил величину заявленной мощности Истца на 2-е полугодие 2015 года в размере 8,306 МВт.
Исходя из полученной величины заявленной мощности, в отсутствие согласованной величины заявленной мощности между сторонами, ответчик производил расчеты исходя из величины заявленной мощности в размере 8,306 МВт до представления РСТ Пермского края письмом от 27.08.2015 N СЭД-46-06-09-314 данных о величине заявленной мощности - 11,639 МВт, учтенной при утверждении для истца тарифа.
При этом, при осуществлении арифметического расчета: размер НВВ/величину заявленной мощности/6 мес. (13 199,79/11,639/6) ответчик рассчитал ставку на содержание сетей, которая должна была быть утверждена для истца - 189,01668 руб./кВт.
О выявленной ошибке ответчик сообщил в РСТ Пермского края в регулирующий орган, в результате чего РСТ Пермского края Постановлением от 16.09.2015 N 69-э откорректировала тариф для истца по ставке на содержание сетей и утвердила указанную ставку на 2-е полугодие в размере 189,01668 руб./кВт.
При этом, доводы об ошибке первоначального расчета тарифа для истца подтверждаются также и тем обстоятельством, что состав электросетевого имущества у истца в период с июля по 15 сентября 2015 года не изменялся, равно как и величина НВВ данной сетевой организации. Иного истцом не доказано (ст. 65 АПК РФ), соответственно, у РСТ Пермского края отсутствовали основания для корректироваки тарифа в сентябре 2015 года, т.е. изменение ставки на содержание сетей было произведено в результате обнаружения ошибки в расчете тарифа.
Изложенное соотносится с письменными пояснениями РСТ Пермского края (отзыв на исковое заявление от 06.10.2016 N СЭД-46-04-08-736, Выписка из Протокола РСТ Пермского края от 05.10.2016).
Таким образом, удовлетворение исковых требований но расчету ООО "ЭСК "Парма" приведет к нарушению нрав ответчика, учитывая, что затраты на оплату услуг истца оказанных в период с 01.07.2015 по 15.09.2015 по ставке на содержание сетей в размере 264,87694 руб.кВт, не учтены РСТ Пермского края к едином толовой тарифе, приведут фактическому получению истцом платы за не оказанные услуги, т.е. получению сверхприбыли в размере 2604665 руб. 82 коп. (превышение необходимой валовой выручки, являющейся базовым показателем для установления тарифа), что не соответствует действующему законодательству и нарушает баланс интересов сторон. Более того, возместить данные сверхзатраты в следующем регулируемом периоде невозможно.
Каких-либо иных доводов, которые явились бы основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2016 года по делу N А50-9068/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю.Назарова |
Судьи |
Д.Ю.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9068/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2017 г. N Ф09-2459/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Энергосетевая Компания "Парма"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
Третье лицо: ОАО "ПЕРМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", Региональная служба по тарифам Пермского края