Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора, о признании недействительным отказа от государственного контракта
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А12-57060/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янком 2013" (ИНН 3461005542, ОГРН 1133443004771, 400051, г. Волгоград, ул. Олимпийская, д. 32)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года по делу N А12-57060/2016 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янком 2013" (ИНН 3461005542, ОГРН 1133443004771)
к Комитету Лесного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1153443002107; ИНН 3444200448; 400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19)
о признании недействительным решения об отказе от исполнения договора,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Янком 2013", Комитета Лесного хозяйства Волгоградской области, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N . 41003106767195, 41003106767201.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Янком 2013" (далее - заявитель, ООО "Янком 2013", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать просит недействительным решение Комитета лесного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) от 01 сентября 2016 г. N 2910-21/5793 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.03.2016 г. N 1.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года суд отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Янком 2013".
Общество с ограниченной ответственностью "Янком 2013" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, между комитетом лесного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) и обществом с ограниченной ответственностью "Янком 2013" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт от 24.03.2016 N 1 на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов наземным способом на лесных участках, расположенных на землях лесного фонда на территории Волгоградской области (далее - Государственный контракт).
В силу пункта 1.1 Государственного контракта Исполнитель обязуется своевременно выполнить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов наземным способом на лесных участках, расположенных на землях лесного фонда на территории Волгоградской области и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и произвести их оплату в пределах средств, обусловленных в пункте 3.1 настоящего Контракта (1 096 544,46 рублей).
При этом согласно пункту 1.2 Государственного контракта состав и объем подлежащих выполнению работ определен в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Государственному контракту).
В соответствии с разделом 5 Государственного контракта работы, предусмотренные Контрактом, должны быть выполнены не позднее 20.05.2016;и 20.06.2016.
Срок действия государственного контракта установлен по 30.09.2016, за исключением обязательств по оплате - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно Техническому заданию выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов должно проводиться препаратом - "Димилин".
Согласно пункту 6.1 Государственного контракта, Заказчик осуществляет текущий контроль за выполнением работ, в том числе за соблюдением технологических параметров указанных в Техническом задании. В день заключения Контракта Исполнитель представляет Заказчику копию Декларации о соответствии заверенную держателем подлинника Декларации, копии Свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката и Санитарно-эпидемиологического заключения на препарат, копии Паспортов на оборудование, используемое при проведении работ.
До заключения Государственного контракта на электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" Исполнителем были размещены следующие документы: декларация о соответствии, свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката, Санитарно-эпидемиологическое заключение на препарат, протокол испытаний "димилина", информационный лист безопасности вещества.
22.04.2016 Комитетом было получено уведомление Исполнителя об отказе от исполнения Государственного контракта на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что препарат "Димилин" СП может быть поставлен на территорию Российской Федерации производителем, находящимся в Англии, только в четвертом квартале 2016 г., по плану производства завода-изготовителя.
27.04.2016 Комитетом в адрес Исполнителя была направлена претензия (исх. N 29-10-16-02/2595) с требованием приступить к работам в кратчайшие сроки, согласно условиям Государственного контракта.
28.04.2016 Комитетом направлен ответ Исполнителю об отмене не вступившего в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта и требование об исполнении Государственного контракта в установленные сроки.
Письмами Комитета (от 05.05.2016 N 29-10-16-02/2760, от 10.05.2016 N 29-10-16-02/2879) Исполнителю неоднократно напоминалось об исполнении обязательств по Государственному контракту, а также направлены копии Обоснований проведения химических мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов наземным способом, копии актов весеннего контрольного лесопатологического обследования площадей, намеченных под обработку наземным способом в 2016 году до начала выполнения работ в соответствии с пунктами 4.2.1 и 4.2.2 Г осударственного контракта.
24.05.2016 Комитетом в адрес Исполнителя была направлена претензия (исх. N 29-10-16-02/3353) с требованием незамедлительно приступить к работам по Государственному контракту либо расторгнуть Государственный контракт по соглашению сторон с уплатой ООО "Янком 2013" неустоек (штрафов, пеней).
01.09.2016 Комитетом было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта (далее - решение).
Решение было направлено в адрес Исполнителя 01.09.2016 заказным письмом с уведомлением, телеграммой, по адресу электронной почты и размещено на официальном сайте также 01.09.2016.
Кроме того, 20.10.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области принято решение о включении сведений в отношении ООО "Янком 2013" в реестр недобросовестных поставщиков.
Общество с ограниченной ответственностью "Янком 2013" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Комитета лесного хозяйства Волгоградской области от 01 сентября 2016 г. N 2910-21/5793 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.03.2016 г. N 1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Комитета от 01.09.2016 г. N 29-10-21/5793 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, вынесенное уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Со стороны Комитета, как Заказчика, каких-либо нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, допущено не было.
Согласно пункту 12.1 Государственного контракта, расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Как установлено материалами дела, Исполнитель не приступил своевременно к исполнению работ по Государственному контракту и по состоянию на 01.09.2016 не исполнил обязательства предусмотренные Государственным контрактом.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Довод апелляционной жалобы, что Комитет является казенным учреждением и Государственный контракт N 1 от 24.03.2016 на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов наземным способом на лесных участках, расположенных на землях лесного фонда на территории Волгоградской области (далее - Государственный контракт) был заключен не правоспособным юридическим лицом признается апелляционной коллегией несостоятельным.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", Система органов исполнительной власти Волгоградской области - совокупность организационно объединенных органов исполнительной власти Волгоградской области. В систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят: Губернатор Волгоградской области; Администрация Волгоградской области; иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу, согласно приложению к настоящему Закону (далее - органы исполнительной власти Волгоградской области). В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Волгоградской области входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В законодательстве Волгоградской области термины "исполнительные органы государственной власти Волгоградской области" и "органы исполнительной власти Волгоградской области" используются в одном значении.
Согласно статье 6 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", Комитет Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, участвующим в проведении единой государственной политики и осуществляющим нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем.
Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 г. N 164 (далее - Положение), комитет лесного хозяйства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранение и воспроизводство защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.16 Положения, Комитет осуществляет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Комитета.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года по делу N А12-57060/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-57060/2016
Истец: ООО "ЯНКОМ 2013"
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ